Оноре де Бальзак 1799 - 1850
Страницами истории литературы
ПАНОРАМА АНГЛИЙСКОЙ ПРОЗЫ СЕРЕДИНЫ XIX в.
Литература Англии XIX в. составляет важный, художественно яркая глава в истории мирового писательства. В начале этой эпохи творили великие поэты-романтики Байрон, Шелли, Китс, прославленный исторический романист В. Скотт, творчество которых повлияла на развитие литературы большинстве стран Европы и Америки. Так, романтическую поэзию мира трудно представить без мощной фигуры Дж.Г. Байрона, а развитие романа во времена господства реалистической художественной системы много чем был обязан творческим находкам «шотландского чародея», как называли В. Скотта, автора «Айвенго». У него учились и О. де Бальзак, и О. Пушкин и П. Кулиш, и много других прозаиков-романтиков и реалистов.
Литературные искания и достижения 30-70-х годов XIX в. в Англии проходили под знаком реализма. Однако это направление не появился внезапно. В английской литературе ему предшествовал долгий и плодотворный развитие форм изображения жизни в эпоху Просвещения.
Nota bene. Важно подчеркнуть, что критический пафос, широкое использование всех форм иронии, юмора, сатирическое осмысление негативных черт как отдельного индивида, так и общества в целом - отличительная черта английских писателей XVII-XIX вв. от Дж. Свифта (1667-1745) к Е. Троллопа (1815-1882). Значение иронии и сатиры в английской литературе значительно больше, чем в других литературах тех же периодов. Это становится особенно заметным, если сравнить стиль Бальзака и Диккенса или Стендаля и Тек - кере, произведения которых литературоведы относят к классического реализма первой половины XIX в.
Очень интересной и оригинальной звеном между просветительским реалистичным романом и романами Диккенса и Теккерея есть прозаическая творчество выдающейся английской писательницы Джейн Остен (1775-1817). Культурологические опрос на рубеже второго и третьего тысячелетий, проведенные в Англии, показали, что читатели этой страны по популярности ставят ее на второе место после Шекспира - известного писателя всех времен.
Творчество Джейн Остен составляет шесть романов, среди которых самые известные «Гордость и предубеждение» (1813) и «Нортенгерське аббатство» (1818, посмертная публикация). По своей художественной сути они были настоящим открытием в области реалистического письма, психологически тонкого изображения характеров, воспроизведение образа жизни определенных кругов английского общества на рубеже XVIII-XIX вв.
В 1837 г. на английский престол вступила королева Виктория, которая правила страной более шестидесяти лет - вплоть до 1901-го. Для Британского государства периода правления Виктории характерны мощь и стабильность, энергичное развитие капитализма. Это была эпоха, при которой страна играла важную роль в мировой политике. За именем королевы этот исторический период получил название «викторианская эпоха», а писателей тех времен называют викторианцами.
Есть. Трофимова. Иллюстрация к роману «Нортенгерське аббатство»
Подробности. Викторианцы создали удивительно полную, яркую и раВНОобразную панораму жизни страны своей эпохи. Жизни англичан XIX века изображенное этими мастерами слова иногда так выразительно, четко и подробно, что современный читатель чувствует себя свидетелем всему, о чем рассказывается на страницах многочисленных романов тех времен. Иллюзия причастности к выдуманных писателями персонажей и событий бывает такой потрясающей, что читателю кажется, будто он воочию видит сцены из жизни тех людей, слышит их разговоры. Он знает об Англии XIX в. так много, как и о собственной стране с тех времен, а иногда даже больше. Миф о «старую добрую Англию», в большой степени созданный литераторами этой страны вместе со своими эмоционально чувствительными и наделенными живым воображением читателями, оказался более реальным, чем сама действительность, и, вероятно, его не смогут изменить, а тем более опровергнуть, самые серьезные научные исследования.
Творчества крупнейшего писателя викторианской эпохи - Чарлза Диккенса будет посвящен отдельный раздел, поэтому сейчас целесообраВНО дать общую характеристику других выдающихся писателей тех времен.
Первым среди них следует назвать Уильяма Мейкписа Теккерея (18111863), который по своим талантом был безусловно вторым крупнейшим прозаиком Англии XIX в. (правда, его популярность у читателей нельзя приравнять к славе Диккенса). Если бы Теккерей не написал ничего другого, кроме романа «Ярмарка тщеславия» (1847-1848), он все равно принадлежал бы к числу самых известных писателей-реалистов XIX в.
