ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

БРАНИСЛАВ НУШИЧ

АВТОБИОГРАФИЯ

(Отрывки)

Когда пришло время идти мне в школу, все дома аж легче вздохнули, уверены будучи, что школа - это такая пекарня, куда достаточно бросить ребенка, как заквашенное тесто, а она уже даст ей нужной формы и вернет родителям готовісіньку.

Мое обучение - это настоящая борьба за существование и независимость. Эта борьба проявилась в первую очередь в моем споре с отцом. Он чрезвычайно гордился тем, что его сын идет в школу, а я, рассматривая это дело с реальной точки зрения, считал, что отец не имеет достаточной причины гордиться. Потом началась борьба со школьным сторожем, что, по просьбе моего папы, просто потащил меня в школу, за что я и укусил его по дороге. Он мне сказал, что должен был всех из нашей семьи таскать так до школы. И главная баталия разыгралась во время самого обучения, когда столкнулись две тяжелые и непримиримые обстоятельства: враждебность некоторых учителей до меня и моя ненависть к некоторым предметам.

Это была действительно неустанная и ожесточенная борьба, в которой, с одной стороны, стояли учителя и наука, а с другой - я сам. Разумеется, в такой неравной борьбе я должен уступать, утешаясь мудрой народной присказкой, что умный всегда уступает. А впрочем, я не мог устоять на своем хотя бы уже и потому, что учителя в борьбе со мной, как со своим противником, прибегали к своего любимого, но нечестного средства, а именно, то на лекциях, то на экзаменах не раз спрашивали то, чего я не знал. Таким образом они лишили меня всякой возможности достичь успеха в этой борьбе за независимость.

А борьба эта в нашей семье была действительно традиционной. Ее вели чуть ли не все мои предки, и особенно их потомки. Один мой родственник, например, как поступил в первый класс гимназии, то целых четыре года не покидал его, подобно тому, как хозяин не покидает нивы или левады, получив ее после долгих и тяжелых исков.

Первый класс гимназии он считал наследственную собственность, откуда никто не имел права его вытурить. Напрасно учителя уверяли парня, что гимназический класс нельзя рассматривать как свою собственность, тщетно доказывали ему, что на основании школьных законов он должен когда-нибудь покинуть этот класс, но он твердо стоял на своем и упорно ходил в тот же класс. Конец концом учителя махнули рукой и терпеливо стали ждать, когда мой родственник дорастет до женитьбы, тогда наверное придется покинуть школу.

Второй мой родственник, снова, так полюбил школу, что даже остался там за сторожа. А был и такой, что довел до отчаяния и самих учителей. За три года своего обучения он не проронил ни слова. Некоторые из учителей интересовался хотя бы голос его услышать, а некоторым и терпение лопнуло. За то его молчание учителя даже не могли выявить, к какой науке он имеет наклон, потому что своим молчанием он очень удачно это скрывал.

Не нарушая этих светлых традиций, я то же закончил начальную школу, не столько благодаря своему усердию, сколько отцовской виду к учителям. В течение четырех лет я старательно ловил мух, делал в тетрадях огромные кляксы, резал ножиком парты и возвращался домой с такими замащеними пальцами, будто я учился в фарбівні, а не в школе.

В конце четвертого года обучения зодягнула меня мать в новый костюм, старательно позастібала все пуговицы, сунула мне в карман чистой и бережно сложенного носового платка, расчесала ровненько волосы и сама одвела до школы. Там я перед многочисленными гостями декламировал какие-то патриотические стихи, за что благочинный поцеловал меня в лоб, окружной начальник погладил по голове, а отец даже заплакал. Это действительно означало, что я уже гимназист.

Но прежде чем я пошел в гимназию, отец долго напутствовал меня, убеждая, что отныне я должен быть серьезным и думать о своей будущности; мать благословила меня, а тронутые тетки плакали, видимо, предвидя, на какие пытки я рокований. Отец в своей речи особенно подчеркивал, как мне себя вести, чтобы не опозорить его.

