ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

9 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РОМАНТИЗМА

 

Е. Т. А. ГОФМАН, ДЖ. БАЙРОН, Г. ГЕЙНЕ, А. МИЦКЕВИЧ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

К теме «Из литературы романтизма»

1. Определите предпосылки возникновения романтизма.

Философ Карл Маркс сказал: «Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию». Представители искусства стали свидетелями грандиозных исторических событий, кардинально изменивших жизнь Европы. Революционные лозунги: Свобода, Равенство и Братство захватили многих. Но новый общественный порядок залышався далек от идеалов того общества, что предрекали философы XVIII в. Наступило разочарование. Оно стало предпосылкой возникновения романтизма.

2. Какие задачи ставили перед собой романтики?

Главной задачей романтизма было воссоздание внутреннего мира, душевных переживаний человека. Нужно было показать парадокс внутренней жизни, ее иррациональность. Вот почему романтики широко использовали фантастику и мистику.

3. Какие особенности имел романтизм в разных странах?

4. На какую сутки ориентировался романтизм?

Слово «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа. Главные особенности этого жанра - фантастичность, изображения высокого, идеального любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников, сказочного пейзажа.

5. Какие признаки романтического произведения?

В романтическом произведении нет дистанции между героем и автором; автор не осуждает героя, даже если искренне изображает его духовное падение, из сюжета понятно, что герой не виноват - виноваты сложившиеся обстоятельства. Сюжет такого произведения, как правило, романтический. У романтиков особое отношение к природе, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

6. Дайте характеристику романтического героя.

7. Назовите характерные признаки романтизма.

8. Чем романтизм отличается от предыдущих литературных направлений - классицизма и сентиментализма?

Классицизм с его строгими правилами все в жизни четко разграничивал: плохое - хорошее, черное - белое. В романтизме нет такой четкости, в нем существуют оттенки, полутона. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Что касается сентиментализма, он отражает внутреннюю жизнь человека в гармонии с окружающим миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру эту гармонию.

9. Определите одну из главных особенностей романтизма.

Особенностью романтического искусства является преобладание в нем субъективно-лирического момента. Изображение переживаний героя, отношение героя к жизни для романтика важнее, за изображение самой жизни. Из всех видов искусства романтики отдавали предпочтение прежде всего музыке, поскольку через нее многограннее и полнее можно обнаружить внутренний мир человека.

10. Назовите выдающихся представителей направления.

 

К теме «Е. Т. А. Гофман, Дж. Байрон, Г. Гейне, А. Мицкевич»

1. На какие две категории делятся герои Гофмана?

Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, довольных собой и своим существованием, послушно играют свои нелепые роли - обывателей введено, и на мечтателей, энтузиастов, людей «не от мира сего». Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя.

2. Можно назвать романтическим героем Бальтазара, героя сказки Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» ?

Балтазар вступает в поединок с вором, оборотнем, который ворует все, что попадает ему на глаза. Он вступает в конфликт с обществом, которое увлекается Цахесом. Студент вынужден бороться против чудовища, спасая свое счастье. Поэтому он и является романтическим героем.

3. Какими оказались последствия «образования» в княжестве Керепес?

Когда мероприятиями князя Пафнутія Большого в вымышленном княжестве Керепес было введено «образование». Спустя годы можно уже увидеть плоды «образования»: в местном университете объясняют природу с помощью физических опытов, делают удивительные открытия вроде: «темнота происходит от недостатка света». Среди молодежи распространено чинопочитания, стремление сделать служебную карьеру и обогатиться. Образованием руководит бывший лакей, который смог стать министром.

4. Определите основной конфликт произведения Гофмана.

5. К какому периоду относятся стихи, вошедшие в сборник стихов Г. Гейне «Книга песен» ?

6. Какие факты биографии поэта легли в основу сборника ?

7. Почему лирический герой сборника стихов Гейне - романтический ?

Лирический герой убегает от действительности в свой внутренний мир, в мир грез, фантазий и снов. Он одинок, его не признает общество, в котором герой живет, им владеют сильные страсти, любви приобретает признаков фатального.

8. Новый жанр лирического произведения ввел в лирическую поэзию Байрон?

9. Определите характерные черты байронического героя.

Острое восприятие несовершенства окружающего мира; благородство души; глубина и сила чувства; подчеркнутое чувство превосходства, пренебрежение к людям; одиночество.

10. Назовите общие особенности лирики Байрона.

Ярко выраженное субъективное (личное) начало, автобиографическая канва произведений или опосредованная рассказ о себе, страдницька душа лирического героя. Источник страданий лирического героя - несовершенство жизни.

11. Что стало сюжетной основой поэмы Байрона «Мазепа».

12. Определите ведущий мотив сборника Мицкевича «Крымские сонеты».

13. Какие черты романтизма можно заметить в поэзии А. Мицкевича?

Свободолюбивые настроения, борьба за утверждение национального искусства, интерес к жизни народа тесно переплетается с интересом к прошлому своей страны, фантастика в балладах приобрела реальный смысл, любовь в баладника Мицкевича - это не только радость, но и прежде всего страдания: такова природа этого чувства.

14. На какие композиционные части делится драматическая поэма Мицкевича «Дзяды»?

Віленсько-ковенські «Дзяды» и дрезденские «Дзяды».