ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК № 25

Тема. Ч. Диккенс - выдающийся английский писатель. Повесть «рождественская песнь в прозе»

 

Цель: заинтересовать биографией и творчеством Ч. Диккенса; ознакомить с историей создания повести, с особенностями «рождественских» рассказов; учить анализировать прочитанное; развивать любознательность, умение слушать и выступать с собственным сообщением; воспитывать стремление понимать других людей.

Оборудование: портреты Ч. Диккенса, выставка произведений писателя, рождественский веночек, схемы.

 

Эти радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения.

Это единственные дни во всем календаре, когда люди,

словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают

друг другу сердца и видят в своих ближних -

даже в бедных и обездоленных - таких людей, как они сами.

Ч. Диккенс

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Дети, что вы знаете о Рождестве?

• Когда и почему возник праздник?

• Когда отмечают Рождество в разных странах?

• Как празднуют Рождество у нас и в других странах?

• Какие рождественские символы вам известны?

- Ч. Диккенс, который очень любил праздник Рождества, считал: «Эти радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения...» (чтение эпиграфа).

 

II. Изучение нового материала

1. Выступление ученика-литературоведа

Ч. Диккенс (1812-1870) - один из непревзойденных мастеров романа. Его произведения «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд» известны во всем мире. Но путь к славе был полон препятствий и испытаний, которые начались уже с детства.

• Когда отец Чарльза попал в тюрьму за долги, мальчик был вынужден работать на промышленном предприятии по производству ваксы.

• Г-жа Диккенс с младшими детьми пришлось перебраться к мужу в тюрьму. Питаться мальчик должен был всю неделю сам (он жил на квартире), на свой заработок, а воскресенье проводил в тюрьме, в сыром подвальном помещении вместе с двумя другими мальчиками и несколькими взрослыми рабочими.

• В 1833 г. в декабрьском номере «Old Monthly magazine», появилось его первое печатное произведение - рассказ «A dinner at Poplar Walk» («Обед в аллее тополей»). Затем в том же журнале появилось еще 9 рассказов, подписанных именем Боз, в честь младшего брата Диккенса, которого дома называли таким прозвищем.

• В 1837 г. умирает младшая сестра жены Диккенса, 17-летняя Мэри Говард. Смерть ее так поразил писателя, что он оставил все свои литературные дела и на несколько лет уехал из Лондона. Он хранил память о Мэри протяжении всей своей жизни. Ее образ вспоминал писатель, когда создавал Нелли в «Лавке древностей».

• В начале 1840 г., во время свадьбы королевы Виктории, он очень удивил одного из своих друзей, сообщив ему письмом, что безнадежно влюбился в королеву. Диккенс с удовольствием принимал участие в шутке, искусно изображая влюбленного, доведенного несчастной страстью до полного отчаяния.

• Италия давно привлекала Диккенса. Поскольку железная дорога в то время была еще не достаточно развита, он купил карету огромных размеров, устроился в ней вместе с женой, свояченицей, пятью детьми, служанкой, курьером и проехал так через всю Францию в Марсель, откуда вся семья переправилась морем в Геную. В Генуе Діккенси расположились в одном из старых дворцов, которые сдавались в аренду.

Однажды утром, когда он сидел в своем кабинете перед чистым листом бумаги, в одной из церквей Генуи зазвучали серебристые переливы маленького колокола. Он вывел большими буквами заголовок: «Колокола», и с этого дня взялся за работу.

• Диккенс принимал активное участие в постановке целого ряда спектаклей.

Успех этих театральных спектаклей был огромный. Королева Виктория пожелала увидеть на сцене автора, с произведениями которого была хорошо знакома, и просила его устроить одну из генеральных репетиций в Букингемском дворце. Диккенс ответил вежливым письмом, в котором объяснил, что не считает достойным писателя ходить развлекать даже коронованных особ, и пригласил ее величество посетить один из спектаклей, устроенных в его собственном доме. Королева согласилась, приехала вместе с принцем и осталась очень довольна спектаклем.

