Оноре де Бальзак 1799 - 1850
Вехи жизни,вехи творчества
Как становятся летописцами эпохи
О. де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре в семье чиновника, помощника мэра города. Писатель имел крестьянские корни, однако и он сам, и его отец приложили немало усилий, чтобы доказать свое дворянское происхождение.
Подробности. На самом деле их род был начат крестьянином с крайнего юга Франции на фамилию Бальса (от диалектного слова «бальс», что означает «отвесная скала»). Отец писателя Бернар Франсуа, был старшим сыном в многодетной крестьянской семье. Научившись грамоте у сельского кюре, он смог стать секретарем совета в канцелярии короля Луи XVI и именно в это время сменил крестьянское фамилию Бальса на дворянское Бальзак, добавив к нему частицу «де», что свидетельствует дворянское происхождение. Во время революции в конце XVIII в. Б.Ф. де Бальзак стал членом Генерального совета коммуны Парижа и приобрел значительный капитал, поста - ения армию провиантом.
Семья почти не занималась воспитанием Оноре. В восемь лет его отдали в Вандомського коллежа, где царил строгий надзор за воспитанниками и охотно прибегали к телесным наказаниям. В этом заведении будущего писателя считали малообдарованим: он чувствовал себя здесь одиноким и подавленным, наверное, поэтому и учился посредственно. Чуть ли не единственным утешением Оноре на то время были книги. Парень много читал, но через бессистемный отбор литературы его знания имели несколько хаотичный характер.
Получив среднее образование, Бальзак записывается свободным студентом в Школу права, посещает лекции в Сорбонне, серьеВНО интересуется философией и литературой. Одновременно работая помощником в конторе нотариуса, юноша знакомится с реальной жизнью. Здесь перед будущим писателем открылся мир, который впоследствии стал миром его знаменитой эпопеи «Человеческая комедия».
1819 г. окончив юридический факультет и получив степень бакалавра права, О. де Бальзак получил возможность сделать успешную буржуазную карьеру: он мог бы стать компаньоном, а затем и владельцем нотариальной конторы, что вполне соответствовало планам его родителей. Впрочем, чувствуя в себе литературное призвание, Оноре оказывает решительное сопротивление и в конце концов добивается разрешения стать писателем. Семья решает предоставить ему два года для испытания: за это время юноша должен был написать если не шедевр, то во всяком случае произведение, что засвидетельствовал бы его литературный талант. Поселившись в мансарде, Бальзак начинает работу над произведением в «высоком жанре» - стихотворной трагедией «Кромвель». Ознакомившись с результатами его творчества, семья вынесла сокрушительный приговор (следует заметить, вполне справедливый, ведь трагедия была написана такими тяжелыми и неуклюжими стихами, что читать ее было просто невозможно).
И все же, несмотря на эту неудачу, Бальзак отстоял право заниматься литературным творчеством. Попрощавшись с «высоким жанром», он обращается к «низкого» - романа в том его виде, что культивировался тогдашней «коммерческой литературой» и был предназначен для массового читателя. Тогда появились многочисленные «поденщики пера», которые очень быстро, иногда группами по несколько человек, писали такие произведения по трафарету, в основу которого было положено приключенческий и готический романы, возникшие в эпоху передромантизму. От 1822-го по 1825 г. Бальзак написал восемь романов такого плана и выступил соавтором еще нескольких подобных произведений. Впоследствии он очень критически относился к этим опусам и никогда не включал их в собрания своих сочинений.
1826 г. в творчестве Бальзака наступает более чем двухлетняя пауза. Разочаровавшись в возможности достичь материальной обеспеченности с помощью пера, он прибегает к коммерческой деятельности. Результатом этой попытки стал долг в сорок пять тысяч франков, который писатель платил почти до конца жизни.
Летом 1828 г. Бальзак возвращается к творчеству, но уже на другом уровне: отныне он серьезный художник, который крайне ответственно относится к каждому своему произведению. Свидетельством этого стал роман «Шуани» (1829), в котором писатель изобразил контрреволюционный крестьянское движение (так называемую шуанерію) на западе Франции, в Бретани и Вандее, который начался во время революции 1789-1794 гг. и продолжался до начала XIX ст.
Особое место в творческой эволюции принадлежит роману Бальзака «Шагреневая кожа», опубликованном в 1831 г. Это произведение, начинает «Философские этюды» (вторую часть «Человеческой комедии»), одновременно является своеобраВНОй прелюдией ко всей эпопеи. В «Шагреневой коже» писатель стремился постичь современную жизнь как универсальную и противоречивую целостность и воплотить его в обобщенных образах и коллизиях с помощью фантастики, символа, мифа. Бальзак считал, что художник может творить миф своего времени - похож на древний по уровню обобщенности жизненных явлений, но свободен от его иррационально-мистических элементов.
Следующей принципиально важной вехой творческого пути Бальзака стал роман «Эжени Гранде» (1833). Автор придавал ему особое значение в развитии литературы, отмечая, что в этом произведении «произошло завоевание абсолютной правды в искусстве», потому что здесь драма выявлена и раскрыта в самых простых обстоятельствах повседневной жизни мещанской семьи. Причины драматизма современной жизни писатель видит в имущественных интересах, власти денег. «Больше, чем в любое время, - говорится в романе, - деньги властвуют над законами, политикой и нравами».
Становление Бальзака на избранном пути творчества завершается романом «Отец Горио» (1834), который справедливо считается одним из его шедевров.