ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

МИФ, РЕАЛЬНОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА X. Л. БОРХЕС, И. КАЛЬВИНО, А. БАРИККО, Г. МАРКЕС, X. КОРТАСАР, А. КАРПЕНТЬЄР

5. Одиночество как следствие насилия, как причина, как средство противостоять ему - главная тема творчества Г. Г. Маркеса

 

Габриель Гарсиа Маркес (род. 1928 г.)

 

Габриэль Гарсиа Маркес - лауреат Нобелевской премии 1982 года по литературе «за романы и рассказы, в которых фантастические и реалистические элементы объединены ради создания щедрого воображаемого мира, в котором отражена жизнь и противоречия Латиноамериканского континента».

Родился писатель в 1928 году в провинциальном городке Аракатаці на берегу Карибского моря. Мальчика воспитывали бабушка и дед. Бабушка стала для него источником сказок, легенд, различных фантастических историй, а дед - реалистичных историй о событиях гражданской войны. В дальнейшей жизни будущего писателя такое воспитание способствовало принадлежности литературного направления «магический реализм», в котором органично соединились элементы действительного и воображаемого, реального и фантастического, бытового и мифологического.

После смерти деда (1936 год) Гарсиа Маркес некоторое время учился в иезуитской школе в Барранкільї, а, получив немного знаний, посещал учебное заведение в городе Зіпакіра, где и получил степень, который отвечал диплома выпускника колледжа в Соединенных Штатах. В 1947 году поступил на юридический факультет Колумбийского университета. Увлекался литературой. Тогда же в газете «Наблюдатель» была напечатана его первая повесть «Третий отказ».

В 1948 году поднял очередной мятеж, который перерос в длительную гражданскую войну, которая охватила в то время много латиноамериканских стран. Университет был закрыт. Маркес переехал в Картахена, где продолжил свое юридическое образование, и через два года стал репортером в «Геральде». На это время он уже был автором нескольких рассказов, а в 1951 году начал работу над повестью «Опавшие листья», действие которой происходило в Макондо, что, кажется, просто таки списана с родной Аракатаки. Один из критиков написал, что автор лишен литературного таланта, и посоветовал ему найти себе другое дело.

В 1954 году Маркес переехал в Боготу и стал работать репортером «Наблюдателя». Когда газету закрыли, остался без средств для существования. В 1955 году увидели свет несколько рассказов, повесть «Палая листва». Заметного успеха эти произведения автору не принесли, однако привлекли внимание критиков и читателей. Как корреспондента газеты Г. Маркеса был командирован в Европу, в частности в Париж. Проработав два года в Европе внештатным журналистом, он устроился на работу в Кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961 году перебрался в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями, а в свободное время писал книги. Через год после выхода повести «Полковнику никто не пишет» (1961) появился сборник рассказов «Похороны Мама-Гранде». В 1967 году коммерческого успеха получил роман «Сто лет одиночества». Первое издание этого произведения раскупили за неделю. По выражению перуанского писателя Варгаса Льоса, то был «литературное землетрясение».

Продолжая жить в Мехико, писатель часто посещал Картахен, свою родину. Поговаривали, что он стал приятелем Фиделя Кастро, несмотря на то, что не все в политике Кубы, где он неоднократно бывал, ему нравилось. Марксистские убеждения Г. Маркеса, его сближение с кубинским коммунистическим лидером стало одной из причин изгнания писателя из США. Въезд в эту страну ему разрешили только после 1971 года.

Начался период популярности писателя. Ему предоставили почетную степень Колумбийского университета, французский орден Почетного Легиона, о творчестве стали писать монографии. Он стал лауреатом Нобелевской премии.

Последнее из опубликованных произведений Г. Маркеса стал роман «Любовь во время холеры» (1990). В последние годы писатель вместе с женой живет в Колумбии, в одном из самых престижных районов Боготы. С 1999 года появилась информация о том, что он болен раком лимфы, а в июне 2000 года несколько изданий даже сообщил о его смерти. Оказалось, преждевременно, потому что в конце 2000 года он живой появился на книжной ярмарке в Гвадалахаре, где сказал: «Моя лимфа отступила, я снова полон сил».

«Осень патриарха» - роман, который продолжил идеи воплощены писателем в произведении «Сто лет одиночества», но в нем внимание сконцентрировано на проблеме диктаторства, тирании. Эта книга стала одной из важнейших для понимания творческих стремлений и взглядов Г. Маркеса, поскольку он сам признал ее главной в своем художественном наследии.

