Оноре де Бальзак 1799 - 1850
РОМАН «ОТЕЦ ГОРИО»
Воспитание молодого человека обществом. Образ Растіньяка
С образом Эжена Растіньяка в роман вошла тема молодого человека в буржуаВНОм обществе. Основное содержание этой темы, ставшей одной из центральных в «Человеческой комедии», - показ того, как общество, основанное на «принципе выгоды», развращает молодого человека, который достигает жизненного успеха ценой моральной деградации. Эжен Растіньяк является тем героем «Человеческой комедии», в котором эта тема, весь комплекс проблем и коллизий, с ней связанных, воплотились наиболее полно и убедительно. Следует отметить, что Растіньяк является одним из самых известных героев Бальзака, а его имя стало нарицательным для определенного типа людей - умных, успешных карьеристов, не слишком разборчивых в средствах достижения цели и не лишенных вместе с тем определенных симпатичных черт.
Nota bene. Однако в романе «Отец Горио» показано лишь становление Эжена Растіньяка, его прощание с иллюзиями молодости, не лишенное драматизма моральное перерождение. О зрелого Растіньяка, карьериста и циничного рыцаря наживы, читатель узнает из других произведений «Человеческой комедии», где он уже не выступает центральным героем. В романе «Отец Горио» Растіньяк еще не исповедует «религию денег», они еще не стали его заветной целью. На этом этапе деньги для него выступают необходимостью, воплощенной в жизненных обстоятельствах и нуждах, неумолимой внешней силой, тем «роком» современности, о котором шла речь выше.
Выходец из аристократической, но обедневшей семьи из Южной Франции Эжен Растіньяк получил соответствующее воспитание, да и от природы был человеком не злым и не користолюбною. Здесь стоит отметить, что история Растіньяка, представленная в романе «Отец Горио», вплетается в генеральную тему «Человеческой комедии» - тему разложения и гибели аристократии в буржуаВНОм обществе. Многочисленной семье приходилось во всем себе отказывать, чтобы выделять Еженові, который был ее последней надеждой, тысячу двести экю годовых, необходимых для обучения в Париже. Эти обстоятельства «увеличивали десять раз его желание достичь успеха в жизни и пробуждали жажду выдвинуться». Однако, как это свойственно великодушным людям, ему хотелось всего достичь лишь благодаря своим заслугам».
Итак, сперва Растіньяк хочет завоевать богатство и положение в обществе трудом, энергией и талантом. Когда через некоторое время Вотрен предложит ему свой «проект» - прямой и быстрый, но преступный путь к богатству, - Растіньяк его отклонит, хотя и признает «железную логику» соблазнителя. Он твердит самому себе: «О нет! Хочу трудиться благородно, свято, хочу работать день и ночь, чтоб только трудом достичь богатства». Однако для того, чтобы пойти этим путем, нужно иметь огромные духовные и моральные силы, присущие, как впоследствии покажет Бальзак в «Утраченных иллюзиях», только большим художникам, мыслителям, общественным деятелям, то есть людям, которые живут большой идеей. Растіньяк - обычный человек, честолюбивая и жадная до жизненных благ. Постепенное перерождение героя писатель раскрывает с редкой полнотой и психологической мотивированностью, с многочисленными точными, выхваченными из жизни деталями. Столица полна соблаВНОв, перед которыми не может устоять Растіньяк, - и вот с течением времени «демон роскоши ужалил его сердце, лихорадка наживы овладела им, от жажды золота пересохло в горле». Самым главным фактором перерождения героя Бальзак считает познание им общества, тех действительных законов и стремлений, которыми оно живет.
Все отчетливее, пишет Бальзак, мир представал перед Растіньяком «таким, каким он есть: в бессилии своей морали и закона перед богатством». То есть собственный опыт героя подтверждал наставления его «наставников» - віконтеси де Босеан и каторжника Вотрена, а его друг Б'яншон, ученый - медик и бескорыстный подвижник науки, признал, что их доказательства не противоречат «законам природы». Против всего этого протестует лишь голос совести, нравственное чувство, на которое решил было полагаться Растіньяк. Однако моральная драма, которую переживает герой, в финале произведения заканчивается победой среды, где царят эгоизм и закон выгоды.
В финале произведения Растіньяк созревает для того, чтобы, приняв законы и «правила игры» общества, бросить ему знаменитый вызов: «Теперь посмотрим, кто кого». Впрочем, стоит отметить, что моральная драма этого героя является центральной коллизией романа, исполненной глубокого социально - психологического содержания, связанного с основной проблематикой «Человеческой комедии».