Я очень искренне принял это к сердцу и, пожалуй бы, все-таки выполнил отцу пожелания, когда бы учителя на то пристали. Помню, однажды на гимнастике, прославляя отца, я разбил себе нос, что же было на других уроках, то пусть Бог защищает. Когда благочинный говорил об учителях, будто они на уроках арифметики говорят о закон Божий, на чертеже - о затмениях солнца, то со мной происходило все наоборот: учитель меня спросит из закона Божьего, а я ему о затмении, он меня по арифметике, а я ему из катехизиса. Если бы учителя были хоть немного внимательнее ко мне, то уздріли бы определенный политический талант в том, что я никогда не отвечал на тот вопрос, который они задают. Но они этого не заметили; вот здесь и содержалась основа всех недоразумений между учителем и мной. Поэтому и не удивительно, что в конце года я провалился на экзаменах из трех предметов и остался на второй год в первом классе.

Я хорошо помню тот первый успех в моей жизни. Когда в то утро я собирался на экзамен, мать опять одела меня в новый костюмчик с накрахмаленным кружевным воротничком, подстригла ногти, хорошенько расчесала волосы, вложила в карман чистый носовой платок и, поцеловав, сказала:

- Не постыдитьс меня, сынок!

Когда я подошел к отцу поцеловать ему руку, он сказал:

- Сынок, это твой первый серьезный экзамен и первый шаг в жизни, хотелось бы мне тебя наградить за успех. Если сдашь экзамен, получишь вот это,- и он показал мне новенького золотого дуката,а как не сдашь, то лучше домой не приходи, потому відлупцюю к смерти.

И вот, благополучно провалившись на экзамене, стал я перед гімназійною воротами и начал рассуждать: «Хлости мне не миновать, и дуката я не достану. Две казни - это многовато! Как бы мне свести их на одну? Уж лучше получить взбучку, когда так суждено, но до п'ясти дуката!»

И вдруг в голове у меня блеснула счастливая мысль. Я опрометью выскочил на улицу и с подскоком помчался домой, влетел веселый и довольный к отцу и матери, поцеловал им руки и воскликнул:

- Сдал на «отлично» сдал!

У матери и отца потекли слезы радости из глаз, отец сунул руку в карман, вынул этакого новенького дуката и отдал его мне, поцеловав в лоб.

Я, конечно, потом получил хорошую взбучку, но достал и дуката! А впрочем, это мелочь, и я упомянул ее только попутно, чтобы показать, что один раз в жизни даже и за такое получил гонорар.

В другой раз, уже в третьем классе, до которого я все-таки пополам с бедой доковылял, я сказал отцу, что мне нужен репетитор по арифметике, потому она мне и тогда, и всю жизнь доставляла головной боли. Для этого я взял «лучшего» ученика из класса, чтобы меня підучував. И отец платил ему за это тридцать грошей в месяц. Разумеется, то был мой товарищ, и учился он еще хуже, чем я. Во время дополнительных занятий мы с ним играли в млынки, а в конце месяца делили гонорар. Таким образом, я даже за плохое обучение обеспечил себе жалование пятнадцать грошей за месяц и тратил их с большим удовольствием. И это могло продолжаться очень долго, если бы не экзамен, где ни я, ни мой «учитель» не ответили ни слова по предмету, которому он меня учил.

Так оно как-то и шло, и я переползал из класса в класс. А как, то и теперь не могу понять. Правду говоря, мы не переходили из класса в класс, а завоевывали класс за классом. Все мы, одноклассники, были похожи на чету добровольцев, перед которыми поставлена задача захватить вражеские окопы, и мы действительно пядь за пядью, шаг за шагом, с тяжелым напряжением и неслыханной храбростью завоевали окоп за окопом. Борьба была отчаянная, были и раненые, и убитые, мы их оставляли на дороге, но остальные, те, кого обошла смертоносная пуля, направлялись дальше, чувствуя, что опасность становится тем больше, чем ближе победа. Потому что когда мы завоевали несколько рубежей низшей гимназии, перед нами выросла грозная крепость высшей гимназии, вооруженная новейшими средствами уничтожения учеников. На стенах и башнях той крепости были везде на цвяховані разные синусы, косинусы, конъюгации и различные смертоносные неизвестные величины. Можете себе представить, сколько надо было храбрости и самопожертвования, чтобы голыми руками пойти на штурм такой крепости, как высшая гимназия.