Писатель, прежде чем написать роман, долго (на протяжении 10 лет) изучал проблему диктатуры в Латинской Америке, в совершенстве анализировал личности разных диктаторов. Каждый шаг исследований приносил ему горькое разочарование: один из тиранов истреблял всех черных собак, потому что один из его врагов, убегая от преследований, сменил человеческий облик и превратился в черную собаку; другой закрыл всю республику Парагвай, оставив только одно окно для почты; третий с почестями похоронил свою ногу. Таким образом, Г. Маркес пытался создать обобщенную атмосферу диктатуры.

Название романа имела глубоко символический смысл. «Осень патриарха» указывала на то, что когда диктатор был лучшим, а теперь стал хуже. «Осень», как старость, символизировало упадок всех диктаторов во все времена. Опадали листья, видно было ствол дерева - значит, и президент при всей своей жестокости был жалким. Роман нелегкий для читательского понимания, но он сумел сорвать маску лицемерия, притворства, коварства с отдельного человека и со всего мира.

О смерти старого диктатора возвестили птицы, которые слетелись на запах мертвеца. И только после этого люди осмелились войти к президентскому дворцу. Но они не верили собственным глазам, что он умер, потому что привыкли считать своего президента бессмертным - настолько силен был их страх перед ним.

Так началась повествование романа «Осень патриарха», которая постоянно возвращалась к описанному начала и отталкивалась от него. Смерть диктатора символизировало крах прошлого и открывала путь для будущего, пробуждала нацию от литургического сна, давала ей возможность сбросить с себя цепи рабства.

Однако финал романа остался открытым и неоднозначным. Звонили колокола, гремели барабаны, люди сходили с ума от радости, что закончилось насилия. Тем временем в государственном совете уже заседали новые претенденты на власть, требуя разделить наследство покойника. Таким образом, автор натолкнул на мысль, что всегда будут те, кто хочет поработить, захватить, унизить достоинство нации. Но историческая судьба нации будет зависеть от нее самой и от каждого ее носителя.

Новелла «Старикан с крыльями» вошла в сборник «Необычная и грустная история о доверительной Ерендиру и ее жестокую бабку» (1972).

Мнения исследователей относительно определения жанра произведения разошлись. Одни считали произведение рассказом - притчей (небольшой иносказательный рассказ с символико-философским содержанием, в которой фабула подчинена моралізаторській части произведения), другие - новеллой (эпический жанр, небольшое по объему прозаическое произведение о необычную жизненную событие с неожиданным финалом, напряженной и ярко вимальованою действием). Большинство остановилась на определении новеллы, поскольку произведение строился на одном событии, в котором отражалась парадоксальность явлений бытия; концовка была неожиданной; речь поражала своей лаконичностью и яркостью; героем стала личность, попавшая в необычные жизненные обстоятельства.

В основу произведения положен прием гротеска - сочетание противоположных, несовместимых качеств: высокое предназначение ангела и сверхъестественное существо - уродливое, жалкое, жалкое.

Однажды на дворе Пелайо и Елісенди появилось неизвестное существо - старый дед с крыльями, который не мог вылезти из грязи. Жители поселка высказывали различные предположения относительно этого существа, но так и не смогли определиться. Старик поселился в доме Пелайо, и тот скоро начал зарабатывать на нем деньги. На старого приходили посмотреть, как на чудо, неземное существо. Так было недолго, потому что появилась девушка - паук, которая, кроме того что была необычна внешне, еще и умела говорить. То интерес к старому с крыльями у односельчан исчез. На то время Пелайо и Елісенда обогатились: достроили дом, развели кроликов, зажили зажиточно, и старый стал им ненужен. Он ходил под ногами у хозяев, поэтому Елісенда часто прогоняла его веником. И вдруг герой заболел, все думали, что умрет. Но у него отросли новые крылья как у взрослых птиц. Как-то Пелайо и Елісенда услышали странные звуки во дворе. Когда выглянули, то увидели на крыше своего дома старика, который, легко взмахнув крыльями, улетел.

Старик с крыльями в произведении выступил образом - символом духовности, чистоты.

Кроме него, в произведении изображены и другие образы - символы.

Образы - люди

Образы природы

Образы цивилизации

Старикан с крыльями - божий посланник, символ попрания веры и олицетворение природы

Дождь - символ необходимости духовного очищения земли

Поселок - модель человечества

Мальчик - жестокое дитя больного общества

Морская стихия - бурное и противоречивое жизни

Проволочная сетка курятника - «гетто»

Женщина - паук - символ деградации общества

Крабы - вторжение стихий, обыденности жизни

Цирк - абсурд, пародия бытия

Пелайо и Елісенда - воплощение прагматизма

 

Пять сентаво - цена отчуждения

Новеллу Г. Маркеса часто сравнивали с балладой И. Драча «Крылья», поскольку они имели общие и отличительные черты.

