ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Л. ТОЛСТОЙ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

К теме «Особенности русского социально-психологического романа. Ф. Достоевский, Л. Толстой»

1. Признайте особенности русского социально-психологического романа.

Исторический фон: культурная «недоразвитость», начало развития урбанистического типа культуры на фоне феодального образа жизни, отсутствие среднего класса, главная культурная сила - дворянство, начало замены его раВНОчинцами, конфликт между «западниками» и «славянофилами».

Представители социально-психологической прозы: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Гончаров, И. Тургенев, М. Лесков, М. Салтыков-Щедрин.

Ведущие темы творчества: исследование явлений «обломовщини» (И. Гончаров); «нигилизм» и воспроизведение быта дворянских усадеб (И. Тургенев); поэтизация национально-народного движения и фольклорных традиций (М. Лесков); сатирически-гротескное изображение российской истории и общества (Г. Салтыков-Щедрин); раскрытие духовных поисков героев, их стремлений постичь жизнь в ее универсальном взаимосвязи (социально-историческом, нравственно-религиоВНОм, эстетическом и психологическом) в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Характерные приемы: глубокий психологизм.

Характерная особенность: прочный связь русских писателей с народной жизнью, борьба и взаимное влияние двух типов культур - восточной и западной.

2. Дайте понятие романа и назовите его раВНОвидности.

Роман (фр. roman - «романский») - литературный жанр, распространенный в XVIII-XX веках; большой по объему, сложный по строению эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей. РаВНОвидности: приключения, исторический, географический, научно-фантастический, детективный, социально-психологический, философский и т.д.

3. Дайте определение психологического романа.

Психологический роман - это роман, в котором общественно значимые события и общественные процессы передаются путем раскрытия психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний.

4. Дайте определение философского романа.

Роман философский - большое эпическое произведение, в котором непосредственно излагается мировоззренческая или этическая позиция автора, главный герой является носителем определенной философии, происходит столкновение и борьба определенных философских идей или концепций.

5. Какой знаковый момент русской истории воспроизведено в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?

Достоевский воспроизвел дух переломной эпохи, сосредоточился на острых, кризисных моментах жизни общества через духовное бытие человека.

6. В чем особенность построения системы образов романа?

Герой - носитель определенной философской теории, которую проверяет ценой своей жизни, герои-двойники, лейтмотивные образы («маленький человек» и др.), сквозные мотивы: «бедные люди», «униженные и обиженные» и т.д.

7. Как исследователи называют среду, в которой живут и действуют герои Достоевского?

8. Определите содержание внутренней жизни героев Достоевского.

9. В чем особенность изображения внутреннего мира персонажей Достоевского?

10.За какими принципами оценивает героя Достоевский?

11.У чем особенность повествования Достоевского?

12.Що общего и отличного имеют образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладової?

Оба героя совершили преступление против общественных законов и норм: он стал убийцей, а она - проституткой, однако она пожертвовала собой ради других, а он пожертвовал другими ради себя.

13. Назовите основные проблемы романа Л. Толстого «Анна Каренина».

Роль семьи в жизни человека («мысль семейная»); поиски основ крепких семейных отношений («все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»); право женщины/мужчины на жизнь за движениями собственной души или обязанность перед членами своей семьи, прежде всего детьми (судьба Сергея Каренина и маленькой Ани) и т.п.

14. Что было самым важным в создании Толстым образов персонажей произведения? Толстому кажется очень важным «ясно показать текучесть человека, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо». «Текучесть человека», динамикахарактера, «диалектика души» - вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога.

15. В чем оригинальность художественной формы романа, созданного Толстым? Писатель создает особую форму романа, в которой сочетаются трагедия и эпос. Любимой сюжетной ситуацией у Толстого есть испытание смертью.

16. Назовите особенности художественного стиля Толстого.

Конфликт героя с окружением, внутренние конфликты, которые ведут к осознанию героем необходимости изменений, исследование внутренней жизни персонажей - вот особенности стиля, которые можно определить в романе «Анна Каренина».

17. Определите основные принципы поэтики Ф. Достоевского.

18. Определите любимый принцип поэтики Л. Толстого.