10 класс
ИЗ ПОЭЗИИ ФРАНЦУЗСКОГО СИМВОЛИЗМА. СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО СИМВОЛИСТОВ
П. ВЕРЛЕН, А. РЭМБО
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Сонет «Голосівки» А. Рэмбо - яркий образец символистской лирики
Когда звучит имя художника, обязательно какой-нибудь его произведение всплывает в памяти первым. Если вспомнить Артюра Рембо, то первым стихотворением, что ассоциируется с именем поэта, будет сонет «Голосівки». Почему так? Видимо, дело в том, что эта поэзия, как яркий пример символистской лирики, была не только образцом магии слова, но и образцом магнетического влияния личности автора. Он предложил невиданный до этого взгляд на Вселенную, что открыл его более объемно, многомерно, оригинально, даже экзотично.
Рэмбо унаследовал бодлерівську идею «соответствий» в природном храме. На ее основе молодой поэт создал свою концепцию «ясновидения». Его Вселенная под таким углом зрения был лишен как причинно-следственных связей, так и объективных закономерностей. Взгляд, откровенно говоря, революционный.
Революционером поэт стал и в отношении жанра «Голосівок». Произведение, определенный жанрово как сонет, отрицает присущие ему традиции: четкость ритма, строгость в выборе темы, сдержанность. Сонет Рембо предлагает новое видение мира, поэт совсем иначе создает поэтический образ. В нем цвета, запахи и звуки являются элементами друг друга. Заявления поэта категоричны: «А-черное, Е белое, красное, зеленое...»
Мир в Рэмбо делится на пять сфер, каждой соответствует определенный цвет, предметы и явления мира, гласная буква и определенное душевное состояние. Поэт пытается определить цвет и символическое значение громкого звука. Автор считал единым целым природу и человека. Человек полна ассоциациями и ощущениями, которые состоят из звуков, образов и цветов. Природа также является живым существом со своими звуками и цветами. И поэту дана возможность ее слышать.
Звук «А» вызвал у Рембо ассоциации с черным цветом, жестокостью, смертью. Белый цвет вызывал ассоциации со звуком «Е» и чувством достоинства, гордости, моральной чистоты. Звук «И» поэт связывал с красным цветом, а чувствами, которые он считал красными, были смех, гнев, неистовство. Зеленый цвет в сознании поэта отвечал звука «В» и был связан с ощущением спокойствия, безмятежности и счастья. А звук «О» - с синим цветом и чувством неземной любви. Итак, в Рэмбо каждый звук имеет соответствие определенному цвету, определенной эмоции и чувства.
Рембо называл поэта новым Прометеявляетсям. Он, как и мифический герой, похищает огонь. Только это огонь таинственного знания. Цель поэта - новое и невиданное, ради которого нужно измениться самому телесно и духовно. Мир полон этого сокровенного знания, которое недоступно большинству. Только поэт может прочитать знаки и, переложив их на языке символов, донести до человечества.