Но мы не испугались. Падали, но снова поднимались; были ранены, но в течение каникул выздоравливали и набирались сил для новых штурмов, попадали в плен и оставались по два года в рабстве в одном классе, но наша упрямая семилетняя война довела нас наконец к решительной битвы - до матуры.

А получить аттестат зрелости - это не такое легкое и простое дело. Этот аттестат - то есть официальный документ, выданный надлежащими органами государственной власти, и он утверждает, что человек уже взрослый. Когда я его получил, то мне казалось, что это документ, на основании которого я могу делать в жизни всевозможные легкомысленные поступки.

Моей радости, разумеется, не было конца - края. Я, прибежав домой, поцеловал мать, сестру, младшему брату от возбуждения дал пинка; а еще до этого перед школой обнял и поцеловал сторожа, хоть он ничего нам не преподавал и ни чуть не был причастен к тому, что я получил аттестат зрелости. Умиление мое продолжалось и дальше: я обнял и поцеловал соседа - бакалейщика, а потом одну вдовушку, мамину приятельницу, выкрикивая:

- Сударыня, я зрелый, я зрелый!

То же самое я потом доказывал и нашей поварихе.

Я также обнял и поцеловал парикмахера. Потому что уже после первых маніфестаційних радости и возбуждения вспомнил и об обязанности зрелого мужчины - бритье. Особой нужды в этом я не имел, но бритье в моих глазах, как и в глазах всех тогдашних выпускников, было словно какая-то внешняя признак прелости.

- Господин желает подстричься? - встретил меня парикмахер с єхидністю, свойственной этой профессии.

- Нет, хочу побриться! - сказал я гордо и сел на стул, проклиная себя, что не могу достать ногами до пола, и они висят в воздухе.

От слов «хочу побриться!» мне показалось, что я вроде и сам немного стал больше, словно в жизни произошел какой-то слом, как будто я после мучительного напряжения отворил тяжелую железную врата, сквозь которую вступлю теперь в новый, неведомый мир, словно переступил порог, за которым начинается новая жизнь. Тогда для меня слова «хочу побриться!» казались гораздо более важными и фатальнішими от Цезаревих слов «Жребий брошен!». Единственное, что я почувствовал, когда шел из парикмахерской, было: я выбрит, и аттестат зрелости у меня в кармане.

Но этим я еще не все сказал о своем обучении. Впереди был еще университет, и университет мы считали школу, где не учатся, а только «учатся», и это нам казалось немного легче, мы надеялись его как-то перейдя. Там даже хоть бы и остался на какой-то год дольше, то не так оно и стыдно, потому что, поступив в университет, будто становишься «гражданином», а быть «гражданином» какой-то год больше или меньше - уже не большая беда. Иногда даже и лучше быть студентом, чем поліційним писарем в Арилі или младшим учителем где-то в Брзой Паланке.

Но и об учебе в средней школе, где парень тратит свои лучшие годы, я еще не все сказал. Школа и брак - это две самые важные периоды в жизни человека, ибо, как говорится, кто хорошо окончил школу и хорошо женился, тот обеспечил себе счастливую жизнь. Даже более того, школа и бракосочетания имеют много общего. Так, например, в школе, как и в семейной жизни, учишься всю жизнь без надежды чего-нибудь научиться; и в семейной жизни, и в школе есть строгие и добрые учителя, тяжелые и легкие предметы. И в семейной жизни, и в школе можно получить и хорошую, и плохую оценку, и там, и здесь не можешь опоздать, ибо каждая отсутствие записывается. И здесь, и там оценивается твое поведение. И в семейной жизни, и в школе можешь провалиться на экзаменах, радуешься с каникул...

Перевел с сербохорватского СИДОР САКИ ДОН