ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

9 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

ВОЛЬТЕР, И. В. ГЕТЕ, Ф. ШИЛЛЕР

 

ПЛАНЫ

Характеристика образа Фауста

I. Место литературного героя в художественном произведении. (Фауст - главный герой одноименной трагедии Гете. Именно его жизнь легла в основу сюжета произведения, вокруг него завязываются основные конфликты трагедии, он в центре эксперимента Бога и дьявола, который должен выявить истинную сущность человека, его ценностные ориентиры, смысл ее жизни. Гете ставил перед собой задачу создать героя, в котором отразились бы важнейшие мировоззренческие тезисы и внутренние противоречия просветительской идеологии.)

II. Эволюция образа героя.

1. Характеристика Фауста в начале произведения. (В начале произведения Фауст - ученый, который всю жизнь посвятил науке и поиску истины. В отличие от ученых-схоластов, он пытается процесс познания сделать средством практического преобразования мира, что является одним из просветительских лозунгов. Фауст - уважаемый человек: он спасал жителей во время эпидемии. У него есть ученики, он - всесторонне развитая личность, но не чувствует удовлетворения, ощущение, что его жизнь имеет смысл. Фауст пришел к выводу об ограниченности человеческого разума. Такое эмоциональное состояние даже навевает герою мысли о самоубийстве. Но спор между Богом и Дьяволом в «Прологе на Небе», их выбор Фауста как лучшего образца человека для эксперимента для решения их спора, появление, как следствие этих событий, Мефистофеля в доме Фауста, в корне меняют судьбу героя.)

2. Испытания Фауста на пути поиска истины. (Фауст получает возможность начать жизнь сначала.

Между Фаустом и Мефистофелем заключается соглашение: дьявол предлагает герою удовлетворения любых его желаний до тех пор, пока Фауст не попросит остановить мгновение, чтобы она, такая прекрасная, длилась вечно. Тогда душа героя станет собственностью дьявола. Если Фауст условную фразу не говорит, это означает победу Бога.

Первым испытанием для молодого Фауста становятся пьянство и развлечения в веселом обществе. Именно эти искушения имеют отвлечь героя от поисков истины. Но из этого испытания Фауст вышел с честью, и тогда Мефистофель предложил другое: женские чары. Герой выдержал и это испытание, хотя ему пришлось пренебречь долей своего нравственного существа: за спиной героя, который направился искать истину дальше, осталась смерть Маргариты, ее матери, брата и Нелегкий выбор. Выбор был между свободой для дальнейших поисков истины и любовью.)

Ряд дальнейших приключений героя на пути поисков истины была связана с испытаниями властью, почестями, высоким положением в обществе, иллюзией возможности достижения желаемого идеала и конечной истины познания. Фауст переносится в прошлое, где вступает в брак с ХеленойПрекрасной, которая олицетворяет образец справедливого общественного устройства, основанного на сочетании античных идеалов свободы, духовности и христианской морали. После разочарования в попытке найти истину в прошлом Фауст пришел к выводу об утверждения своих идеалов практической работой, которая будет активно перестраивать реальную действительность. Герой хочет создать общество свободных и счастливых людей на отвоеванных у моря землях.)

4. Характеристика Фауста в конце произведения. (Фаусту в конце произведения - сто лет. Он слепой, но доволен тем, что, наконец, достиг желаемого - понял конечную истину бытия. Она в том, чтобы служить человечеству не в теории, а на практике, воплощая в жизнь высшие нравственные и духовные запросы человека. Строя город своей мечты, Фауст говорит:

 

Постой, хвилино, хорошая ты!

После этих слов он умирает, даже не поняв, что все, что он якобы сделал, было очередным обманом дьявола: стук лопат, что слышал Фауст, были звуками работы приспешников Мефистофеля, которые копали могилу нашему герою, а отвоеванные у моря земли уничтожило наводнение.)

III. Выводы. (Хотя герой проиграл в споре с Мефистофелем, он избежал адских мук: за него вступилась душа Маргариты.

Позиция Фауста становится символическим выражением стремления цивилизационного развития всего человечества, его направленности к постоянному развитию, новых знаний, активных творческих свершений.

Гете идеализирует своего героя. Исследователи говорят, что в нем писатель видел самого себя, со своими сомнениями и поисками, думами и мечтами.

Фауст стал одним из вечных образов литературы, потому что никогда и ни у кого не получается остановить стремление человека к знаниям, поискам истины и смысла жизни.)

 

Система образов народной драмы Шиллера «Вильгельм Телль»

I. Народная драма Шиллера. (Ф. Шиллер определил жанр своего произведения как народная драма. Почему так? Начиная писать пьесу, Шиллер поставил перед собой задачу «наглядно и убедительно показать на сцене целый народ». Именно для этого в сценическое действие драматург ввел большое количество его представителей. Цифра (около 50) впечатляет. И это - не учитывая участников массовых сцен! Можно с полным правом говорить, что читатель погружается в народную стихию с первых до последних действий пьесы и что народ в ней - главное действующее лицо.