Совместное

Отличное

1. Сочетание мифа и реальности

1. Образ дяди Кирилла - конкретный, четкий, это образ реального человека

2. Утверждение мысли, что люди не всегда готовы к осознанию высоких божественных истин, воспринимают дар божий как лишний груз

2. Герой Маркеса - образ-символ, образ-обобщение

3. Использование дара божьего (ангела, крыльев) в корыстных интересах

3. Финал произведения. Драча звучит оптимистичнее

4. Использование средств сатиры

 

5. Боль, переживания за будущее человечества

 

Одно из главных мест в творчестве писателя принадлежало и повести «Полковнику никто не пишет». Произведение было написано в 1958 году. Известно, что повесть вошла в одноименный сборник его произведений, куда были помещены еще рассказы 1947 - 1972 гг. Книга издана в Боготе на средства, которые собрали друзья писателя.

Главный герой произведения - 75-летний полковник, ветеран гражданской войны, которая закончилась уже 56 лет спустя. Девятнадцать лет назад, когда Конгресс принял закон о пенсии, начался процесс признания, который длился восемь лет. После этого прошло еще шесть лет, прежде чем полковника включили в список пенсионеров «12 августа 1949 года». Так было написано в последнем письме, который получил полковник. Все это время он вместе со своей женой ждал сообщения об долгожданную пенсию. Супруги жили в жесточайшей нищете, к тому же жена была больна астмой. Боли добавила потеря единственного сына Августина, которого девять месяцев назад убили. В доме у них жил петух, на которого они тратили определенные средства как на полноправного члена семьи.

Не имея средств для существования, супруги начали продавать вещи из собственного дома. Деньги жена хранила под матрасом, завязав их в платок, равномерно распределяя их между собой и петухом.

Каждый раз, когда полковник отправлялся встречать в порту почтовый катер, в их доме вспыхивала надежда, которая угасала после его возвращения. С огромным трепетом в душе герой наблюдал, как катер швартовался возле берега, а потом из него выносили сумки с письмами. «Инспектор продолжал раскладывать почту. Полковник смотрел на ящик с его буквой. Письмо "авиа» с голубой полоской по краям только усиливал его напряжение. Врач сломал печать на пачке с газетами. Он просматривал главные новости, а полковник не отводил глаз от ящика - ждал, когда инспектор остановится на нем. Но этого не произошло. Врач оторвался от газет. Посмотрел на полковника. Потом поднял взгляд на инспектора, который подсел к телефонному аппарату, и снова посмотрел на полковника, показав глазами, что пора уже идти». Пятнадцать лет ожидания обострили его интуицию и тревогу. В такие минуты ему приходилось просто врать, что он ничего и не ждал, поскольку ему некому было писать. Вернувшись домой, полковник долгое время не мог очнуться, а потом брался просматривать газету с надеждой найти там заметку о ветеранах. Десять лет такого чтения научили его верить, что лучшие новости еще впереди. Он решил добиться правды, для этого в очередной раз пошел к адвокату. Однако тот не смог найти важного документа - соглашения, и ко всему добавил еще и то, что прошло слишком много времени.

Минорного звучания повести предоставила еще и картина осени. Действие произведения проходила в октябре, когда постоянно шел дождь, на улице было прохладно и сыро. В такие дни полковник чувствовал себя нехорошо и надеялся, что все это через дожди и холодную осень. Он так думал, чтобы успокоить себя, ведь верил в то, что ему обязательно необходимо дожить до того дня, когда к нему наконец придет долгожданное письмо.

Следующую надежду на выживание полковник возлагал на петуха, которого жена просила продать, чтобы он не напоминал ей об утрате сына. Однажды вечером, 3 января, сын пошел на очередные бои петухов с надеждой заработать деньги в выигрыше и не вернулся. Полковник категорически отказался это делать, поскольку через три месяца, снова в январе, начнутся бои петухов и они смогут выиграть их. А пока что оставался единственный выход - ждать.

Следовательно, своими произведениями Г. Маркес пытался донести до читателей, что в Латинской Америке существовало две болезни в общественных взаимоотношениях - это насилие и одиночество. Итак, ведущей темой творчества стала тема одиночества.

 

Мастерство Г. Маркеса:

1. сочетание элементов действительного и воображаемого, реального и фантастического, бытового и мифологического;

2. стремление к универсальности образов;

3. попытки осмыслить исторический опыт человечества в широком мифологическом и культурном контексте;

4. обращение к национальным истокам, традициям;

5. использование мифа и мифотворчества;

6. освещение действительности сквозь призму мифологического сознания;

7. отношение к жизни и смерти как к природным явлениям

 

6. Алессандро Барикко - один из самых популярных и загадочных европейских писателей наших дней