СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Данте Аліг'ері «Божественная
комедия»
Творчество знаменитого итальянского
поэта Данте Алигьери стала наивысшим художественным воплощением Передренесансу. Ее
справедливо называют синтезом средневековой культуры. Вместе с именем Данте
связано начало новой культуры, нового типа мышления.
Жизнь Данте Алигьери тесно
переплетено с событиями общественной и политической жизни Флоренции и всей
Италии. Родители Данте были коренными флорентийцами, которые принадлежали к знатному,
но обедневшего феодального рода. Отец поэта Аліг'єро Алигьери был юристом,
служил в одной из флорентийских банковских фирм. Умер он молодым, когда его
старший сын Дуранте, который позже прославил себя под сокращенным именем Данте был
еще совсем юным.
С юности поэт видел бурление
политических страстей, кровавые бои в стенах родного города, смену власти в
Флоренции. Данте учился в обычной средневековой схоластической школе.
Школьное образование, убогая и ограниченная, не могла удовлетворить любознательного юношу, и
он пытался самостоятельно пополнить свои знания. У него рано пробудился интерес
к литературы и искусства: он увлекался живописью, музыкой, поэзией.
Первые поэтические шаги Данте были
связанные с кружком «сладкого нового стиля»1, но уже в ранних его
стихах бурлят чувства, развивают условные образы этого стиля.
В 1293 году Данте опубликовал свою
первую книгу «Новая жизнь» - сборник из тридцати стихотворений, созданных в период с 1281
до 1292 года. Стихи содержали обширный прозаический комментарий автобиографического и
философско-эстетического характера. В стихах и прозе «Новой жизни» юный поэт
рассказал историю своей любви к Беатриче Портинари. Это великое чувство
зародилось в Данте, когда он был девятилетним мальчиком, и продолжалось всю жизнь,
даже после смерти любимого (Беатриче умерла, когда поэту было 25 лет).
Книга была первой лирической исповедью
в мировой литературе, которая впервые рассказала искренне и вдохновенно о необычайном
любви и великой скорби живого человеческого сердца. «Новая жизнь» прославило имя
Данте. Вскоре к ореола поэта добавилась слава выдающегося эрудита, одного из
образованнейших людей Италии. Круг его интересов был чрезвычайно широк для
того времени. Он изучал историю, философию, риторику, богословие, астрономию,
географию. Данте изучал выдающихся античных поэтов и мыслителей - Платона,
Сенеку, Вергилия, Овидия, Ювенала, интерес к произведениям которых с особой силой
проснется в гуманистов эпохи Возрождения.
Данте активно участвовал в
общественной жизни Флоренции, которую в то время раздирали политические споры,
присоединившись к партии «белых» гвельфов (которые представляли торгово-ремесленные
круга). Он был членом Совета Ста, одним из семи приоров Флоренции, выполнял
дипломатические поручения.
В 1301 году Флоренцию поразил
жестокий взрыв политических страстей. «Черные» гвельфы (партия городского
дворянства), которых поддержал Папа Римский, вызвали на помощь войска,
захватили власть в городе и беспощадно расправились с «белыми». Флоренцией
прокатилась волна изгнаний и казней. Данте по сфабрикованному обвинению в
взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении Папе Римскому был заочно присужден
к сожжению с конфискацией имущества (1302). От смерти его спасло только то,
что в то время он находился с дипломатической миссией за пределами города.
Данте пришлось почувствовать, какой тяжелой
есть судьба изгнанника, каким горьким бывает хлеб на чужбине и как тяжело подниматься
чужими лестнице». Лишенный родины, поэт скитается различными итальянскими
городами, пересекает даже пределы страны, некоторое время живет в Париже. Вельможи охотно
растворяли двери своих палаццо перед прославленным поэтом, но он нигде не
оставался надолго. Боль поражения, тоска по родной Флоренцией гнали его с места
на место, а гостеприимство владетельных князей унижала и оскорбляла.
В скитаниях, лишениях, в
скорбных размышлениях о судьбе Италии созрел гений Данте. В годы изгнания он
много работает как поэт, философ, политический деятель, публицист, ученый-исследователь,
пишет «Божественную комедию», свой крупнейший произведение, которое обессмертил поэта. Именно
в этом произведении он во весь рост предстает как «последний поэт средневековья и первый
поэт нового времени».
