ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

 

Е. ЗОЛЯ, А. УАЙЛЬД

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

К теме «Роман ранньомодерністської суток. Е. Золя, А. Уайльд»

1. Определите эстетические принципы натурализма.

Натурализм предполагает: уподобление метода научного исследования; точность в описании внешней среды; изображение человека как биологического существа; воспроизведение мелких деталей обстановки; формальный отказ от обобщений, выражение авторской позиции, типизации; обращение к символике; мотивацию поступков человека не социальными обстоятельствами, а ее биологической природой.

2. Какие философские и научные учения легли в основу натурализма?

Дарвинизм - учение о законах исторического развития органического мира, о причинах многообразия видов организмов и закономерности приспособления их к окружающим условиям; социал-дарвинизм - течение в общественных науках в XIX-XX вв., сводящее законы развития общества к биологическим закономерностям естественного побора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности; позитивизм - философское учение, которое провозглашает единственным источником истинного, действительного знания практическое исследования и отрицающее познавательную ценность философских знаний, теоретического мышления в целом.

3. В чем отличие отношения Е. Золя к природе от его предшественников?

Е. Золя толкует естественное начало совсем иначе. У писателей прошлых поколений природа окружала персонажей, была к ним заботливой или, наоборот, строгой. Но естественное начало доминировало снаружи. Золя же перенес центр тяжести внутрь, личность сама стала носителем законов природы, отдельный человек заняла свое место в непрерывном цепочке биологической эволюции.

4. Какую задачу ставит перед собой Золя, создавая цикл Ругони-Маккари.

Золя хочет охватить как можно более широкий круг тех типов, которые населяют современную ему Францию. Писатель, опираясь на семейный принцип, выходит на принцип, общественный, социальный. Писатель наблюдает, обобщает, обращает внимание на типичные болезни своего времени - ненасытность и алчность людей, цинизм, стяжательство и стремление к богатству и должностей.

5. Почему роман «Карьера Ругонов» можно назвать реалистичным?

6. Что новаторского в художественном воплощении проблемы власти денег Е. Золя? Представители всей семьи Ругон-Маккарів достигают своих низких целей ціноюкрові, предательства, подлости. Золото в романе ассоциируется с кровью. Когда Пьер принес Антуану деньги за предательство, Аделаида Фук поняла и с отчаянием закричала: «Это вы стреляли?.. Я слышала звон золота... Горе мне! Я родила волков... целую семью, целую стаю волков... Было лишь одно несчастное дитя, и они сожрали его...», - эти слова Аделаиды характеризуют сущность всей семьи.

7. Дайте определение эстетизма.

Эстетизм (от греч. «чувственный, способный чувствовать») - тенденция в английской литературе, которая сформировалась в конце XIX в. под влиянием идей Джона Рескіна (вечная по своему значению формула: связь красоты и правды, красоты и добра, красоты и справедливости) и Уолтера Пейтера («эстетический исследователь рассматривает все предметы, с которыми ему приходится иметь дело, все произведения искусства, все хорошие формы природы и человеческой жизни как силы и явления, способные порождать приятные ощущения»). Эстетизм породил культ утонченной красоты. Его создатели верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совсем не касаются настоящего искусства, и выдвигали лозунги: «искусство для искусства», «красота ради самой красоты».

8. Определите основную проблематику романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

9. Почему англичанина А. Уайльда называют писателем английского раннего модернизма?

10. Докажите, что роман А. Уайльда «Портрет Дориана Грея» имеет черты реализма, романтизма, импрессионизма.

Реалистические черты: портрет нарисован в реалистическом стиле; события, герои произведения, их разговоры реалистичные; романтические черты: воплощение нереальных фантастических событий; импрессионистические черты: элементы изысканности и тонкого восприятия природы; наличие абстрактных понятий. Красота «одно из крупных явлений мира, который нас окружает, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного месяца».

11. Назовите основные принципы эстетической теории Уайльда.

Искусство не является средством познания и преобразования действительности, оно познает лишь красоту, то есть самое себя. Жизнь и искусство-абсолютно несовместимы; искусство ищет для себя образцы не в природе, а только в самом себе. Наоборот, искусство является образцом для природы; искусство не может быть средством исправления морали, потому что мораль и красота - опять-таки несовместимы; высшим критерием для произведения искусства является совершенство его формы, а не глубина раскрытия проблем жизни или острота нравственной проблематики.

12. В чем особенности романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея

Роман отражает Вайльдівський эстетизм, который был вызову Викторианской эпохе, образ Бэзила воплощает идею служения искусству, задача которого - создавать красоту, Дориан в погоне за наслаждением познает всевозможные грехи, совершает преступления, растлевает собственную душу - и все это фантастическим образом отражается на его портрете, лорд Генри стремится изучать психологию людей, исследовать жизнь и страсти, проводить «вивисекцию» себя и других; Дориан для него - объект изучения и наблюдения, результат эксперимента; в романе изображен раздвоение личности Дориана, скрытное жизни его души.