ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

 

Б. БРЕХТ, А. КАМЮ, Э. ХЕМИНГУЭЙ

 

ПЛАНЫ

Противоречивость личности Галилея в пьесе Б. Брехта

I. Проблематика пьесы Брехта «Жизнь Галилея». (В пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» автор пытается решить важные вопросы, которые ставило перед ним современная жизнь: сущность человеческого бытия, целесообраВНОсть смены одних времен другими, движения человечества к новым знаниям. Но главная, самая важная проблема произведения - проблема человека, который должен оставаться человеком, несмотря на страшные события времени. Только в таком случае она может надеяться на будущее. Эта проблема решается с помощью образа выдающегося ученого Галилея.)

II. Противоречивость образа Галилея.

1. Эволюция образа Галилея. (Пьеса Б. Брехта «Жизнь Галилея» создавалась в течение многих лет (1938-1956 гг.) и имела три редакции. В каждой из них автор акцентировал внимание на определенных моментах биографии ученого в зависимости от задач, которые ставило перед драматургом жизни. В первой редакции произведения трактовка образа и поступков Галилея было советом борцам-антифашистам. Галилея не сломала инквизиция, и он не отказался от своего учения, а лишь отступил под давлением обстоятельств для будущего наступления. Во второй редакции образ ученого претерпел существенных изменений: жизнелюб Галилей изменяет науке, потому что не хочет жертвовать ради нее жизнью. Такой взгляд на образ вызвали размышления Брехта об ответственности ученого за судьбу своего открытия. Драматург считал взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки конечным результатом научных достижений и общественной несостоятельности Галилея». В третьей редакции идейная направленность образа полностью меняется вместе с изменениями в жизни. Галилей уже не заинтересован в победе научной истины, а проблема «общественной несостоятельности Галилея» в драме еще больше обостряется.)

2. Противоречие между масштабом личности и ее поведением под давлением обстоятельств. (Галилео Галилей - великий ученый, Его открытие сделало имя ученого бессмертным. Он не боится оставаться в зачумленном городе, чтобы не прерывать свои научные опыты. Эта величие должна была определить его поведение: сделать достойным испытаний и несокрушимым, преданным науке. Но ученый изменяет свои убеждения и науку, лишь увидев орудия пыток.)

3. Противоречие между духовным и плотским в личности ученого. (Противоречие между духовным и плотским в личности ученого является отражением конфликта двух философских систем, двух взглядов на мир и человека в нем. Галилей, создатель нового времени, капитулирует перед тем, как старым, так и не сумев произнести свое знаменитое: «А все-таки она вертится». Помешал страх перед болью, которым угрожали пытки: плоть победила дух.)

III. Отношение автора к своему герою. (Автор осуждает своего героя. Брехт считал, что интерес народа к открытию Галилея объясняется тем, что оно противоречило учению церкви, следовательно, власти. Ученый, который отказался от своих убеждений, бросил людей на произвол судьбы. Следствием этого предательства стало торжество старого мира. Драматург хотел, чтобы трагедия ученого убедила зрителя в необходимости последовательной борьбы за идеалы гуманизма несмотря на все.

Противоречивость образа и даже обычная человеческая слабость героя приближали этот образ к реальному человеку, которая должна была продолжать борьбу во имя Человека даже во времена, когда человечество проявляет чрезмерную жестокость.)

 

Символика названия романа Альбера Камю «Чума»

I. «Чума» - роман на все времена. (Извечная борьба добра и зла - проблема раВНОжанровых литературных произведений всех времен и всех народов. В разные эпохи зло приобретало разных лиц, ставя человека перед выбором: бороться с ним или смириться. В мире царит зло, и человек, чтобы действительно быть достойным звания Человека, должен бороться с ним, даже в том случае, когда эта борьба обречена на поражение. Еще до создания самого лучшего своего романа «Чума» Камю предложил вариант человеческого поведения для подобной ситуации, вспомнив миф о Сизифе. Сизиф у писателя и бессилен, и мятежный. Камю предлагает считать этого героя счастливым: если у человека нет выхода и она сама об этом знает, то должен сохранить уважение к себе и к тому делу, на которое его обрекает судьба. Удовольствие человек должен найти в исполнении долга. Именно в этом - начало бунта и свободы. В романе Камю у зла лицо чумы. Какой же символический смысл вложил в это слово писатель?)

II. Символика названия романа.

1. Намек на фашистское нашествие. (В произведении очень много намеков на то, что чума - это фашизм. У людей старшего поколения и тех, кто интересуется историей, со словом «чума» ассоциируется слово «коричневый» - именно так называли фашистское нашествие. События происходят в 194... году, на что есть указание в тексте произведения, а именно в это время был пик расцвета такого идеологического течения, как фашизм, и начало поражения ее носителей. Достаточно прозрачным есть и исторический подтекст произведения: оккупация Органа самом деле является историей оккупации фашистами Европы. Прозрачной есть и аллегория: чума - война, ведь война, как и любая эпидемия, разворачивается очень быстро и втягивает в свой круг всех, несмотря на их желание или попытки сопротивления.)

2. Многозначность символа «чума». (Чума в романе Камю символизирует не только фашизм. Это страшная болезнь, которая уничтожает тысячи жизней, это война, несправедливое общество, жестокость судебных приговоров, расстрелы побежденных, церковный фанатизм, смерть ребенка - все, что является злом вообще, неотделимым от бытия. Один из героев произведения - пациент доктора Рие, говорит: «А что такое собственно чума? Тоже жизнь, только и всего». Чума является символом абсурда, который осмысляется в романе как одна из форм зла, универсальная ее метафора, как трагическая человеческая судьба.)

3. Что такое «зачумленість» по Камю? (В романе является утверждение о том, что «все немного зачумленные». Следовательно, даже тот, кто не болен, носит чуму в себе. Стоять в стороне в то время, когда другие борются с чумой, - означает «быть зачумленим», бороться со злом с помощью смертных приговоров - то именно. Зачумленими можно считать, по Камю, невежд и лжецов, ведь их действия влекут за собой неотвратимое зло. Жить иллюзиями - также порождать зло, и тому есть пример в романе: когда люди боятся назвать чума чумой, они способствуют ее распространению. Итак, «зачумленість», то есть существования чумы (зла) в человеке, является символом равнодушия человека, отстраненности от важных проблеме, и, как следствие, содействие злу.)

III. Уроки романа-притчи. (Своим романом Камю дает человечеству важный урок. Писатель предостерегает его от будущих несчастий, ведь бацилла чумы никогда не умирает, значит мир в опасности из-за возможности новой войны, эпидемии, человеческого невежества или иной формы зла. Человечество должно быть готовым к сопротивлению этому злу.)