ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС

І семестр

 

БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОК № 18

Тема. Урок вираВНОго читання. Байка І. А. Крилова «Квартет»

 

Цель: познакомить с историей создания басни «Квартет»; учить анализировать прочитанное произведение; работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Наглядность: иллюстрации к басне Крылова «Квартет»; распечатки текста басни «Квартет» для записи партитуры.

 

Книга — как соната. Она должна быть исполнена читателем безупречно.

М. Цветаева

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Докажите, что произведения Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.

 

II. Мотивация учебной деятельности

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать настоящим музыкантом? (Музыкальный слух, умение играть, трудолюбие...)

— Сегодня мы узнаем, что по этому поводу думали герои басни Крылова «Квартет».

 

III. Изучение нового материала

1. Словарная работа

Партитура — совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения.

Соната — музыкальное произведение, состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.

Квартет — 1. Музыкальное произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов или певцов.

Альт — 1. Низкий женский или детский голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.

Бас — 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2. Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.

Прима — 1. Первый, основной звук гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.

Втора — второй голос в музыкальной партии.

 

2. История создания басни «Квартет»

В этой басне Крылом высмеял шумные и безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в 1810 году.

Первые читатели сразу узнали в героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.

 

3. Чтение басни (про себя)

 

4. Беседа

•     Почему квартет «не йдет на лад»? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят причины своих неудач совсем в другом — в неправильном расположении участников квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно, чего нет у крыловского квартета.)

•     Верит ли автор, что у участников квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев, которые, не умея играть, решили «пленять своим искусством свет». Они уверены: «У нас запляшут лес и горы!» Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в квартете — ноты и инструменты.)

•     Какова мораль этой басни? («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».)

•     Почему именно этим животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они представляют в других баснях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка — неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните: «Медведь на ухо наступил»), Мартышка — любопытство, суетливость, вертлявость, легкомысленность.

По-видимому, Крылов выбрал именно этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-музыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».)

 

5. Создание партитуры стихотворения

 

Текст басни

Задача чтеца

Заинтересовать слушателя развитием действия.

Темп чтения — медленный

Передать развитие действия, иронию автора по поводу далеко идущих планов героев басни, удивление персонажей в связи с первой неудачей.

Темп чтения — средний

Передать эмоциональность, суетливость Мартышки, уверенной в том, что ей известен секрет хорошей игры.

Темп чтения — средний.

Читать эмоционально, взволнованно, уверенно

Передать самоуверенность, оптимизм Осла.

Читать эмоционально, уверенно

Показать неразбериху в квартете, отсутствие единодушия среди героев.

Темп чтения — средний

Передать беспомощность персонажей, наивность (они по-прежнему считают, что у них есть все для хорошей игры). Читать эмоционально, с просительной интонацией, с надеждой

Показать отношение автора к участникам квартета посредством правдивых слов Соловья.

Темп чтения — медленный

 

6. Выразительное чтение басни с использованием партитуры

 

IV. Итоги урока

•     Как вы понимаете слова М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?

•     Удалось ли вам исполнить басню «Квартет» безупречно?

•     Каким образом связаны музыка и поэзия?

 

V. Домашнее задание

Выучить басню Крылова (по выбору), подготовить ее инсценировку.