• Пристрастие писателя к путешествий, переездов не ослабевала, а росла с годами. После 1850 г. он мало где жил более 6-7 месяцев.

 

2. Слово учителя

Особенности «рождественских» произведений Ч. Диккенса

К созданию «Рождественских повестей» Диккенс приступил уже зрелым мастером - появление этих произведений приходится на 40-е гг. ХІХ ст., то есть на второе десятилетие его творческой деятельности.

На момент выхода первой из них («Рождественская песня в прозе», 1843) Диккенс пользовался заслуженной славой не только у себя на родине, в «старой доброй Англии», но и по ту сторону Атлантики, в Соединенных Штатах Америки.

«Рождественский» цикл Диккенса состоит из пяти повестей: «Рождественская песнь в прозе» (1843), «Колокола» (1844), «Сверчок за очагом» (1845), «Битва жизни» (1846), «Одержимый» (1848).

Диккенс очень любил рождественские праздники. Он видел в них проявление природной доброты и жизнелюбия народа, простых, но искренних веселья, без которых жизнь бедняков было бы еще злиденнішим и печальнее.

Писатель воспринимал Рождество как праздник домашнего очага, поэтому оно было особенно дорогим для него. Диккенс любил веселое открытый очаг камина, возле которого в рождественский вечер собиралась семья, любил уют комнат, украшенных ветками омелы или гостролисту,- особенно привлекателен зимой, когда на улице идет снег, грохочет ветер и сгущается морозный туман. Любил он и традиционный ритуал этих праздников - веселые игры и танцы до или после ужина с обязательным пуддингом.

«Рождественские повести» Ч. Диккенса являются весьма значительными по объему. Сам автор объединил их под общим заголовком «Christmas Books» («Рождественские книги»). Современные английские исследователи относят их к типу «long short story» - «длинного короткого рассказа» (эквивалент развернутой новеллы или повести).

Особенностью «рождественского» рассказа является процесс душевной трансформации героя или героев, отказ от фальшивых ценностей во имя истинных ценностей, гуманистических, вечных.

По условию жанра на подобную трансформацию давалась лишь одна ночь. Зато эта ночь была рождественская, ночь, в которую обязательно происходят чудесные приключения и превращения.

 

3. Беседа по содержанию И строфы «рождественской песни в прозе»

• Расскажите, что вы узнали про Скруджа и Марли. Что их объединяло?

• Кто пожаловал к Скруджу накануне Рождества? Как реагировал на поступки этих героев Скрудж?

 

Схема «Три встречи»

 

 

• Что удивило Скруджа, когда он вернулся домой? (Вместо колотушки он увидел лицо Марли, своего бывшего компаньона.)

• Как выглядел Марли? (От слов «То была Марлієва тень...» до слов «...Марлієве подбородок»)

Выразительное чтение диалога Скруджа и Марли (от слов «Заломив руки, Скрудж упал на колени» до слов «Для своего же блага запомни все, что произошло с тобой сегодня»).

• Зачем появился дух Марли до бывшего компаньона? (Напомнить о том, что назначение человека на земле - делать добро, помогать другим. А если этого не сделать при жизни, придется мучиться из-за невозможности что-то изменить после смерти. Но тогда будет уже поздно. Если бы Марли знал, что ждет его после смерти, он жил бы иначе, а теперь хочет предупредить об этом Скруджа, чтобы дать ему шанс спастись.)

• Проследите, какие чувства охватывают Скруджа во время встречи с другом Марли.

 

 

Очевидно, что черствый и безжалостный Скрудж не верил в привидения, но рассказ Марли повлияла на него, и он, пережив чувств больше, чем, возможно, за несколько лет жизни, все же не решается сказать про все, что произошло,- «глупости». Герой начинает задумываться над своей жизнью.

 

III. Итоги урока

• Какие факты из биографии Ч. Диккенса вам запомнились?

• Назовите произведения о Рождестве, написанные Ч. Диккенсом.

• Ваше впечатление от образа Скруджа.

• Как вы думаете, сможет ли этот герой измениться к лучшему?

 

IV. Домашнее задание

Прочитать II, III, IV строфы «Рождественской песни в прозе».