Кроме «Комедии», он пишет и другие
произведения: морально-философский трактат «Пир» (1306-1308); лингвистическую труд
«О народном красноречии» (1306), которая была первым в Европе научным исследованиям
с романского языкознания. В трактате исследовано происхождение европейских языков,
представлена их классификация, разделение на живые и мертвые. Мертвой латыни автор
противопоставляет живые языки романских народов.
Данте никогда не оставлял мысли о
возвращение в родной Флоренции, но так и не суждено. В 1316 г. Флоренция
амнистировала поэта и позволила ему вернуться за унизительной условии - он должен
был в смирительной рубашке произнести слова раскаяния на главной площади Флоренции и
посыпать голову пеплом. Данте не принял этой унизительной предложения и
ответил своим бывшим согражданам гневным и суровым письмом.
Последние годы Данте (1315-1321) были
довольно спокойными и счастливыми. Он жил в Равенне у ее правителя Гвидо де Полента,
одного из феодалов, которые стремились к «культурного господства». Сюда, в Равенну, к
поэта приезжали двое сыновей и дочь, здесь его окружали поклонники. Летом
1321 года Данте завершил «Комедию». А 14 сентября 1321 года Равенна прятала
Данте.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем
Флоренция спохватилась, поняла, кого она потеряла в лице Данте, и
обратилась к Равенны с просьбой выдать ему останки поэта. Но Равенна
ответила отказом на все просьбы флорентийского правительства. По сей день покоится прах
Данте Алигьери в мавзолеи древней Равеннской церкви Сан-Франческо,
вдали от флорентийской родины, к которой поэт так страстно и так бесполеВНО
стремился и для которой он - отвергнутый и осужденный ею изгнанник - был и
остался ее самым преданным и любящим сыном.
На протяжении многих лет Данте
работал над созданием своей поэмы «Божественная комедия» (1313-1321). Это произведение
- итог всей его жизни - дает широкую картину представлений Данте о мире и
пламенную проповедь дорогих ему идей. Замысел поэмы, ее композиция определены
системой тогдашних знаний, мистически-богословскими теориями, характерными для
духовной жизни поэта, и средневековой поэтикой.
Поэма задумана в средневековом
жанре видения, то есть рассказа о путешествии потусторонним миром. Она построена на
целой системе образов-символов, которым предоставлено другого, скрытого смысла (ими
всегда пользовались богословы).
По средневековой традиции, Данте
вложил в свое произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и мистический.
Первый из них предусматривал «натуральный» описание загробного мира со всеми его
атрибутами - и поэт сделал это так убедительно, словно видел воочию то, что
было лишь плодом его бурного воображения. Второй смысл предусматривал выражения идеи
бытие в абстрактной форме: в мире все движется от тьмы к свету, от
страданий к радости, от заблуждений к истине, от плохого к хорошему. Главной
можно считать идею роста души через познание мира. Нравственный смысл
предусматривал идею возмездия за все земные дела в загробной жизни. Данте искренне
верил в то, что любой человеческий поступок будет иметь божественное возмездие, отсюда и
идея жестокой расплаты относительно тиранов, и идея получения «вечного света»
святыми. Поэт считал необходимым быть максимально конкретным и убедительным в
этих картинах возмездия в загробной жизни. Мистический смысл предусматривал
интуитивное познание божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии как
божественного языка, хотя и созданной умом поэта, земного человека.
Сюжетная основа «Комедии» вполне
соответствует распространенному в то время представлению о историю человеческой жизни. Во вступлении
Данте рассказывает о том, как он однажды заблудился в темном лесу, который, очевидно,
символизирует предубеждения и греховные привычки. Трое зверей - лев, пантера и волчица
- становятся на его пути; это символические образы трех грехов - жажды власти,
тщеславия и жадности. По мнению некоторых исследователей, льва тоже можно считать
символом гордости и насилия, пантера с хорошим мехом символизирует
привлекательность земных радостей, а волчица - эгоизм. Именно эти недостатки Данте считал
главной бедой людей своего времени, что и нашло свое отражение в художественном
задумчивости и поэтике произведения.
