ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Л. ТОЛСТОЙ

 

ПЛАНЫ

Полифонизм романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление. Определение полифонического романа. (Идеи имеют очень большую власть над людьми. Достаточно назвать идеи фашизма, социализма, о последствиях поклонения которым еще не забыла наша страна. Страшную, разрушительную силу антигуманной идеи «наполеонізму» очень хорошо понимал великий русский писатель Достоевский. Именно поэтому он исследует ее возникновения в сознании своего героя, прослеживает ту антигуманную «работу», которую она делает с его мозгом. Каждый герой в романе является носителем определенной идеи. Полифоническими литературоведы называют произведения, в которых каждый из героев утверждает свою идею, то есть имеет собственный голос. Именно таким является произведение Ф. Достоевского.)

II. Полифонизм романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

1. Исторические условия, в которых создавался роман «Преступление и наказание». (Роман создавался в период спада общественного движения после 1863 года, когда царское правительство разгромил революционные организации в России, потопил в крови восстание в Польше и Литве. Крах надежд повлиял и на" общественное настроение. В стране обострились социальные противоречия. Развитие капиталистических отношений привело к росту благосостояния верхов и еще большему обнищанию народа. Простые люди находились в тисках нищеты и голода. Однако и в эпоху реакции не прекращается напряженная работа революционной мысли. Но в то же время рождаются новые идеи и теории, страшные по своей сути. Писатель Достоевский в романе «Преступление и наказание» объединяет изображения буржуазных отношений с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.)

2. Истоки теории Раскольникова. (Материалом к роману Достоевского послужили не только конкретные факты (череда убийств, освещенных в периодических изданиях), но и различные теории и идеи Штирнера, воспевающие еготизм Карлейля, теория «культа героев» Ницше, теория о «сверхчеловеке». Этими идеями буквально был пропитан воздух того времени. В марте 1865 г. выходит сочинение французского императора Наполеона III «Жизнь Юлия Цезаря», в котором он, опираясь на убеждение Карлейля и других мыслителей, отстаивал идеи бонапартизма, защищая права так называемой «сильной личности», которая нарушает общественные нормы, обязательные для обычных людей. Это стало источником теории Раскольникова.)

3. Драматический конфликт романа. (В основе драматического конфликта романов Достоевского - борьба одержимых идеями людей. Герои оценивают все, что происходит вокруг, с определенных идеологических позиций. Делая своих персонажей носителями определенных идей, Достоевский испытывает их на человечность.)

4. Идеи романа «Преступление и наказание». (В романе «Преступление и наказание» , писатель развивает философские, моральные и психологические идеи своего времени. Какие именно?

Первая идея - разрешение «крови по совести». Замысел убийства старухи-процентщицы имеет целью воплощение идеи справедливости. Носителем этой идеи Достоевский сделал главного героя - Родиона Раскольникова.

Вторая идея Раскольникова связана с правом на насилие, власть над людьми, которые делятся на обычных и необычных. Суть ее: право переступать через людей, через совесть ради их счастья. Таким образом добытое счастье возможно только через кровь и насилие.

Идея «наполеонізму» - следующая идея Раскольникова - предполагает власть ради власти, она разделяет человечество на две неравные части: большинство - «тварь дрожащая» и меньшинство - «властелины, призванные от рождения управлять большинством».)

5. Противоречивость образа Раскольникова. (В образе Раскольникова столкнулись две противоположные типы отношения к людям: любовь и презрение к ним. Достоевский долго искал выход: сохранить обе идеи или оставить одну. В конце концов он объединил их и показал человека, в которой «два противоположных характера поочередно сменяются». Духовная драма Раскольникова - борьба света и тьмы, протест против пролитой крови и ума, что оправдывает кровь. Героя мучает то, что, по его теории, он является обычным человеком, подвластна нравственному закону.)

6. Идеи, которые исповедуют другие герои. (Лужин - носитель идеи разумного эгоизма - «Возлюби прежде всего себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Соня олицетворяет идею христианского всепрощения и воскресение через раскаяние и страдание - «Поди на перекресток, поклонись людям, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру громко: «Я убийца!».)

III. Выводы. (Итак, Достоевский предоставил слово своим героям, вложив в их сознание мысль, которая захватывала определенные круги его современников. Писатель не только называет теории, но и моделирует картины жизни, которые могли бы быть иллюстрацией их внедрения. Все это вместе дало ему возможности воспроизвести в произведениях интеллектуальную атмосферу своего времени и предложить темы для философских размышлений своему поколению и потомкам.)

 

Автобиографическая составляющая образа любимого героя Толстого - Константина Левина

I. Основа для формирования образа Левина. (Характеризуя героя реалистического социально-психологического романа, следует искать связи между характером героя и средой, историческими, социальными условиями жизни его времени. Что же было характерно для общественно-политической жизни России 70-х годов XIX века? Жестокий кризис послереформенной России, которая заставила общество задуматься над будущим страны, углубления социальных противоречий, мрачная общественная атмосфера. В те времена ломался старый уклад жизни: буржуазные отношения прокладывали себе путь, нанося народу новых страданий.)

