ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ
ЭЛЛИНСКИЙ ТЕАТР
ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН
(43 г. до н. э. - ок. 18г. н.э.)
Венец Овидия вовек не увянет.
М. Зеров
Если Вергилий и Гораций будто воплотили идею сотрудничества поэта и власти, то Овидий является символом их конфликта. Тогда, когда Август зміцнював фундамент Римского государства и возрождал римские добродетели - благочестивість, строгость, сдержанность, - Овидий политикой не занимался совсем. Любимец судьбы и богатой молодежи, он воспевал любовь. Да еще и иронизировал: мол, если Октавиан так настаивает, что Рим основан Венериным сыном Энеем, то в этом городе воспевать любовь нужно уже за «благочестивое» уважение к богине любви Венерн. И настоящую славу Овідієві принесла поэма «Метаморфозы», где с большой художественной силой воссозданы мифологические сюжеты: всемирный потоп, четыре человеческие поколения и III.
Шли годы, Овидий удачно женился и стал принадлежать к высшим слоям Рима. Казалось бы, он как раз вышел из опасной зоны, прекратив раздражать Августа независимым поведением. Тем более, что в «Метаморфозах» есть элегантная посвящение Октавиану. И не так случилось, как думалось. Август приказал ему немедленно покинуть столицу и ехать в ссылку на далекую окраину Римской империи, в Дакию (ныне Румыния), в Том. Зря рыдала и падала в обморок жена во время его молниеносных проводов. Не помогли ни многочисленные ходатайства друзей, ни постоянные просьбы самого поэта, ни даже смерть Октавиана. Впоследствии, уже в ссылке, в своих последних стихах с говорящим названием «Печальные элегии», он спрашивал: «Пащо на муки мне край этот открыто грустный?» Но причина ссылки не разгадана до сих пор. Да и вообще эта история - одна из самых загадочных в области мировой литературы.
А вот то, что Овидий - один из величайших поэтов мира, ни для кого не загадка. И глубоко символично, что «золотой век» римской культуры закончилась смертью не Августа (14 p.), а Овидия (18 p.). Сейчас в туристических справочниках можно прочитать, что Овидия похоронен в румынской Констанце. Но относительно этого существует ряд легенд. По одной из них, с его именем связано название украинского города Овидиополь (Овидий + греч. полис (город) = город Овидия). Мол, после продвижения Российской империи на юг (XIX ст.) какой-то офицер нашел старинное надгробие с надписью «Овидий». Там заложили крепость, а впоследствии вырос город. Возможно, это выдумка, возможно - действительность (реальность Трои тоже сначала не верили). И главное не то, где Овидий похоронен, а существование многочисленных легенд о месте его захоронения. Подобно этому семь эллинских городов спорили, в каком из них родился Гомер. В обоих случаях такая множественность версий свидетельствует о чрезвычайной популярности, непроминущу славу поэтов. Поэтому Овидий не ошибся, написав в конце «Метаморфоз»: «Persaecula omnia vivam» («Я буду жить в веках»),
МЕТАМОРФОЗЫ
ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Первое отродье было золотое; без бича и побуждения,
По собственной воле оно Правоту почитало и Честность.
Казни и страха не знал. Угрожающий слово закона
Еще не читалось на медной таблице, и люд не страшився
Приговор услышать судьи, без суда и опеки безопасный.
Сосны из горных вершин еще не сходили в пол на потоки,
Чтобы легким кораблем посетить неведомые земли:
Никакие надмор'я чужие не манили счастливого люда.
Стены, глубокие рвы не были еще для городов поясами;
Простая труба и искореженный рог не пели в бою;
Меч и шлем не служили никому. Без оружия, без войска,
Мирные народы жили в непорушнім и станем любить досуге.
Щедрая земля в охотку, еще не зная оков долга,
Сохой не ткнута железным, не израненная еще бороной,
Гойний приносила дар, пищу легкую и полезную.
Люди собирали тогда дикую вишню и земляники по горам,
Терен с занозистих вит, шелковицы ягоды спелые,
И желуди, что ронило Юпитера развесистое древо.
