11 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.
P. М. РІЛЬНЕ, Г. АПОЛЛИНЕР, Ф. Г. ЛОРНА
ПЛАНЫ
Поэтические новации Гийома Аполлинера
I. Суть поэтической реформы Г. Аполлинера. (Суть поэтической реформы Аполлинера в новом подходе к пониманию поэзии. Он предлагал считать ее средством «познания жизни». Целью поэта было прежде всего стремление приблизить поэзию к жизни. Он не ограничивался эстетической программой определенного литературного направления или течения, используя элементы поэтики романтизма и реализма, символизма, кубизма и сюрреализма. Свое творчество поэт определял как «новый реализм» или «надреалізм» или «сюрреализм». Новации в поэзии Аполлинера сочетались с традициями, поэзия с прозой, реальные исторические события с мифом. К наиболее смелых новаций поэта можно отнести использование верлибра и отказ от знаков препинания.)
II. Новаторство Г. Аполлинера в области поэзии.
1. Особенности поэзии Аполлинера. (Аполлинер вернул в поэзию реально-чувственное начало, но вернул на новых эстетических принципах. Его стремление всесторонне охватить жизнь осуществляется за счет сочетание эпического и лирического, различных проявлений духовного и материального, сочетание тончайших движений души с прозой повседневности. Поэт использовал технику «прямого слова» - то есть слова в его прямом значении. Аполлинер опирался на принципы симультанеїзму и політематичності (наличие и одновременное развитие в произведении сразу нескольких тем), ассоциативные связи и технику монтажа - способ соединения различных элементов с целью отразить многообразие жизни. Поиски в области формы привели поэта к созданию зрительной поэзии - каліграм, написанных так, что их текст образовывал определенный рисунок.)
2. Сборник Аполлинера «Звірослов». (Аполлинер пытался совместить поэзию и «жизненную прозу». С этой целью он обратился к народно творчества. Примером этого может служить его первый сборник «Звірослов, или Свита Орфея». Каждое стихотворение сборника - миниатюра, которая описывает какое-то животное. Поэт отталкивается от характерной черты зверя или насекомого, которых рисует, и делает шуточные обобщения относительно явлений человеческой жизни.
Поэт в этой сборке показал образец современного использования народнопоэтических источников, создав веселую «мини-энциклопедию» различных проявлений жизни. Эта сборка стала прелюдией к авангардистского переворота, который совершил Аполлинер своим творчеством.)
3. Стихи-каліграми. (1918 года вышел в свет сборник «Каліграми. Стихотворения Мира и Войны». Поэт знал о войне не понаслышке: ему самому на собственном опыте пришлось узнать о фронтовое бытие, потери и смерть, ужасы боев.
С весны 1915 г. до ранения в марте 1916 г. поэт находился на фронте. Именно впечатления от пережитого составили вторую часть сборника. Первая содержала стихи, написанные в 1913 году. Аполлинер экспериментировал в области поэтической формы, и именно в этой сборке представил стихи-каліграми, написаны так, что их текст создавал своеобразный рисунок (дом, звезда, линии дождя и т.д.). их особенность - размещение строк таким образом, чтобы конфигурация текста стихотворения на бумаге воспроизводила очертания или явление, о которых шла речь. Зрительная поэзия Аполлинера стала ярким примером поиска новых творческих принципов. Целью каліграм была попытка усилить впечатление от поэзии, соединив зрительный и текстовый образы, заставить читателя посмотреть на мир по-новому. Самой известной поэзией-каліграмою является, бесспорно, «Зарезанная голубка и фонтан». Местами букв неодинакового размера и разные направления строк образовывали очертания голубки над струями фонтана, символизирующий вечный плач по погибшим на войне. В поэзии сочетаются фольклор, литературные традиции и современные средства изображения и художественные формы, использованы образы-символы: фонтан, голубка, олеандры, солнце.)
III. Значение творчества Аполлинера. (Гийом Аполлинер смело прокладывал путь тогдашней поэзии в XX века. Вслед за романтиками, а также Ш. Бодлером, В. Вітменом, А. Рембо, Э. Верхарном Гийом Аполлинер сделал возможным художественное освоение новых «непоетичних» отраслей жизни человека и общества. Именно он ввел в сферу лирики «прозу жизни» и дал мощный толчок развитию лирического эпоса в новом веке.)
P. М. Рильке и Украина
I. Путешествия поэта Украиной. (На рубеже XX века вышли в свет сочинения Г. Рильке, которые засвидетельствовали его творческую зрелость. Это были два сборника - «Книга часов» (1901 - 1905) и «Книга картин» (1902-1906). Немалую роль в появлении этих книг сыграли путешествия писателя Россией в 1899 и 1900 годах.)
II. Рильке и Украина.
1. Путешествие Рильке Украиной. (В Украину поэт впервые приехал в начале июня 1900 года. Рильке приехал в Киев и прожил в городе около двух недель. После столицы он в течение двух месяцев путешествовал по украине и по Волге - великой русской реке. Путешествуя Украиной, поэт плыл Днепром «в край чудесной Украины». Рильке посетил Кременчуг, от этого города он поездом уехал в Полтаву. Писателя интересовали не только украинские города, но и села: он хотел «природу и людей вблизи увидеть». Впечатления от увиденного отразились в стихах «В сем селе стоит последний дом...», «Карл XII, король шведский, мчится по Украине». Последним пунктом путешествия поэта украины был Харьков.)
2. Объекты интереса австрийского поэта в Украине. (Г. Рильке очень интересовался древними церквями и соборами, в которых много старых картин и драгоценных реликвий». Неизгладимое впечатление произвела на него Киево-Печерская лавра, которую он вспомнит в «Книге часов» в кругу бессмертных творений человечества - Венеции, Рима, Флоренции, Пизы и Троице-Сергиевой лавры. Поэт познакомился с творчеством Т. Г. Шевченко в русских переводах, посетил его могилу в Каневе. Особый интерес возник у поэта к Киевской Руси, к эпохе казачества. Рильке познакомился с Остапом Никитовичем Вересаєм, известным кобзарем, исполнителем украинских песен и дум. Именно его «Песню о правде и кривде», за выполнение которой Вересая неоднократно арестовывали, Рильке использовал в своем произведении «Песня о Правде».)
3. Отражение впечатлений об Украине в творчестве поэта. (Рильке написал два рассказа из украинского быта - «Как старый Тимофей умирал распевая» и «Песня о Правде» (1900). Последнее произведение был посвящен Украине и пропитан украинским национальным колоритом: поэт упоминает в «Песни...» о важных для нашего народа исторические события, вспоминает известных исторических лиц (Остряница, Наливайко, Кирдяга, Кукубенко, Бульба, сказать голокопытенко, Остап Вересай), рассказывает о важную роль икон в духовной жизни украинского народа, отражает обычаи и традиции украинцев, рисует замечательные картины природы нашей страны, использует украинские топонимы и имена (Киев, Днепр, Южная Русь, Украина, Запорожская Сечь, Петр Акимович, Остап и Олекса, Якилина, Марьяна).)
III. Значение путешествия Украиной для Рильке и его творчества. (Путешествие Украиной стала для поэта важным шагом в познании славянского мира и его духовных и культурных ценностей. Увиденное во время путешествия стало для Рильке толчком к пробуждению в нем новых ощущений природы и реального мира. Познакомившись с украинской природой, нацией, писатель назвал Украину своей «духовной родиной».)