Nota bene. Главный образ, который не только фигурирует в названии произведения, но и поясняется в тексте почти полсотни раз, - «ярмарка тщеславия», или «ярмарка тщеславия». Эту метафору Теккерей заимствовал из великого английского прозаического произведения XVII в. «Путь паломника» Дж. Беньяна. В этой христианско-религиоВНОй аллегории описывается трудный путь пилигрима Христиана «из этого мира в другой, преодолевая который, ему пришлось останавливаться на станциях «Ярмарка Тщеславия», «Болото Отчаяния» и «Тюрьма Сомнений». У Теккерея образ ярмарке житейской суеты, библейский в своей основе, теряет характер абстрактно-аллегорического обозначения места страданий грешного человека и превращается во вполне конкретный реалистичный и очень вместительный образ мира, в котором царит погоня за деньгами.
Иллюстрация автора к роману «Ярмарка тщеславия»
События в романе «Ярмарка тщеславия» происходят в 10-30-х годах XIX в. на Британских островах и на континенте. Произведение Теккерея имеет подзаголовок «Роман без героя». И действительно, здесь очень много тщательно выписанных персонажей, судьба которых прослеживается на протяжении многих лет, но все они по мере к ним авторского интереса и отведенным им в романе местом примерно одинаковые. Ни одного из них писатель не выделяет своим личным отношением, своей симпатией или любовью. Это одно из объяснений подзаголовка «Роман без героя». Другим объяснением может быть то, что Теккерей не наделил одного из персонажей такими положительными чертами, которые бы помогли ему стать настоящим героем в морально-этическом плане, стать примером для подражания. В романе много героев в литературном понимании этого слова, но нет ни одного положительного героя с большой буквы. Правда, есть один персонаж, который якобы вопреки воле автора «выбивается» на видное место и находится в центре всех конфликтов и событий. Это Ребекка Шарп - «антигероїня» романа.
Социальная обусловленность характера Ребекки Шарп прослеживается в романе очень убедительно. Есть мрачная общественная определенность в том, что эта одаренная, энергичная, волевая женщина прожигает свою жизнь, идя окольными путями к своей цели - богатства, все время балансирует на грани пошлого преступления, действует коварно и аморально, разрушает не только свою репутацию, но и свое «я».
Есть в романе и безусловно положительный персонаж, хотя и не главный, - человек добрый, бескорыстный, безгранично скромная, верная и преданная в любви. Это бедный влюбленный капитан (впоследствии - полковник) Доббін. Даже найприскіпливіше глаз не найдет в его характере каких-то отвратительных, неприятных черт. Некрасивый и малоимущий Доббін - очень симпатичный человек, но, несмотря на мужество и душевную силу, героем его назвать нельзя: слишком мелкой целью посвятил он свою жизнь, слишком бледный и рядовой его внутренний мир.
В критике неоднократно упоминалось, что уже во вступительном слове к «Ярмарке тщеславия» Теккерей подчеркивает условность своих персонажей, называет их куклами ярмарочного театра марионеток. Эти марионетки очень похожи на людей, но движутся не по собственной воле, а в зависимости от того, за какую ниточку дергает их кукловод. Откуда эта метафора в романе? Разве герои Теккерея не наделены искренними чувствами? Разве они бездушные и безвольные куклы с опилками вместо сердца? Конечно, автор иначе замыслил этот образ, другой смысл вложил в известное изречение: «Мир - театр, а люди в нем - актеры» (в этом случае даже не актеры - марионетки). Так в обраВНОй форме он воплотил свое философское понимание сути истории и общественного развития. Писатель осознавал, что человек зависит от исторического процесса: история влияет на человеческую судьбу, обстоятельства жизни формируют личность, тогда как отдельный человек очень мало или совсем не имеет влияния на историю, не может коренным образом изменить обстоятельства своего существования. Однако Теккерей был мудрым знатоком жизни и хорошо понимал, что хоть какой подневольным есть человек в мире, от нее самой зависит, будет она порядочным выберет нечестный путь.
Литературная деятельность сестер Бронте - Шарлотты, Эмили Джейн и Анн - приходится на 40-е годы XIX века. Эти очень одаренные писательницы прожили короткую и несчастливую жизнь. Рожденные в семье сельского священника из Йоркшира, они прекрасно изобразили в своих произведениях суровый болотный край, в котором росли. В прозе и стихах сестры Бронте воплотили стремление талантливых, незаурядных людей до счастья, красоты, любви, которых им не хватало в сером, бесцветном жизни.
Самой известной из сестер была Шарлотта Бронте (1816-1855). Два ее лучших романы «ДжейнЕйр» (1847) и «Шерли» (1849) и в наши дни имеют успех у читателей. Начиная с 1934 г. роман «Джейн Эйр» был неоднократно экранизирован. История гувернантки, что влюбилась в хозяина таинственного замка, его большое чувство к бедной девушки-сироты, которое он вынужден скрывать, ибо женатый с больной, сумасшедшей женщиной, - все кажется сейчас давно известным сюжетом. А дело в том, что автора так называемых «женских романов» беззастенчиво используют найденное Ш. Бронте, упрощая и обедняя выдающееся произведение.
