10 класс
РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
Е. ЗОЛЯ, А. УАЙЛЬД
ПЛАНЫ
Философско-эстетические и нравственные проблемы романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
I. Вступление. («Портрет Дориана Грея» является произведением, в котором воплотились философско-эстетические концепции мировоззрения Оскара Уайльда. В произведении есть Предисловие, которое содержит двадцать пять парадоксальных высказываний. Именно они являются воплощением философских и эстетических взглядов писателя.)
II. Проблематика романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
1. Проблематика романа. (Среди важнейших проблем, которые решаются в произведении, такие: соотношения красоты внешней и внутренней; мораль и искусство; взаимоотношения жизни и искусства.)
2. «Искусство - это зеркало, которое отражает того, кто в него смотрит». (Оскар Уайльд пытается доказать, что искусство воспроизводит не только душу художника, но и зрителя. В романе портрет красивого молодого мужчину создает художник, влюбленный в свою натуру. Он не соглашается выставлять эту работу, боясь, что зритель поймет, что в ней очень много личного. Когда Бэзил смотрит на портрет Дориана, он видит прекрасного юношу: портрет отражает прекрасный внутренний мир художника; влюбленного в искусство. Когда Дориан смотрит на свое отражение, он видит все пороки своей души, отражающиеся на портрете.)
3. «Художник - не моралист». (Ни одна страница романа не выдает читателю мысли автора относительно поступков героя. Несмотря на искаженный портрет Дориана, Бэзил Голуорд не удается в морализаторство: он лишь требует от него покаяния перед Богом. Автор своего героя открыто не осуждает. Но то, что он показал на портрете те ужасные изменения, которые произошли с душой героя, противоречит его утверждению: постепенное искажение внешности героя, который душу дьяволу продал за сохранение вечной красоты, красноречиво рассказывают о отношение Уайльда к поступкам Дориана.)
4. «У искусства нет никакой пользы». (Следующее утверждение автора также противоречивое: «у искусства нет никакой пользы». Хотя весь роман демонстрирует, что от искусства человек может получить наслаждение. Дориан влюбляется не в живую женщину Сибиллу, а в произведение искусства - Сибиллу в роли Джульетты, прекрасные картины, драгоценные камни, ткани и т.д. Лорд Генри также имеет наслаждение от этого. Художник служит искусству. Это цель и смысл его жизни, дают ощущение полноты и счастья. Уайльд считал, что искусство способно воспринимать только человек, который понимает прекрасное. Но такой человек не нуждается уроков морали. В романе таким героем является Генри Уоттон. Он не делает ничего аморального и понимает прекрасное.)
5. Художник является представителем «высокого искусства лжи». (После портрета Дориана Грея, ща был воплощением отношение Бэзила к Дориана, чем отражением реального человека, работы Бэзила раз за разом становились хуже. Так Оскар Уайльд показывает, что в произведениях художника появлялось все больше реалистических черт, значит, правды. То же самое можно сказать и о любви Дориана и Сибіли. их отношения потеряли фантазию, условность: герои превратились в реальных мужчину и женщину. Любви и красоты в их отношениях уже не было.)
6. Место, которое занимает человек в обществе определяется теми страданиями, которые она может вытерпеть. (Оскар Уальд пытается показать, как низко может упасть человек, который не испытывает страданий, жалости, сострадания. Интересно, что именно лорд Генри, ища наслаждений, в романе говорит: «...какая польза человеку от того, что она получит весь мир... если он теряет собственную душу». Дориан потерял собственную душу за то, что своей религией, образом жизни сделал гедонизм, начал искать лишь утонченную красоту, хотя должен был бы знать, что человеческая жизнь полна страданий и боли.)
III. Выводы. (Итак, упирая на своих парадоксальных идеях, Оскар Уайльд своим произведением часто доказывает обратное. Вывод, который читатель должен сделать из прочитанного, может быть таким: главным для человека является чистая совесть и чистая душа. В противном случае ее ждет проклятие еще при жизни и вечные муки после смерти.)
Символика красного цвета в романе Е. Золя «Карьера Ругонов»
I. Роль символов в идейно-художественном содержании романа Е. Золя «Карьера Ругонов». (В романе Е. Золя «Карьера Ругонов» писатель осуществляет масштабное исследование: его интересуют все сферы жизни современной ему Франции, истории отдельных людей - членов одной семьи, сокровенные движения их душ и влияние наследственности на их поступки. В романе использовано много символов: они помогают шире, глубже раскрыть содержание определенных ситуаций, различить главное и второстепенное, создать определенный пафос, выделить важные детали. Среди других символов писатель применяет и символические цвета.)
II. Символическое значение красного цвета. (Символическим цветом в романе есть красный.)
1. Красный цвет - это кровь, пролитая за идеалы. (События, связанные с жизнью членов семьи Ругон-Маккари, происходят на фоне бурных событий создание II Империи. Эти события коснулись и города Плассан, где живут герои романа. Через город идет толпа повстанцев, одной из первых в их рядах М'єтта с красным флагом: «М'єтта взяла флаг, прислонила метлу к груди и так стояла, выпрямившись, под этим кроваво-красным знаменем, которое развевалось над ней...». Золя называет ее «олицетворением девственной Свободы...», напоминая читателям о другой женщине в красном - Свободу на баррикадах - героиню картины Е. Делакруа. Красное пятно плаща девушки постоянно обращать на себя внимание и появляться в разных местах большого толпы. Она будет напоминать большую кровавую рану, олицетворяя собой жертву во имя революции. М'єтта умрет от смертельного выстрела. И снова появится красный цвет. Только на этот раз это будет настоящая кровь: «Под левой грудью он разглядел маленький розовый отверстие; только одна капля крови вытекла из раны...». И будет лежать мертвая маленькая героиня «девственно прекрасная на красном флаге...».)
2. Кровь, через которую переступили ради достижения своей корыстной цели. (Красная кровь, которая льется в борьбе за идеалы революции, не единственная кровь в романе. Человеческая кровь проливается и ради корыстных интересов. Фелисите Ругон очень завидовала обладателям богатого дома, в котором жил сборщик налогов. Женщина желала ему смерти, чтобы жить в доме самой. И ее мечты сбылись. Но Фелисите на мучается угрызениями совести: она радуется, что ее мечта сбылась, а какой ценой - неважно. Эта жажда власти и денег, зависть и алчность, которые толкают героев на аморальные поступки, увиразнюються яркими деталями, также связанными с красным цветом. Олицетворением стремления что-либо получить желаемое, результатом тридцатилетнего сдерживанием стремлений является орденская лента, которую получает Пьер Ругон. Клочок шелка, что торчал в П'єровій петлице, был не единственным ярким пятном триумфа Ругонов. В соседней комнате под кроватью еще валялся забытый ботинок с окровавленным каблуком. Свеча, что горела над телом господина Пейрота на другой стороне улицы, кровоточила в ночной тьме, словно открытая рана. А вдали, в глубине площади Сен-Мітр, на могильной плите застывала лужа крови...)
3. Красный цвет в романе - это символ любви. (В романе красный цвет символизирует также чувство любви. Это романтическое чувство возникает между М'єттою и Сильвером. У девушки красные губы и красный плащ, в который они заворачиваются вместе. Красный цвет создает не только романтическое настроение, но и подчеркивает возвышенность чувств влюбленных.)
III. Выводы. (Итак, красный цвет символизирует любовь, кровь, революцию, создает эмоциональную приподнятость, романтическое настроение, указывает на патетику революции.)