На помощь поэту приходит
незнакомец, который оказывается духом его любимого римского поэта Вергилия. В
поэме он символизирует светскую (нецерковную) науку. Встреча Данте с Вергилием символизирует
также встреча христианства с античностью. Для Данте древняя греко-римская
цивилизация - это духовная родина, которая воскресла благодаря Новому Завету.
Вергилий проводит Данте через Ад и Чистилище, чтобы указать ему путь к
спасение души. Далее - Раем - ведет Данте его возлюбленная Беатриче. Ее образ является
символом чистоты и веры. Из Рая Данте выходит обратно на Землю.
В целом все содержание поэмы
аллегорический: Данте является воплощением души, Вергилий - ума, Беатриче - высшей
мудрости; путешествие загробным миром означает путь души к спасению, Ад - это
символ зла, Рай - добра и добродетели, Чистилище - перехода от одного состояния
до другого.
Поэма делится на три части -
«Ад», «Чистилище» и «Рай». Данте назвал ее «Комедией», поскольку она имеет
мрачное начало (Ад) и радостный финал (Рай) и написана простым стилем,
народным языком. Эпитет «божественная» добавил впоследствии Джованни Боккаччо.
Написана «Комедия» довольно сложной
строфічною форме - терцинами. Эта форма была выбрана поэтом потому, что тоже есть
воплощением потрійності.
Три части - это три мира, где
в то же время жил Данте: реальная жизнь, которое во многом было похоже на ад,
чистилище внутренней борьбы и рай веры, которой никогда не терял поэт. Образы
«Ада» вливаются в гармонию общего, поскольку и «зло» является необходимым
элементом Космоса. Все части заканчиваются словом «зари»: звезда - это и символ
небесной цели, и астрономическое понятие, и вневременной ориентир в путешествии Данте.
Во вступлении говорится о внутреннем состоянии
поэта: середина жизни, трагический путь, мрачный лес. «Полжизни» - это не только 35
лет, которые Данте оценивает как середину жизни, но и переломное мгновение жизненного пути,
когда нужно направление сопоставить с целью. Это также и середина мировой истории. И
мир, и поэт потеряли правильный путь. Мрачный лес - это Италия, это запутанный
в грехах мир и одновременно - состояние души Данте. Попытка выйти из леса делается на
рассвете.
Мироздание Данте так же
основывается на числах три и трижды по три. Загробный мир Данте изображает согласно
по представлениям тогдашней богословской науки: Земля является неподвижным центром мира, в
середине ее расположен Ад. На его воротах - страшный надпись: «Оставьте
надежды все, кто входит». Ад образовалось в результате падения сброшенного с
неба Люцифера и имеет вид воронкообраВНОй полости под северным полушарием
земли, основа которой расположена близко к земной коры, а острый конец
упирается в центр Земли. На противоположной безлюдной южном полушарии (где за
времен Данте никто из европейцев еще не бывал) Люциферове падение создало высокую
гору Чистилища.
Знаменательно, что перед гранью Ада -
рекой Ахерон - громоздятся несметные толпы «скудных душ», «что ни позора, ни
славы не добились на земле зажить». Такая «нейтральность» в водовороте общественных
событий была для Данте абсолютно неприемлемой.
Ад состоит из девяти кругов. В
каждому наказывается определенный грех; что ниже и уже круг, тем тяжелее грех и кара. В
первом круге (Лимбе) унывают, хотя и не страдают, души тех, кто не совершил
греха, но умер неохрещеним и поэтому, по церковному учению, не может попасть в
Рая. Здесь помещены души невинных, но не достойных Рая людей - «выдающихся
дохристиян». Среди них философы Древней Греции Сократ, Эмпедокл и
Демокрит. Данте «поселяет» здесь даже иноверцев-мусульман - ученого Авиценну
(Абу Али ибн Сину) и полководца Саладдина. Особо почитаемыми в первом круге
ада есть выдающиеся поэты античности: Гомер, Овидий, Гораций и Лукиан, к этой же
когорте принадлежит и Вергилий, который временно оставил ее для путешествия с Данте.