Идея пьесы также имеет отношение к народу: автор призывает объединиться на демократических началах для национально-освободительной борьбы. Чуть ли не первоочередной задачей швейцарского народа было освобождение от австрийского порабощения?)

II. Персонажи драмы Шиллера.

1. Принцип группировки персонажей. (Как было отмечено, главным действующим лицом произведения стал народ. Но задача «показать на сцене целый народ» требовал от драматурга правдивого изображения всех слоев населения Швейцарии. Поэтому в пьесе появляются представители дворянско-аристократического слоя. Но писатель не разделяет героев по социальным признакам: деление происходит по другому принципу - отношение к освобождение Швейцарии от австрийцев. По этому принципу персонажи делятся на группу образов врагов и группу патриотов-швейцарцев.)

2. Образы врагов в драме.

а) Герман Геслер. (Центральным образом первой группы является, бесспорно, Герман Геслер. Он является имперским наместником, главным представителем австрийской власти в швейцарских кантонах Ури и Швиц. Этот персонаж относится к коренному населению с ненавистью и презрением, откровенно издевается тех, кто ему подвластен. Ярким примером такого поведения является приказ чтить его шляпы, причепленого на шесте. Другая ситуация приобретает трагический оттенок из-за того, что за отказ кланяться шляпе Геслер приказывает Вильгельму Теллю стрелять в яблоко на голове Вальтера, сына Вильгельма. Именно эта история переполняет чашу народного гнева и становится началом восстания против австрийцев.)

б) Австрийские наемники. (Вальтер Фюрст, один из крестьян, героев произведения, жалуется: «По всем углам тут козни и предательство, К нам в дома врываются вызывающе Насилия слуги...». Насилия слуги - это австрийские наемники, поведение которых в Швейцарии отличалась притеснениями населения и насильственными действиями против него. Австрийцы грабили крестьян, издевались из женщин и детей, заставляли тяжело работать старых и немощных. Тех, кто не повиновался, калечили или убивали, бросали в тюрьмы. Автор не выделяет отдельных представителей этих воинов, создавая таким образом обобщенный образ захватчика, иностранца-поработителя.)

3. Образы патриотов-швейцарцев в драме.

а) Представители дворянско-аристократического слоя. (Изображая представителей дворянства, Шиллер особое внимание обращает на тех, кто разделяет мнения народа о необходимости освобождения страны от австрийцев. Центральное место среди этой группы персонажей занимает барон Аттінгаузен. Этот аристократ с уважением относится к народу, а к австрийцам, наоборот, с ненавистью и отвращением. Именно в уста Аттінгаузена Шиллер вкладывает призыв к объединению. Умирая, он приказывает своим соотечественникам «держаться вместе... крепко и нерушимо», «жить водно’».

Племянник Аттінгаузена Руденц в начале действия пьесы ради любви к немки Берты фон Брунек готов принять австрийское подданство, но чувство патриотического долга, влияние старого барона Аттінгаузена приводят его в ряды тех, кто с оружием в руках собирается отвоевывать независимость родины:

 

Я к народу родного вернулся,

Швейцарец я, и целой душой

Я буду с ними...

Берта фон Брунек много лет прожила в Швейцарии, поэтому любит ее народ и до австрийских аристократов относится с презрением. Девушка . прекрасно понимает, что их интерес к ее личности, вызванный интересом к ее денег и имений, а не чувствами. Любовь к Руденца также приводит ее к тем, кто является настоящим патриотом Швейцарии.)

б) Представители крестьянско-мещанского сословия. (Среди представителей крестьянско-мещанского сословия центральным образом является Вильгельм Телль. Он крестьянин, который сначала не проявляет особого интереса ни к политике, ни к конфликтам между швейцарцами и австрийцами. Но невольно герой втягивается в них: сначала спасает крестьянина Баумгартена от жандармов, затем вступает в конфликт с Геслером. После неудачной попытки убедить австрийского наместника отменить приказ о стрельбе в яблоко на голове сына Телль говорит Геслеру, что тот сам его раньше беззаботного и спокойного, «жестокости научил». Месть Телля Геслеру становится своеобразным сигналом начала восстания против австрийцев.

Среди героев-крестьян отличается Вальтер Фурст. Он - представитель старшего поколения свободных швейцарских крестьян. Как мудрый и опытный человек, Фурст настаивает на объединении крестьян с швейцарским дворянством, убеждает в случае победы не прибегать к мести врагам. Этот герой является олицетворением представлений о демократии и справедливости, которые противопоставляются вседозволенности и жестокости французской революционной анархии.

Штауффахер, еще один персонаж из крестьян, пылкий патриот с демократическими убеждениями. Для него единственная человеческая добродетель - честность и патриотизм. Он является сторонником быстрых действий, расправы над врагами.

Мельхталь - один из организаторов восстания, наиболее решительно настроен на борьбу. Это он дает сигнал начинать восстание после известия об аресте Вильгельма Телля.)

III. Выводы. (Все герои-патриоты изображаются Шиллером как мужественные борцы, которые даже жизни не пожалеют за свободу и независимость страны. А образы врагов, противопоставленные этим героям, лишь подчеркивают достоинства патриотов.)