10 класс
ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
СТЕНДАЛЬ, О. ДЕ БАЛЬЗАК, Ч. ДЕККЕНС
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Развенчание «деромантизации» преступного мира в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
В предисловии к третьему изданию романа Диккенс писал, что целью его книги является «одна суровая и голая истина», которая заставляла его отказаться от всех романтических прикрас, которыми обычно пестрели произведения, посвященные жизни подонков: «Я читал сотни повестей о ворах - очаровательных малых, в основном любезных, безупречно одетых, с туго набитым карманом, знатоков лошадей, смелых в общении, счастливых с женщинами, героев - с песней, бутылкой, за картами или игрой в кости, и достойных товарищей, храбрых, но я нигде не встречал, за исключением Хогарта, настоящей жестокой действительности. Мне пришло в голову, что описать кучку таких товарищей по преступлению, которые действительно существуют, описать их во всем их безобразии и нищеты, в жалкой нищете их жизнь, показать их такими, какими они на самом деле бродят или тревожно крадутся по грязным тропам жизни,видя перед собой, куда бы они не пошли, огромную черную, страшную призрак виселицы, - сделать это означало пытаться помочь обществу в том, чего оно очень нуждалось, что могло принести ему известную пользу». К произведениям, которые грешат романтичным украшением жизни отбросов общества, Диккенс причисляет популярную «Оперу нищих» Гея и роман Бульвера-Литтона «Пол Клиффорд», сюжет которого, особенно в первой части, во многих деталях предсказал сюжет «Оливера Твиста». Но, полемизируя с такого рода «салонным» изображением темных сторон жизни, которое было свойственно писателям вроде Бульвера, Диккенс все же не отрицает своей связи с литературной традицией прошлого. Он называет своими предшественниками целый ряд писателей XVIII века. «Филдинг, Дефо, Голдсмит, Смоллет, Ричардсон, Маккензи - все они, и особенно первые два, с благороднейшими целями выводили на сцену подонков и разный человеческий мусор страны. Хогарт - моралист и цензор своего времени, в больших произведениях которого вечно будет отражаться и века, в которое он жил, и человеческая природа всех времен - Хогарт делал то же самое, не останавливаясь ни перед чем, делал с силой и глубиной мысли, которые были уделом очень немногих к нему...».
Помогая обществу, Диккенс осуждает носителей зла со всей мастерством своего писательского дара. В романе наиболее подходят под определение «носители зла» такие герои, как мистер Бамбл, надзиратель рабочего дома, мошенник Фейгин, вор из высшего мира Монкс, жестокий убийца и мошенник Сайкс.
Зло - наиболее общее оценочное понятие, которое выражает отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что должно ограничиваться и переборюватись; является противоположностью добра.
Кто из названных героев является олицетворением этого понятия? Видимо, все. Но зло приобретает различные черты. Какие же из них являются доминирующими в характерах отрицательных героев?
«В индивидуальном и общественном понимании зло редко выступает открыто, как злой умысел, то есть под собственным флагом, как правило, оно скрывается под маской добра» (из словаря).
Например, мистер Бамбл издевался над Оливера, пытаясь «исправить» его «плохие» черты характера. Его доминирующая черта - лицемерие. Он вовсе не отказывается от денег, соглашаясь не замечать страшных методов воспитания миссис Мэн.
В характере Монкса доминирует ненависть. Она имеет настолько разрушительную силу, что Монкс не жалеет даже малого брата, считая его причиной своих неудач.
Характер Сайкса отличается жестокостью. Убийство Нэнси - подтверждение этой мысли.
Фейгин - «жадный, скупой, ненасытный старик, укрыватель краденого», у которого есть и более серьезные грехи: он растлевает души совсем юных ребят, вынужденных искать любые средства для существования, после того как жизнь выбросила их на улицу. За его доносы взошли на эшафот бывшие подельники, которых он боялся за их осведомленность и болтливость. Доминирующей чертой характера Фейгина есть алчность и жажда наживы. Ради этого он ломает судьбы ребят, превращая их в мошенников, соглашается лишить Оливера честного будущего и законного наследства.
Под конец романа на самого Фейгина тоже ждет эшафот. Сообщение о вынесения ему смертного приговора вызывает «взрыв радости толпы... перед зданием суда при известии о том, что он умрет в понедельник». Старый еврей со «злобным, отвратительным лицом» изображается средствами гротеска на грани шаржа: Диккенс уподобляет Фейгина «каком-то огидливому плазунові, рожденному в грязи и тьме».
Его вероломство не знает границ, как и озлобленность против мира, в котором Фейгин всегда чувствовал себя изгоем. Он создал настоящий притон, где под его присмотром совершенствуют профессиональные умения карманные воры-новички, а дочери трущоб, которые загубили себя, получают убежище в обмен на определенную долю выручки. Фейгин создал вокруг себя специфическую среду, для которого обязательны установленные им правила этикета. Ими предполагается, прежде всего, безопасность хозяина, готового на любое предательство ради собственных корыстных интересов. Ученики Фейгина, который строго их наказывает за «гнусную привычку к безделью», должны стать зеркальной копией своего наставника, подтвердив справедливость его циничных представлений о жизни и человеческой природе.
Итак, перед нами действительно носители зла, которые не имеют ни намека на романтичность. Суровый приговор писателя такой: им не место на земле. За то каждого ждет справедливая кара.