ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 6 класс

БАЙКА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

ИВАН КРЫЛОВ

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК

 

У сильного бессильный виноват всегда:

Этих примеров в Истории мы достаточно знаем.

И мы Историй не складаєм,

А в басне можем это рассказать.

 

Алексей Лаптев. Волк и Ягненок

В жару до ручья зашло Ягненок напиться;

И надо же здесь беде лучитись,

Что около тех мест голодный Волк бродил.

Ягненка видит он, и хочет поживиться,

И он этом надать законных прав хотел,

И говорит: «Как, нахал, смеешь ты мутить Поток этот прохладный мой,

Напиток

Песком пачкать?

За это потому, пожалуй,

Сорву я голову тебе!» -

«Если пресветлый Волк позволит,

Осмелюсь вам сказать, что воду в ручью

От Светлости я ниже шагов на сто пью;

И гневаться он напрасно изволит:

Ведь мутить питье никак не могу я».-

«Так это ложь моя?

Подлец! Откуда такое нахальство в мире?

Помню, как ты в позапрошлогодним лете

Со мной слишком толще был.

Этого я, друг мой, еще не забыл!» -

«И згляньсь, нет мне еще и года из рода»,-

Отказало Ягненок.- «То, наверное, был твой брат».

«Не имею я братьев».- «То, может, кум, сват,

Или другой кто-то такой из вашего же рода.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи Меня бы хотели сбыть,

И вредите мне вы все по возможности везде:

«И розквитаюсь я за все ваши грехи!» -

«Ах, чем же виноват я?» - «Молчи, гоноровисте!

Или время здесь розбирать вины все, щенок?

Ты виноват тем, что хочу я, видишь ли, есть».

Сказал - и в темный лес Волк Ягненка поволок.

Перевод Николая Терещенко

Вопросы и задания

1. Определите, из скольких частей состоит басня «Волк и Ягненок». Можно композицию басни назвать традиционным? Обоснуйте свое мнение.

2. Какими вы представляете героев произведения? Какие черты Волка и Ягненка запечатлел русский художник Алексей Лаптев, иллюстрируя байку?

3. С какой целью Волк начал разговор с Ягненком? Или доказало Ягненок в споре свою невиновность? Стремился ли Волк знать истину?

4. Выясните аллегорию басни, прибегая к конкретным примерам из текста.

5. Найдите в произведении Крылова антитезу. С какой целью автор использует в произведении?

6. В разделе «Интересная наука о литературе» перечитайте статью «В дело вступает Почтовый Дилижанс». Используя материалы статьи, подготовьтесь к выразительному чтению басни в лицах.

Чем басня «Волк и Ягненок» Ивана Крылова отличается от подобного по сюжету басни Эзопа? Есть ли в этих произведениях общие признаки?

1. Если бы ручей, возле которого встретились герои басни, мог говорить, то что он сказал бы про этот случай? Сформулируйте мысль несколькими предложениями.

2. Кто победил в споре: Волк или Ягненок?

Вспомните главные признаки басни. Докажите, что произведение Крылова «Волк и Ягненок» - байка.

1. Подготовьте пересказ басни от имени Волка («Как я поквитался с Ягненком») или от имени Ягненка («Как я оправдывался перед Волком»).

2. Выучите басню «Волк и Ягненок» наизусть. Попробуйте передать с помощью интонации особенности характера каждого персонажа.

Прочитайте на языке оригинала

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильный виноват:

Поэтому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк

. Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым

рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».-

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

Вот Светлости его шагов я на сто пью,

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».-

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

«Помилуйте, мне еще и от роду нет году»,-

Ягненок говорит. «Так это был твой брат».-

«Нет братьев у меня».- «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».-

«Ах, я чем виноват?» - «Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Вопросы и задания

1. Сравните оригинал басни с ее переводом. Сохранил переводчик построение произведения?

2. Подумайте, насколько точно Николай Терещенко воспроизвел авторскую речь и интонацию.

3. Выберите из текстов басни Крылова в оригинале и переводе крылатые выражения и запишите их в тетради.

1 Произведения каких известных вам зарубежных писателей переводил Николай (а Терещенко? Что вы сказали бы переводчику басни «Волк и Ягненок» о своих впечатлениях от произведения?

Вопросы и задания к разделу «Байка в мировой литературе»

1. Вспомните, из каких источников брали сюжеты и образы для своих басен Лафонтен и Крылов. Прокомментируйте слова украинского поэта-баснописца, переводчика Никиты Годованца:

Сократ и Бабрій, Федр и Лафонтен,

Сковорода, Крылов - всем хватило темам:

Всем путь премудрый раскрывался,

Кто к Эзопа добывался,

Кто одалживал сюжетов и идей,

Чтобы байкой збагачувать людей...

2. Выясните общие черты басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Что объединяет произведения украинского баснописца Леонида Глебова с произведениями упомянутых авторов?

3. Подумайте, что отличает басни Эзопа, Лафонтена и Крылова. Приведите примеры из текстов.

4. Какие художественные средства используют писатели? Приведите соответствующие цитаты из произведений.

5. В какой форме выражают мораль в басне? Какова ее роль в произведении?

6. Рассмотрите первый форзац учебника. Вспомните, кто чаще всего выступает героями басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. Дайте характеристику «звериному царству» баек.

7. Пользуясь справкой, продолжите приведенные выражения из басен.

• В жару до ручья зашло Ягненок напиться:

• Как бы ты ни оправдывалось,

• А Круче, если бы ты имел также ум,

• Я имею на душе большой грех:

• Так и вы, дети, если будете дружны, вас не одолеют враги,

• Если ты пела летом.

Справка:

... я все равно тебя съем.

... и надо же здесь беде лучитись.

... то потанцуй зимой.

... когда же будете жить в несогласии, вас легко победят.

... я столько съел овец невинных!

... тебе больше не хватало бы ничего, чтобы стать царем.

8. Укажите автора и название басни, которой принадлежит мораль.

• У сильного бессильный виноват всегда...

• Не следует пренебрегать ничего, чтобы впоследствии не пришлось жалеть.

• ...Есть деньги - имеешь право,

Нет - то под суд иди.

• ...когда согласие между людьми - их трудно победить, когда несогласие - легко.

• Эта басня касается неразумного человека.

• ...даже справедливый защита не имеет силы для тех, кто взялся чинить несправедливость.

9. Найдите в представленном ряду «лишний» по логике изложения сочинение: «Зачумленные звери», «Земледельцу дети», «Авгиевы конюшни», «Волк и Ягненок». Обоснуйте свое мнение.

10. Прочитайте из памяти басню зарубежного или украинского автора (по выбору).

11. В разделе «Интересная наука о литературе» прочитайте посвященные басням статье «Почему ворона каркнула?» и «В дело вступает Почтовый Дилижанс». Дайте ответы на поставленные вопросы.

12. Інсценізуйте одну из прочитанных басен. Попробуйте с помощью интонации передать особенности каждого из ее персонажей.