В своем романе писательница использовала форму автобиографического повествования и благодаря этому не только создала глубоко психологическую, богатую на оттенки чувств и благородных мыслей прозу, но и сделала вполне обоснованной атмосферу таинственности, которая окутывает повествование. Джейн сообщает читателю о жизни своих работодателей то, что знает сама. И лишь постепенно перед ним раскрывается глубинная правда драматического произведения. По своей сути роман Ш. Бронте трагический. Когда, казалось бы, препятствием к единению влюбленных уже не стоит третий человек, в замке вспыхивает страшный пожар. Спасая других, возлюбленный Джейн, Рочестер, теряет зрение и превращается в жалкого калеку. Однако любовь девушки сильнее удары судьбы, она дарит Рочестеру волю к жизни и надежду на счастье. В романе много черт, характерных для романтической эстетики. Это еще один пример того, что реалистические и романтические тенденции в литературе первой половины XIX в. были чрезвычайно близкими.
Художественное наследие еще одного известного вікторіанця - Энтони Троллопа (1815-1882) насчитывает почти полсотни романов. Однако, как это чаще всего бывает в слишком плодовитых авторов, не все его произведения выдержали испытание временем. Однако лучшие из них, в частности те, что входят в цикл «Берсетширські хроники», читать и интересно, и поучительно. В этих романах Троллоп показал себя блестящим мастером психологического портрета, умелым архитектором сюжета, изобретательным и искусным драматургом в построении узловых сцен, часто комедийных, на грани с фарсом.
После смерти Троллопа в авторитетных литературных кругах Англии величайшим из всех романистов начали называть Джорджа Мередита (1828-1909). Мередит действительно был одним из самых оригинальных и значительных вікторіанців, а лучшим в его творчестве считается роман «Эгоист» (1879). События этого сатирического произведения разворачиваются в дворянском помещичьем среде, на фоне которого отчетливо выписан один персонаж - патологический эгоист сэр Вілобі Паттерн.
Подробицi. Важными для понимания романа «Эгоист» есть такие слова автора: «Самая большая книга на земле - книга эгоизма. Ее с успехом можно было бы назвать книгой земли, ибо в ней представлена вся земная мудрость». Такой довольно мрачный взгляд на принципы существования человека был характерен для Мередита. Однако в то же время он считал задачей каждого порядочного, мыслящего человека, литератора в первую очередь, делать все возможное для развенчания эгоистических чувств и поступков; для искоренения снобізму1, равнодушия к ближним; делать как можно больше для гуманизации общества даже тогда, когда все усилия кажутся тщетными.
Среди английских классиков, творивших в середине XIX в., была женщина необыкновенной человеческой удачи и литературного таланта - Мэри Анн Эванс, которая стала известной под псевдонимом Джордж Элиот (1819-1880). Эти мужские имя и фамилия были данью тогдашним представлениям о роли женщины в обществе и искусстве. Вспомним талантливую французскую писательницу Аврору Дюдеван, прославившаяся как Жорж Санд, или украинскую писательницу Марию Вілінську-Маркович, которая взяла себе псевдоним Марко Вовчок. Для того чтобы стать писательницей в те времена, женщине нужно было проявить незаурядную силу характера и воли, бросить вызов консервативному обществу.
Как и Дж. Остен, Джордж Элиот писала о том, что хорошо знала по собственному опыту. Наиболее отвечало художественным вкусам писательницы том, что она называла «сценами из жизни». Не случайно ее самый известный роман «Миддл - марч» (1871-1872) имеет подзаголовок «Сцены провинциальной жизни».
В творчестве Джордж Элиот стремилась к абсолютной правдивости, пыталась быть реалисткой в полном смысле этого слова и сформулировала это как художническое кредо в своем первом романе «Адам Бидл»: «Мое главное стремление состоит в том, чтобы избежать вымышленных картин и давать правдивое изображение людей и предметов, как они отразились в моем сознании. Зеркало, безусловно, не лишено дефектов, и отражения временем может оказаться неточным или тусклым; но я считаю себя обязанной с наибольшей возможной точностью воспроизвести перед вами это отражение так, будто я свидетельствовала бы под присягой».
1 Снобизм - от сноб: человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов и пренебрежительно относится к людям с другими взглядами и вкусами. В викторианской Англии снобами также называли тех, кто пытался уподобиться представителей высших слоев общества, изображал из себя «аристократа».