ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.

 

P. М. РІЛЬНЕ, Г. АПОЛЛИНЕР, Ф. Г. ЛОРНА

 

ПЛАНЫ

Поэтические новации Гийома Аполлинера

I. Суть поэтической реформы Г. Аполлинера. (Суть поэтической реформы Аполлинера в новом подходе к пониманию поэзии. Он предлагал считать ее средством «познания жизни». Целью поэта было прежде всего стремление приблизить поэзию к жизни. Он не ограничивался эстетической программой определенного литературного направления или течения, используя элементы поэтики романтизма и реализма, символизма, кубизма и сюрреализма. Свое творчество поэт определял как «новый реализм» или «надреалізм» или «сюрреализм». Новации в поэзии Аполлинера сочетались с традициями, поэзия с прозой, реальные исторические события с мифом. К наиболее смелых новаций поэта можно отнести использование верлибра и отказ от знаков препинания.)

II. Новаторство Г. Аполлинера в области поэзии.

1. Особенности поэзии Аполлинера. (Аполлинер вернул в поэзию реально-чувственное начало, но вернул на новых эстетических принципах. Его стремление всесторонне охватить жизнь осуществляется за счет сочетание эпического и лирического, различных проявлений духовного и материального, сочетание тончайших движений души с прозой повседневности. Поэт использовал технику «прямого слова» - то есть слова в его прямом значении. Аполлинер опирался на принципы симультанеїзму и політематичності (наличие и одновременное развитие в произведении сразу нескольких тем), ассоциативные связи и технику монтажа - способ соединения различных элементов с целью отразить многообразие жизни. Поиски в области формы привели поэта к созданию зрительной поэзии - каліграм, написанных так, что их текст образовывал определенный рисунок.)

2. Сборник Аполлинера «Звірослов». (Аполлинер пытался совместить поэзию и «жизненную прозу». С этой целью он обратился к народно творчества. Примером этого может служить его первый сборник «Звірослов, или Свита Орфея». Каждое стихотворение сборника - миниатюра, которая описывает какое-то животное. Поэт отталкивается от характерной черты зверя или насекомого, которых рисует, и делает шуточные обобщения относительно явлений человеческой жизни.

Поэт в этой сборке показал образец современного использования народнопоэтических источников, создав веселую «мини-энциклопедию» различных проявлений жизни. Эта сборка стала прелюдией к авангардистского переворота, который совершил Аполлинер своим творчеством.)

3. Стихи-каліграми. (1918 года вышел в свет сборник «Каліграми. Стихотворения Мира и Войны». Поэт знал о войне не понаслышке: ему самому на собственном опыте пришлось узнать о фронтовое бытие, потери и смерть, ужасы боев.

С весны 1915 г. до ранения в марте 1916 г. поэт находился на фронте. Именно впечатления от пережитого составили вторую часть сборника. Первая содержала стихи, написанные в 1913 году. Аполлинер экспериментировал в области поэтической формы, и именно в этой сборке представил стихи-каліграми, написаны так, что их текст создавал своеобразный рисунок (дом, звезда, линии дождя и т.д.). их особенность - размещение строк таким образом, чтобы конфигурация текста стихотворения на бумаге воспроизводила очертания или явление, о которых шла речь. Зрительная поэзия Аполлинера стала ярким примером поиска новых творческих принципов. Целью каліграм была попытка усилить впечатление от поэзии, соединив зрительный и текстовый образы, заставить читателя посмотреть на мир по-новому. Самой известной поэзией-каліграмою является, бесспорно, «Зарезанная голубка и фонтан». Местами букв неодинакового размера и разные направления строк образовывали очертания голубки над струями фонтана, символизирующий вечный плач по погибшим на войне. В поэзии сочетаются фольклор, литературные традиции и современные средства изображения и художественные формы, использованы образы-символы: фонтан, голубка, олеандры, солнце.)

III. Значение творчества Аполлинера. (Гийом Аполлинер смело прокладывал путь тогдашней поэзии в XX века. Вслед за романтиками, а также Ш. Бодлером, В. Вітменом, А. Рембо, Э. Верхарном Гийом Аполлинер сделал возможным художественное освоение новых «непоетичних» отраслей жизни человека и общества. Именно он ввел в сферу лирики «прозу жизни» и дал мощный толчок развитию лирического эпоса в новом веке.)

P. М. Рильке и Украина

I. Путешествия поэта Украиной. (На рубеже XX века вышли в свет сочинения Г. Рильке, которые засвидетельствовали его творческую зрелость. Это были два сборника - «Книга часов» (1901 - 1905) и «Книга картин» (1902-1906). Немалую роль в появлении этих книг сыграли путешествия писателя Россией в 1899 и 1900 годах.)

II. Рильке и Украина.

1. Путешествие Рильке Украиной. (В Украину поэт впервые приехал в начале июня 1900 года. Рильке приехал в Киев и прожил в городе около двух недель. После столицы он в течение двух месяцев путешествовал по украине и по Волге - великой русской реке. Путешествуя Украиной, поэт плыл Днепром «в край чудесной Украины». Рильке посетил Кременчуг, от этого города он поездом уехал в Полтаву. Писателя интересовали не только украинские города, но и села: он хотел «природу и людей вблизи увидеть». Впечатления от увиденного отразились в стихах «В сем селе стоит последний дом...», «Карл XII, король шведский, мчится по Украине». Последним пунктом путешествия поэта украины был Харьков.)

2. Объекты интереса австрийского поэта в Украине. (Г. Рильке очень интересовался древними церквями и соборами, в которых много старых картин и драгоценных реликвий». Неизгладимое впечатление произвела на него Киево-Печерская лавра, которую он вспомнит в «Книге часов» в кругу бессмертных творений человечества - Венеции, Рима, Флоренции, Пизы и Троице-Сергиевой лавры. Поэт познакомился с творчеством Т. Г. Шевченко в русских переводах, посетил его могилу в Каневе. Особый интерес возник у поэта к Киевской Руси, к эпохе казачества. Рильке познакомился с Остапом Никитовичем Вересаєм, известным кобзарем, исполнителем украинских песен и дум. Именно его «Песню о правде и кривде», за выполнение которой Вересая неоднократно арестовывали, Рильке использовал в своем произведении «Песня о Правде».)

3. Отражение впечатлений об Украине в творчестве поэта. (Рильке написал два рассказа из украинского быта - «Как старый Тимофей умирал распевая» и «Песня о Правде» (1900). Последнее произведение был посвящен Украине и пропитан украинским национальным колоритом: поэт упоминает в «Песни...» о важных для нашего народа исторические события, вспоминает известных исторических лиц (Остряница, Наливайко, Кирдяга, Кукубенко, Бульба, сказать голокопытенко, Остап Вересай), рассказывает о важную роль икон в духовной жизни украинского народа, отражает обычаи и традиции украинцев, рисует замечательные картины природы нашей страны, использует украинские топонимы и имена (Киев, Днепр, Южная Русь, Украина, Запорожская Сечь, Петр Акимович, Остап и Олекса, Якилина, Марьяна).)

III. Значение путешествия Украиной для Рильке и его творчества. (Путешествие Украиной стала для поэта важным шагом в познании славянского мира и его духовных и культурных ценностей. Увиденное во время путешествия стало для Рильке толчком к пробуждению в нем новых ощущений природы и реального мира. Познакомившись с украинской природой, нацией, писатель назвал Украину своей «духовной родиной».)