II. Автобиографическая составляющая образа любимого героя Толстого - Константина Левина.

И. События духовной жизни Л. Толстого в 70-е годы XIX века. (В этот период закладываются основы духовного кризиса писателя 80-х годов: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в обостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла Жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на этические идеи христианства. Бурную реакцию в обществе вызвали высказанные Толстымпризывы к прямому и безотлагательному соблюдения христианских заповедей. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело до официального отлучения его от церкви. Это вызвало огромный общественный резонанс. Понимание характера героя Левина, его духовного пути неотделимо от понимания эпохи, особенностей реалистической прозы и характера духовных исканий самого Толстого.)

2. Путь духовных исканий героя.

а) Влияние на Левина его брата. (Из романа известно, что на формирование мировосприятия Левина повлиял его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больна. Брат заставляет Левина глубоко задуматься не только над «вечными вопросами» жизни и смерти, но и над тем, как найти выход из жестоких общественных противоречий, которые требовали «развязки». Следует добавить, что смерть брата писателя Л. Толстого - Николая также многое изменила в его отношении к жизни. Левин беседовал с братом о будущем России, о социальной революции, о Парижской коммуне, о коммунизме. Николай Левин был убежден в том, что революция нужна: это, говорил он, «разумно и имеет будущность, как христианство в первые века». Связан с революционерами (многие называли их тогда нигилистами), Николай Левин призвал брата отказаться от своих привилегий и осуждал его за нежелание это сделать. Характеризуя положение крестьян после реформы, Николай Левин утверждает, что крестьяне остались такими же рабами, как и раньше.)

б) Забота Левина о «всеобщем благе». (Заботясь об «общем благе», Левин, оставаясь помещиком, думает и о своих интересах.)

в) Отношение Левина к высшему миру. (Левин презирает великосвітське общество с его лицемерием, честолюбием, условностями, фальшивой моралью. Автора романа «Анна Каренина» великосвітське общество, как известно, также не устраивало.)

г) Идеал жизни Левина. (Герой отрицает всю городскую культуру, всю цивилизацию. Идеалом для него является сельское жизнь в помещичьей усадьбе. Он хочет лишь, чтобы оно было основано на справедливом отношении господина крестьянина.)

д) Влияние крестьянина Федора на формирование взглядов Левина. (В последней части романа Толстой рассказывает о встреча Левина с простым крестьянином Федором во время уборки урожая. «Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило его мнения. Левин пытается вести свое «дело» совместно с крестьянами, но чувствует их недоверие. Мечтам Левина о «бескровной революции», во время которой не пострадали бы интересы ни крестьянина, ни помещика, не суждено было осуществиться.

е) Каким же был итог духовных исканий Левина? Как это было и с другими толстовськими героями, искания Левина завершаются тем, что он приходит к религии, но, разумеется, к особой - не церковной. Левин решает, что ему надо жить, как живет почитаемый народом старый крестьянин Фоканич. О нем люди говорят, что он «для души живет, Бога помнит». В беседе с ним Левину открылся истинный смысл жизни, что может определить всю его дальнейшую деятельность.

В критической литературе, посвященной Толстому, не раз проводилась аналогия между этим финалом духовных исканий Левина и духовным кризисом, пережитою Толстым в конце 70-х - начале 80-х годов, о которой он рассказал в своей «Исповеди». В романе «Анна Каренина» уже сильнее звучат мотивы, которые свидетельствовали о резкий перелом во взглядах писателя, который определил направление и содержание его дальнейшего творчества.)

ж) Автобиографическая составляющая образа Левина. (В каждом из героев Толстого есть что-то от его мироощущения, от его осознания болезненности самого процесса переоценки ценностей. Личное мироощущение писателя было неотделимо от общей атмосферы времени. В своей «Исповеди»Толстой написал: «Я жил дурно». Он хотел сказать, что, живя «как все», не думая о «общее благо», беспокоился о «улучшение своей жизни», был погружен в привычный мир помещичьего быта. И вдруг ему открылась историческая и моральная несправедливость жизни. Несправедливость «избытка» по сравнению с «бедностью народа».

И тогда у него возникло желание самоубийства. Толстой признавался, что должен был «употребить против себя хитрости», чтобы вдруг не осуществить мысль о самоубийстве. То самое беспокойство чувствует и Левин. В годы работы над романом Толстой не вел дневников. «Я все написал в «Анне Карениной», - говорил он, - и ничего не осталось». В письмах к друзьям писатель иногда ссылается на «Анну Каренину». Действительно, многие эпизоды «Анны Карениной» похожи на дневник или мемуары Толстого.)

III. Выводы. («Простой трудовой народ вокруг меня, - пишет Толстой в «Исповеди», - был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни». Только так он мог спастись от угрозы отчаяния. Чувствуя свое «отпадение» от верований, традиций, условий жизни «своего круга», Левин желал понять жизнь тех, кто «делает жизнь», и «тот смысл, который он придает ей». Итак, как видим, Левин, словно повторяет путь духовных исканий автора - Толстого. Это объясняет отношение писателя к герою, жизнь, характер, мысли которого является весомой частью лица автора.)