9 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
ВОЛЬТЕР, И. В. ГЕТЕ, Ф. ШИЛЛЕР
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Просветительство как идейное движение и литературная эпоха»
1. Дайте определение эпохи Просвещения.
Эпоха Просвещения, которая пришла на смену эпохе Возрождения,- одна из выдающихся страниц в истории западноевропейской культуры. Просвещение - идейное течение, что основывалась на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка» для человека и общества.
2. Какой век называют эпохой Просвещения?
3. Где зародилось Просвещение ?
4. Какой период называют веком Просвещения ?
5. Определите основу идеологии Просвещения.
Основа идеологии Просвещения - вера в преобразующую силу человеческого ума и образования.
6. Какая идея в эпоху Просвещения была одной из ведущих?
7. Какие задачи деятели эпохи возлагали на литературу?
Художественную литературу она считали важным средством пропаганды просветительских идей.
8. Назовите представителей эпохи Просвещения.
Дж. Свифт, Д. Дефо, Дж. Аддисон - Англия; Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Бомарше, Дидро - Франция; Лессинг, Гете, Шиллер - Германия; Д. Фонвизин, А. Радищев, поэты-декабристы - Россия; Г. Сковорода - Украина.
9. Что просветители считали причиной человеческих несчастий?
Невежество, религиозный фанатизм, феодально-абсолютистские порядки, отсутствие политических свобод и равенства граждан.
10.Кого писатели-просветители, представители просветительского реализма, сделали героями своих произведений?
На первом плане произведений писателей-просветителей были герои из демократической среды. В произведениях показана их борьба за существование, за признание в обществе, по утверждению чувства собственного достоинства.
11.Кого в эпоху Просвещения называли энциклопедистами?
Энциклопедистами называли лиц, которые входили в состав коллектива авторов
французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780), опубликованной в 35 томах.
12.Які жанры развивались в эпоху Просвещения, которые возникли новые?
13.Яке значение имела эпоха Просвещения для развития литературы и общества ?
В эпоху Просвещения ее деятели преподнесли эстетические ценности, демократизировали литературу, сделав искусство слова доступным широким слоям общества. Просвещение можно назвать революционной эпохой не только за социально-экономические и политические преобразования, но и за преобразования в сфере духовной культуры. Благодаря творчеству ученых, философов-просветителей, писателей и деятелей искусства человечество получило принципиально новые подходы к пониманию философских, этических и эстетических проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
14.Дайте определение сентиментализма.
Сентиментализм - направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII ст., отмечен повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталісти имели новое видение личности человека. Для них было важным, в какой степени человек способен на большие, откровенные и глубокие переживания. Персонажем сентиментализма была проста, незнатна человек; пейзаж приобретает эмоциональной характеристики.
К теме «Вольтер, И. В. Гете, Ф. Шиллер»
1. Какую главную идею Просвещения развивает Вольтер в повести «Простак» ?
2. Дайте определение «естественного человека».
Это человек, которому нет места в обществе, к краю искаженном «законом условным». Главные черты «естественного человека» - здравый смысл и откровенность. Такой человек вступает в конфликт с обществом, которое считает героя странным и даже опасным.
3. Дайте определение философской повести - нового жанра литературы Просвещения. Философская повесть - средний по объему эпическое прозаическое произведение, характеризующееся однолінійним сюжетом, главными героями которого являются не люди, а философские идеи; логика развития событий в нем обусловлена не логикой человеческих поступков, а логикой философской полемики.
4. Определите главные мотивы повести «Простак».
5. Какой главный конфликт повести «Простак» ?
6. Определите жанр произведения И. В. Гете «Фауст».
7. Назовите признаки философской трагедии?
Острый и непримиримый конфликт из-за невозможности разрешить противоречия между главным героем и окружением. Герой не решает конфликт, а лишь углубляет и обостряет его.
8. Какие проблемы обычно решаются в философской трагедии?
Проблема роли человека на земле, смысла бытия; поиск законов, определяющих развитие общества и природы.
9. Какие мысли в отношении человека звучат в «Прологе на небе» трагедии «Фауст» ?
Бог и Дьявол спорят о ценностях, которые определяют человеческое естество, смысл человеческой жизни. Содержание духовных стремлений человека. Дьявол утверждает, что человек слаб и грешен существо, подвергается искушениям. Бог верит в человека, считает ее «божественным существом».
10.В чем видит смысл жизни Фауст в конце произведения?
11.Які идеи эпохи Просвещения воплощение в народной драме Шиллера «Вильгельм Телль»? Идеи равенства австрийцев и швейцарцев, естественного права на самовизначенняі государственную самостоятельность швейцарцев; идея недопустимости нарушения естественных прав человека. Например, Геслер не имел права приказывать Теллю сбить яблоко с головы сына. Отчетливо звучит в произведении и идея гуманности и личной свободы каждого человека.
12.какая идея драмы Шиллера?
13.определите драматический конфликт народной драмы.
Непримиримый конфликт вольнолюбства и тирании, естественных прав и несправедливых общественных законов, свободной личности и тиранической власти.
14.почему Шиллер назвал свою драму народной ?
Писатель ввел в сценическое действие большое количество персонажей - представителей народа (47, из них 36 - крестьяне и представители других малоимущих слоев населения трех швейцарских кантонов), народной есть также идея произведения.