10 класс
ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, Л. ТОЛСТОЙ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Особенности русского социально-психологического романа. Ф. Достоевский, Л. Толстой»
1. Признайте особенности русского социально-психологического романа.
Исторический фон: культурная «недоразвитость», начало развития урбанистического типа культуры на фоне феодального образа жизни, отсутствие среднего класса, главная культурная сила - дворянство, начало замены его раВНОчинцами, конфликт между «западниками» и «славянофилами».
Представители социально-психологической прозы: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Гончаров, И. Тургенев, М. Лесков, М. Салтыков-Щедрин.
Ведущие темы творчества: исследование явлений «обломовщини» (И. Гончаров); «нигилизм» и воспроизведение быта дворянских усадеб (И. Тургенев); поэтизация национально-народного движения и фольклорных традиций (М. Лесков); сатирически-гротескное изображение российской истории и общества (Г. Салтыков-Щедрин); раскрытие духовных поисков героев, их стремлений постичь жизнь в ее универсальном взаимосвязи (социально-историческом, нравственно-религиоВНОм, эстетическом и психологическом) в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Характерные приемы: глубокий психологизм.
Характерная особенность: прочный связь русских писателей с народной жизнью, борьба и взаимное влияние двух типов культур - восточной и западной.
2. Дайте понятие романа и назовите его раВНОвидности.
Роман (фр. roman - «романский») - литературный жанр, распространенный в XVIII-XX веках; большой по объему, сложный по строению эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей. РаВНОвидности: приключения, исторический, географический, научно-фантастический, детективный, социально-психологический, философский и т.д.
3. Дайте определение психологического романа.
Психологический роман - это роман, в котором общественно значимые события и общественные процессы передаются путем раскрытия психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний.
4. Дайте определение философского романа.
Роман философский - большое эпическое произведение, в котором непосредственно излагается мировоззренческая или этическая позиция автора, главный герой является носителем определенной философии, происходит столкновение и борьба определенных философских идей или концепций.
5. Какой знаковый момент русской истории воспроизведено в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?
Достоевский воспроизвел дух переломной эпохи, сосредоточился на острых, кризисных моментах жизни общества через духовное бытие человека.
6. В чем особенность построения системы образов романа?
Герой - носитель определенной философской теории, которую проверяет ценой своей жизни, герои-двойники, лейтмотивные образы («маленький человек» и др.), сквозные мотивы: «бедные люди», «униженные и обиженные» и т.д.
7. Как исследователи называют среду, в которой живут и действуют герои Достоевского?
8. Определите содержание внутренней жизни героев Достоевского.
9. В чем особенность изображения внутреннего мира персонажей Достоевского?
10.За какими принципами оценивает героя Достоевский?
11.У чем особенность повествования Достоевского?
12.Що общего и отличного имеют образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладової?
Оба героя совершили преступление против общественных законов и норм: он стал убийцей, а она - проституткой, однако она пожертвовала собой ради других, а он пожертвовал другими ради себя.
13. Назовите основные проблемы романа Л. Толстого «Анна Каренина».
Роль семьи в жизни человека («мысль семейная»); поиски основ крепких семейных отношений («все счастливые семьи похожи между собой, каждая несчастливая семья несчастна по-своему»); право женщины/мужчины на жизнь за движениями собственной души или обязанность перед членами своей семьи, прежде всего детьми (судьба Сергея Каренина и маленькой Ани) и т.п.
14. Что было самым важным в создании Толстым образов персонажей произведения? Толстому кажется очень важным «ясно показать текучесть человека, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо». «Текучесть человека», динамикахарактера, «диалектика души» - вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога.
15. В чем оригинальность художественной формы романа, созданного Толстым? Писатель создает особую форму романа, в которой сочетаются трагедия и эпос. Любимой сюжетной ситуацией у Толстого есть испытание смертью.
16. Назовите особенности художественного стиля Толстого.
Конфликт героя с окружением, внутренние конфликты, которые ведут к осознанию героем необходимости изменений, исследование внутренней жизни персонажей - вот особенности стиля, которые можно определить в романе «Анна Каренина».
17. Определите основные принципы поэтики Ф. Достоевского.
18. Определите любимый принцип поэтики Л. Толстого.