ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

9 класс

 

ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ. РЕАЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

О. ПУШКИН, М. ЛЕРМОНТОВ, М. ГОГОЛЬ

 

ПЛАНЫ

Характеристика Печорина, героя романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»

I. Печорин - герой времени Лермонтова. (Почему Лєрмонтов назвал свой роман «Герой нашего времени»? Поэту не очень повезло со временем появления на свет. Всего 15 лет разницы было между датами рождения двух великих поэтов - Пушкина и Лермонтова, но они стали героями разных эпох. Пушкин рос в атмосфере ожидания реформ, которые гуманізують общество. Лєрмонтову достались времена полицейского межвременье, что стали реакцией на восстание декабристов.

М. Лєрмонтов был очень активным человеком, стремился деятельности. Он писал, что имел желание сделать каждый день бессмертным, он не может понять, что значит «отдыхать». Он сходил с ума от бездействия и растрачивал силы на дуэли, шумные застолья и гусарские шалости. Таким был и персонаж лермонтовское романа - отражение мыслей и чувств автора, герой времени бездействия.)

II. Характеристика Печорина.

1. Противоречивая внешность героя. (Печорин, как и его автор, вынужден жить двойной жизнью: настоящий - для дневника и стихов (как Лєрмонтов) и тот, которого видят все. Это не могло не отразиться на внешности героя.

«Разглядеть» Печорина подробно у читателя появляется возможность глазами героя повести «Максим Максимович», наблюдателя внимательного и проницательного. Именно он обращает внимание на противоречия в облике героя. На первый взгляд, кажется, что он - молодой человек. Но то, как изгибается его состояние, когда герой садится, морщины под глазами и взгляд человека, который много страдал, меняют первое впечатление. Глаза героя не смеются, когда смеется он. Можно сказать и о противоречивости в одежде: в нем отпечаток привычек и цивилизованного человека, и такой, которой безразлично, как она выглядит.)

2. Противоречивость поведения героя. (Противоречивая и поведение героя. Тот же Максим Максимович свидетельствует, что часто наблюдал странные вещи. Иногда Печорин проводил на охоте много времени в самых неблагоприятных погодных условиях, и на его здоровье это никак не сказывалось. А иногда Григорий Александрович после легкого сквозняка уверял, что простудился. Удивляло старого воина и то, что Печорин вздрагивал от стука ставен, хотя Максим Максимович видел, как молодой офицер сам на сам ходил на кабана.)

3. Характер героя:

а) неудовлетворенность жизнью (Характер героя также был сложным. Читая повести романа «Герой нашего времени», внимательный читатель замечает стремление Печорина дистанцироваться от общества, стать вроде бы над ним. В чем причина? Ответ очевиден: героя, умного, начитанного, умеющего, с блестящим образованием не устраивает низость чувств, мелочность интересов, суета окружающих. Он стремится к деятельности, ради которой данные ему силы и способности. Но нет поля деятельности для таких, как он. Русский литературный критик В. Белинский справедливо отметил, что Печорин - эгоист, но эгоист, который страдает.)

б) противоречивость характера героя (В Печорині удивительным образом переплелось добро и зло. Герой, который разрушает жизнь «мирных контрабандистов», способен пожалеть слепого парня и безжалостно осудить себя за то, что совершил. Печорин отталкивает любящую Белу своим равнодушием, но едва не теряет рассудок после ее смерти. Григорий Александрович способен на сочувствие к Мэри, любит Веру, испытывает приязнь и доверие к врачу Вернера. Но, несмотря на все положительные черты, он оставляет за собой разрушенные судьбы, трупы и неприязнь окружающих.)

4. Печорин - рефлексирующий герой. (Печорин ничего не воспринимает на веру: он все подвергает сомнению, раскладывает по полкам. Такому же тщательному анализу он подвергает и собственную душу. В этом самоанализе - его стремление к самопознанию, попытка понять людей, найти смысл жизни, суть назначения человека на земле. Ему не позавидуешь, потому что каждый поступок анализируется самым строгим судьей - им самим. И приговор этого судьи всегда бесстрастен и суров.)

III. Отношение автора к Печорина. (Лєрмонтов понимает своего героя, потому что в нем много от самого автора. А автор, как никто, знал, что такой характер является продуктом эпохи, в которой сформировался. Именно поэтому роман и был назван - «Герой нашего времени», времени М. Ю. Лермонтова.)