Вечная стояла весна, и дуновением нежным Зефиры
Ласкали цвет луговой, гордился и рос, самосевный.
Впрочем и невспаханную лан половів - наклонялся хлебами.
И, не лежавши в пару, наливал свое спелые колосья.
Реки текли молоком, струились везде нектаром реки,
И темнолистые дубы золотыми велись медами.
С того же времени, как, заслав Сатурна в Тартар темничний,
Власть Юпитер занял, то уже серебряная пора и наступила,
Хуже золота, но ценнее темной меди.
Властелин новый сократил круглогодичную Сатурнову Весну,
Лето добавив к ней непевную Осень и Зиму
И на четверо суток летний кругобіг поделив.
Впервые тогда задрожало воздуха от суши и жары,
И от холодных ветров ледяные позвисали сосульки.
Впервые тогда понадобились дома; дома нашлись
В укрытиях пещер, в кустах ивняка, поплетених ликом.
Впервые Церериним зерном засеяно плодородную ниву
И под игом заревела-застонала покорный скот.
Третья эпоха - мідяна - за серебряной быстро наступила;
Народ воинственный, сурового нрава, к оружию желающий,
Но ведь еще не преступный. Последняя порода - железная.
Так как наступила эпоха худшей той породы,
Сразу же появилась Обида, прошли Честность и Правда;
Хитрость, Ложь и Підступство заняли их место опустел,
Измена пришла и Насилие, Жадность на деньги и достаток;
Выплыл на море пловец, хоть на ветру еще был беспомощен.
Сосны, что до сих пор по горам шпилястих росли беззаботно,
Сейчас по волне незнаемой помчались в миры кораблями.
Землю, что совместная была, как воздух, как солнечный свет,
Сейчас прошел землемер, пыльцы и пределы положив.
Стали от нее теперь требовать не только ужинків,
Но и сокровищ, что от человеческого глаза она скрыла.
В недра, в подземные глубины идут; от стігійської волны
Добывают сокровища, всякого лиха начало;
Получилось Железо на свет и Золото еще вреднее,
Вышла на люди Война, питается ими и бушует,
В хищных кровавых руках брязкучу сжимая оружие.
Люд прозябает с грабежа, на зятя не сверится тесть уже,
Гость на хозяина - и братская любовь потьмарилась;
Женщина грозит мужчине, гой враждует на женщину;
Мачехи сводят детей смертельно-бледным аконитом;
Сын нетерпеливый о смерти отца узнает в гадалки.
Никнет Набожность и Вера, и небесная дева Астрея
Землю, сплямовану кровью, - последняя из богов - покидает.
Перевод М. Зерова
ПЕЧАЛЬНЫЕ ЭЛЕГИИ
ЗИМА НА ЧУЖБИНЕ
Может, и до сих пор еще кто помнит изгнанника Назона,
В Городе осталось еще, может, имя по мне, -
Знайте же - под звездами, что не спускаются в море никогда,
В дальней стране теперь я между чужаков живу:
Везде дикарей - савроматов, и бессов и гетов племена -
Даже не достойны меня их имена!
Пока еще теплый воздух - тем временем нам Истр оборона:
Волнами проходящими он предотвращает войне.
Только же поступит унылая Зима и весь берег зашерхне,
И от мороза становится белая, как мрамор, земля, -
Здесь и Борей, и снега мешают нам жить под Арктом1,
Дрожащее Небо, и то будто здесь гнобит людей.
Падает снег и лежит, под дождем и под солнцем не тает,
Затвердевает; суровый Борей делает его пожизненным.
Следовательно, и первый и еще не растает, как выпадет второй,
Во многих местах он часто двухлетний лежит.
И в Аквілону бурного сила такая, что высокие
Башни с землей уровня, крыши зданий зрива.
Шкуры и теплые штаны от холода злого спасают,
Из всего тела только и открытое лицо.
Часто от движения звенит льодинками покрыто волос,
И на морозе блестит, белая вся, борода.
Не распадаются вынуты, посуды форму сохранив,
Вина, и уже не черпать надо, а есть куски.