В последующих кругах Ада страдают
грешники плоти, которые не смогли победить своего инстинкта: обжоры, пьяницы,
проститутки. Идеи гуманизма - интерес и любовь к человеку, борьба за ее свободу,
счастье и всестороннее развитие - выразились в Данте в спорном изображении
некоторых грешников. Во втором круге (собственно Аду) понесут наказания за греховное
любовь. Души грешников здесь кружатся в вечном вихре, похожем на водоворот, их
земной страсти. Здесь, в 5-й песни, наталкиваемся на один из самых трогательных
отрывков мировой поэзии - историю несчастной любви Паоло и Франчески. Образ
Франчески да Римини контрастирует с уродливыми фигурами адских персонажей, он
лирическое, но имеет и трагическое звучание. Грешная жена, которую выдали замуж против
ее воли, ответила на любовь Паоло, который был братом ее мужа. Расправа
оскорбленного мужа была жестокой - своим кинжалом он зарезал Паоло и Франческу,
которая пыталась заслонить собой любимого. Поэтому тени Франчески и Паоло неразлучно
носятся в огненном смерче. Данте сочувствует грешной любви Франчески и
Паоло, в котором страсть объединились с высоким духовным чувством. Вопреки
собственным религиозным взглядам, он поддерживает стремление человека к свободе, к
освобождение от средневековой идеологии аскетизма и смирения.
Восьмой круг состоит из десяти
рвов, где караются разные виды ненавистного Данте обмана - лицемерные заклинания,
лесть, фальшивомонетничество и т.д. Кара грешника у Данте всегда является символическим
отражение греха: тираны купаются в реках крови, подхалимы ходят в
свинцовом одежде, позолоченном снаружи, и т.д. В последнем, девятом, круге
страдают предатели - они мерзнут в ледяном болоте.
В десятой песне «Ада» Вергилий и
Данте проходят сквозь каменный город Дит, где в огненных могилах горят еретики,
которые отрицали бессмертие души.
Одним из самых выдающихся в произведении есть
образ античного героя Улисса (Одиссея), близок самому автору и своей судьбой
скитальца, и неугасаемой жаждой познания. В этом образе Данте воплотил черты
любознательности, мужества и инициативности путешественника.
Последний, девятый, круг Ада
лишенное движения, тепла, пламени, там лишь неподвижность, холод и лед. У него
вмерзли предатели. Здесь разворачивается самый трагический эпизод поэмы - рассказ
графа Уголіно о последних днях его жизни. По приказу архиепископа его было
брошен с Башни голода вместе с четырьмя сыновьями, за которыми не было никакой
вины. Все они были обречены на смерть. Отец смотрел, как один за одним
умирали его сыновья, пока не остался сам, страдая от голода и сердечной тоски.
В этом эпизоде земные мучения кажутся страшнее ада, и жестоком,
однако справедливом, Божьему суду противопоставляется более жестокий и несправедливый
земной суд.
В центр земли, самую низкую точку ада,
помещенный Люцифер - ангел, который восстал против бога. В своих трех пастях он
грызет трех крупнейших предателей: Иуду, который предал Христа, и убийц Юлия
Цезаря - Брута и Кассия. Измена Христу и императору - самый страшный грех в
представлении Данте.
Чистилище - это освещенная солнцем и
покрыта буйной растительностью высокая гора (по форме - усеченный конус) в южной
полушария, окруженная водами Мирового океана, у подножия которой - Передчистилище,
а выше расположены семь уступов, где души постепенно очищаются от семи смертных
грехов. Наконец, на вершине горы - земной Рай, где когда-то жили Адам и Ева.
Чистилище во всем является противоположностью
Пекла. Вместо стона мучеников звуковым окрасом в Чистилище становится пение.
Однако главным сюжетным стержнем поэмы остаются встречи с душами умерших,
а гуманистическое мировосприятие поэта раскрывается в раздумьях о соответствии
казни грехе. Согнулись под тяжелым весом гордецов в первом круге. У завистников
второго - зашиты глаза. Гневливые третьего круга задыхаются в густом дыму.
Заметно меняется облик душ в Чистилище: они становятся совершеннее,
человечнее.
В конце «Чистилища», когда Данте
вступает в земной Рай, навстречу ему приближается торжественная процессия из семи
светильников, которые сияют ярким небесным светом, двадцати четырех патриархов
в белых одеждах и венках из роз, четырех евангелистов, семь добродетелей и толпы
ангелов с цветами); посреди нее - удивительная колесница, и на ней - сама
Беатриче, обольщение его детства, возлюбленная его юности, ангел-хранитель его зрелых
лет. Ее появление является кульминацией всего путешествия, к тому же поэт проводит
аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа - в истории, в душе и в
конце времен.