 

Связь повести Гоголя «Шинель» с поэтикой романтизма

И. Сосуществования реализма и романтизма в литературе XIX века. (В литературе не бывает четких границ ни между литературно-историческими эпохами, ни между литературными направлениями. Поэтому так и сложилось в русской литературе, что в течение 30-

40-х годов реализм сосуществовал с романтизмом, часто в пределах творчества одного писателя. Одним из таких писателей был Николай Васильевич Гоголь.) Реализм и романтизм в повести М. Гоголя «Шинель». (Повесть М. Гоголя «Шинель» литературоведы определяют как произведение реалистичный. Но ради справедливости следует отметить, что в произведении сохранилась связь и с романтической поэтикой.)

1. Реалистичные черты повести Гоголя «Шинель»:

а) Реалистично изображение Гоголем современного ему российского общества. (Повесть строится на реалистических началах и несет на себе отпечаток специфики русской реалистической прозы: острый социально-критический пафос. И характер своего героя автор пытается объяснить воздействием на него социальной среды.

Акакий Акакієвич Башмачкін - мелкий чиновник, который работает писарем в петербургском департаменте. Он в чине титулярного советника - очень низком на карьерной лестнице российского чиновничества - зарплата мизерная, привилегий нет. Жизнь героя однообразна и обыденное, жалкая внешность, личная жизнь отсутствует, коллеги над ним издеваются. Смысл жизни Башмачкин - переписывания служебных бумаг, которому он отдается ревностно и с любовью.

Перед читателем предстает реалистичная картина современного Гоголю российского общества. В нем - противопоставление мира башмачкіних и «значительных лиц». В мире башмачкіних царствует униженность, жалкое существование на зарплату, которой едва хватает на жизнь. А на приобретение необходимого средств не хватает. В этом мире существуют мастера вроде Петровича. Они умеют продлить жизнь вещи, которую в мире «значительных лиц» постеснялись бы использовать на мытье полов. Только в мире башмачкіних некоторые «модные претензии» появляются после многих жертв, отказов от немалого количества обедов и гуляний, а венцом развлечений считают посиделки с коллегами за чаем с копеечными сухарями и табаком из длинных чубуков. Со всей безжалостностью реалиста Гоголь описывает процесс уничтожения личности чиновно-бюрократической системой, которая отбирает желание, вытягивает из человека интерес к жизни, превращает в нечто без особых примет, неспособен на малейшее напряжение мозга.

В мире «значительных лиц» царит чинопочитание и приспособленчество, попытки придать себе важности и значимости, безразличие к человеку низшего образом и удобные кресла для бессодержательных разговоров.)

б) Мастерское воспроизведение Гоголем «типичного характера» в «типичных обстоятельствах». (Гоголь мастерски воспроизводит типичный характер своего героя, который существует в типичных обстоятельствах. Башмачкін продолжает галерею «маленьких людей», начатую в русской реалистической литературой. Он действительно типичный для своей среды - бедный, униженный и бесправный. Относительно среды, то оно также является типичным. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, что писатель не называет департамента, в котором служит герой, превращая его в олицетворение всех департаментов не только Петербурга, но и всей Российской империи. Тщательно выписаны интерьеры, внешность героев, их манера разговаривать так, как было заведено во времена Гоголя, - все это типичные признаки среды чиновничества.)

2. Романтические черты повести Гоголя «Шинель»:

а) Вмешательство потусторонних, фантастических сил в события финала повести. (Наряду с реалистичными чертами повести можно заметить и элементы романтической поэтики. Типично романтическим является финал повести.

Вспомним некоторые фрагменты сюжета. После вечеринки с коллегами Акакий Акакієвич на темной улице теряет новую шинель, которую забирают грабители. После нескольких попыток добиться справедливости и повернутивкрадене Башмачкін встречается со «значительным лицом». Напуганный до смерти разговором с чиновником-хамом, титулярный советник умирает. А в Петербурге появляется призрак умершего. Он отбирает шинели у тех, кому не везет встретить его на темной улице. Этот момент появления призрака и типично романтическим, ведь именно романтики увлекались фантастикой, делали героями произведений представителей потусторонних сил.)

б) Конфликт между мечтой и действительностью в повести. (Романтичным можно считать также конфликт повести. Это, безусловно, конфликт между мечтой и действительностью. В реальности чиновник Башмачкін - лицо неприметное, жалкая и униженная. Его страстная мечта имеет вполне реальное выражение - новая шинель. Именно она является символом мечты, как комично это выглядит. Можно говорить и о ге, что Гоголь пытался пародировать приемы романтической поэтики, но и такая трактовка не отрицает их присутствия в произведении.)

III. Выводы. (Все сказанное доказывает, что в повести М. Гоголя «Шинель» сочетаются реалистические приемы изображения действительности с элементами романтической поэтики.)