І семестр
 
БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК № 18
Тема. Урок вираВНОго читання. Байка І. А. Крилова «Квартет»
 
Цель: познакомить с историей  создания басни «Квартет»; учить анализировать прочитанное произведение;  работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки  выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца;  воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.
Наглядность: иллюстрации к басне  Крылова «Квартет»; распечатки текста басни «Квартет» для записи партитуры.
 
Книга — как соната. Она  должна быть исполнена читателем безупречно.
М. Цветаева
 
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Докажите, что произведения Крылова  «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.
 
II. Мотивация учебной деятельности
— Как вы думаете, что нужно для  того, чтобы стать настоящим музыкантом? (Музыкальный слух, умение играть,  трудолюбие...)
— Сегодня мы узнаем, что по этому  поводу думали герои басни Крылова «Квартет».
 
III. Изучение нового материала
1. Словарная работа
Партитура — совокупность всех партий  многоголосого музыкального произведения.
Соната — музыкальное произведение,  состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.
Квартет — 1. Музыкальное  произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов  или певцов.
Альт — 1. Низкий женский или детский  голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент  несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.
Бас — 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2.  Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.
Прима — 1. Первый, основной звук  гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый  инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.
Втора — второй голос в музыкальной  партии.
 
2. История создания басни «Квартет»
В этой басне Крылом высмеял шумные и  безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в  1810 году.
Первые читатели сразу узнали в  героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.
 
3. Чтение басни (про себя)
 
4. Беседа
•     Почему квартет «не  йдет на лад»? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят  причины своих неудач совсем в другом — в неправильном расположении участников  квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно,  чего нет у крыловского квартета.)
•     Верит ли автор, что у участников  квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры  без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев,  которые, не умея играть, решили «пленять своим искусством свет». Они уверены:  «У нас запляшут лес и горы!» Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в  квартете — ноты и инструменты.)
•     Какова мораль этой  басни? («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».)
•     Почему именно этим  животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они  представляют в других баснях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка —  неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните:  «Медведь на ухо наступил»), Мартышка — любопытство, суетливость, вертлявость,  легкомысленность.
По-видимому, Крылов выбрал именно  этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными  чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными  музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей  символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-музыкантам: «Чтоб музыкантом  быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».)
 
5. Создание партитуры стихотворения
 
  
    
      Текст басни  | 
      Задача чтеца  | 
    
    
       
  | 
      Заинтересовать слушателя    развитием действия. 
        Темп чтения — медленный  | 
    
    
       
  | 
      Передать развитие    действия, иронию автора по поводу далеко идущих планов героев басни,    удивление персонажей в связи с первой неудачей.  
        Темп чтения — средний  | 
    
    
       
  | 
      Передать эмоциональность,    суетливость Мартышки, уверенной в том, что ей известен секрет хорошей игры. 
        Темп чтения — средний. 
        Читать эмоционально,    взволнованно, уверенно  | 
    
    
       
  | 
      Передать самоуверенность,    оптимизм Осла. 
        Читать эмоционально,    уверенно  | 
    
    
       
  | 
      Показать неразбериху в    квартете, отсутствие единодушия среди героев. 
        Темп чтения — средний  | 
    
    
       
  | 
      Передать беспомощность    персонажей, наивность (они по-прежнему считают, что у них есть все для    хорошей игры). Читать эмоционально, с просительной интонацией, с надеждой  | 
    
    
       
  | 
      Показать отношение автора    к участникам квартета посредством правдивых слов Соловья. 
        Темп чтения — медленный  | 
    
  
 
6. Выразительное чтение басни с  использованием партитуры
 
IV. Итоги урока
•     Как вы понимаете слова  М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?
•     Удалось ли вам  исполнить басню «Квартет» безупречно?
•     Каким образом связаны  музыка и поэзия?
 
V. Домашнее задание
Выучить басню Крылова (по выбору),  подготовить ее инсценировку.