Третья часть - «Рай» - наиболее
насыщенная сложными аллегориями, многочисленными рассуждениями на философские,
богословские, научные темы. Рай расположен на десяти областях неба, где
находятся души тех людей, которые заслужили вечное блаженство. Десятая сфера неба -
Эмпирей - является местом пребывания Божества. Среда этого мира - свет,
излучаемый душами Рая, которое движет орбиты звезд и планет.
Однако свет - еще и символ знаний. На
каждом новом небесном уровне Беатриче, которая является воплощением божественной науки,
рассказывает Данте о том, что он способен понять. Царство небесное иерархическое,
души там находятся каждая на своей ступени, хотя счастье для всех тут одинаковое.
Рай т - это возможность любви. В ней вся тайна. Радость отношений и связей
рожают небесное счастье. Проводница Данте Беатриче предстает как прекрасная женщина,
которая вызывает у него чувство счастья, радости и безграничного восторга. Устами
Беатриче поэт выражает веру в то, что мир таки преодолеет пороки и зло и найдет
истинный путь.
Композиция дантівської поэмы построена
с учетом так называемой магии чисел, согласно которой священные числа 3, 9 и
10. Главные единицы измерения в поэме - тройка и девятка, число Святой Троицы и
число Беатриче (тройка, умноженная на себя). Мир Данте является целостным и
гармоничным, в нем сочетаются математическая точность мышления и фантазия
поэта. В «Божественной комедии» три части (кантики), три центральные фигуры
(Данте, Вергилий и Беатриче), в каждой кантиці - по 33 песни, а поскольку есть еще
первая песня - пролог, то общая сумма песен равен 100.
Каждая кантика имеет свою аллегорическую
зашифровку: Ад - воплощение страшного и уродливого, Чистилище - пороков, которые
можно исправить, и тоски, которую можно утолить, Рай - аллегория Красоты, радости.
Каждая форма наказания в Аду тоже имеет свое аллегорическое значение, как и каждое
испытания в Чистилище и каждая форма вознаграждения в Раю.
В течение произведения Данте виртуоВНО
использует богатую палитру цветов и их оттенков. В «Аду» царят
мрачные цвета - преимущественно красный и черный, в «Чистилище»- серо-голубой,
зеленоватый, золотистый и, наконец, в «Раю» сияют лучистые краски на фоне
чистейшего света.
Свою потустороннее странствие Данте
приурочил к весне 1300 р. («На полпути земного мира...» - это именно
весна 1300 года, когда автору исполнилось 35 лет) и поместил в точно
указанные календарные рамки: войдя во врата Ада вечером 8 апреля 1300 г.,
то есть в Страстную пятницу, он достиг Эмпирея в полдень в четверг 14 апреля 1300 г.
Неделю инобытие, следующее возвращение оттуда, откуда еще никто из смертных не
возвращался, и рассказ об этом общепонятным языком - это расширение границ
мира, дарения человечеству надежды. Восхождение в Ад заняло у Данте столько же
времени, сколько прошло между наложением Христа во гроб и воскресением.
Вся фантастическая, религиоВНО-богословская
построение произведения с ее символикой в то же время своеобраВНО отражает реальную жизнь. В
повествования Данте разворачивается грандиозная череда живых, выразительных картин и образов.
Поэт расположил в загробном мире немало своих уже умерших современников и почти
всех известных ему исторических лиц и литературных героев. Изображая души
умерших, разговаривая с ними, как с живыми людьми, Данте раскрывает собственный
мировоззрение, выражает свое отношение к прошлому и современности.
Поэма является настоящей энциклопедией
итальянского жизни на рубеже нового времени. В ней отражены острые противоречия
между старым феодальным миром, что відмирав, и новым буржуазным, что только
формировался. Строя свою поэму в духе церковной проповеди, исходя при этом из
традиционных феодально-католических понятий, Данте же время выразил в ней новые,
прогрессивные идеи.
Данте Алигьери опередил свое время,
своих современников и даже многих своих преемников. Он стал первым певцом
Возрождения, новой жизни.
______________________________________________________________
1 «Сладкий новый
стиль» - итальянская поэтическая школа конца XIII ст., поэты которой в изящных и
музыкальных стиховых формах воспевали возвышенная любовь к женщине.