Что уже говорить, как ручьи, побежденные холодом, затвердевают,
Или как па озере здесь воду копают хрупкое?
Даже и сам, за реку папірусодайну2 не узкий,
То, что в себе отовсюду столько сочетает волн, -
Истр - даже он, от жестокого ветра ізверху застигши,
Тайком в море несет воды свои голубые.
Там вон, где судна плыли, сейчас ноги ступают; по волне,
Скованной Холодом, теперь лошадиные копыта звенят;
Сейчас новыми мостами, что выросли над течением,
Тянут сарматские волы множество варварских телег.
Веры мне не піймуть; та не за ложь награды,
Итак, кажется мне, верить свидетелю следует:
Видел я море бескрайнее, что тоже от мороза застыло,
Воды обездвижены покрыла скользкая и блестящая кора.
Но не достаточно и видеть: шел я по волне затвердлій
И не смочила вода совсем моей ноги.
Если бы тебе пришлось, Леандре, плыть в этом проливе,
Вероятно, вода не была виновата в смерти твоей.
Даже дельфины не могут из волн в воздух подняться,
Потому навесной зимы их не пускает покров.
Видимо, когда, махнув крылом, Борей зашумел бы,
Волн бы не сбил и нечего на полоненій воде,
Не ворухнулись бы судна, языков мрамором, сжаты льдом,
И рассекать бы весло скованных вод не могло.
Я видел рыб, в льда зависли, привязаны крепко, -
Некоторые из них даже там еще сохраняли жизнь.
1Аркт (греч. Арктос - медведица) - созвездие (Большой или Малой) Медведицы, фигурально - север, северные страны (сравн. - Арктика).
2 Папірусодайна река - то есть Нил в Египте, вдоль которого растет папирус.
Итак, как только чрезмерная Бореєва сила новіє
Или над морским пространством, над разливом реки,
То через Истру равнину, сухим Аквілоном закованную,
Варвар вмиг наліта, враг на бистрім лошади -
Враг на бистрім лошади, стрелой крылатой грозный,
Дикий разрушая край, уничтожая народ вокруг.
Кто убегает, оставляя дом: на полях беззащитных
Необоронене везде враг добро забира,
Сел нищенскую добро и скрипучая повозки, скот
Все те блага, которые имеет нищий крестьянин;
Тех пленных гонят, скрутив им руки за спину;
Видят в последний раз они родные дома и поля;
Падают другие, без сожаления зубчатыми стрелами убиты:
Ведь яд страшную быстрое железо несет.
То, что нельзя взять с собой - в дороге оставляют,
И невинные домики курит вражеский огонь.
Мир наступает, то и тогда ужасы войны всех пугает,
И не ведет борозды ратай, налігши на плуг;
Здесь, когда врага видят или не видят - боятся;
Поэтому необработанная везде, дикая, словно пустота, земля.
Ни сладкие в тени не прячутся здесь виногрона
И не шумує в кадках, пену вздымая, муст.
Яблок нет в этой стране. Не имел бы Аконтій на чем
Слов написать своей госпожи и подкинуть ей.
Видно вокруг поля без деревьев и без зеленые, голые.
Горе мое! Не заходи ни один счастливый сюда.
Ведь так широко мир розіслався бесконечно-большой,
Зачем на муки мне край этот открыт печальный?
Перевод Г. Качура
1. Почему Овидий «классифицирует» поколение людей, употребляя названия разных металлов? 2. Как менялся климат, образ жизни и привычки людей от золотого века к желеВНОму? 3. За которой суток Прометей одарил человечество? А за которой жили герои Гомера? 4. Почему Овидий считал золото вреднее железо? 5. Как характеризует железную сутки то, что покинула землю Астрея? 6. Что в причерноморской зиме поэта поражает больше всего? 7. От чего поэт страдает больше: от зимнего холода, недостатка привычных вещей, набегов кочевников или тоски по родным городом? 8. Можно ли отнести «Печальные элегии» к пейзажной лирики? Почему?
9. Напишите сочинение «Странных много в мире чудес, най - удивительнее из них - человек» (по мотивам античной литературы).
Овидий. «Метаморфозы ». XV ст.