ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

9 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО

 

ПЛАНЫ

Система образов пьесы П. Кальдерона «Жизнь - это сон»

И. Персонажи произведения - носители определенных идей автора. (Ведущий мотив произведения - трагический хаос жизни, невозможности противостоять судьбе и нежелание мириться с этим. Идея произведения «Жизнь - это сон» - горькое разочарование в жизни. Все герои пьесы Кальдерона помогают раскрыть идейно-художественное содержание драмы. Каждому отведена особая роль.)

II. Роль основных персонажей в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

1. Басіліо. (Басіліо - король Полонии. Пытается выбрать достойного преемника, которому можно было бы передать корону Полонии. Он раскрывает идею просвещенного монарха, которую поддерживает писатель. По мнению Кальдерона, правитель должен направлять свою власть не на месть, не на разжигание междоусобиц - политических или национальных, а сплачивать сограждан вокруг идеи государственности. Басіліо - один из главных персонажей, который способствует эволюции Сехісмундо.)

2. Сехісмундо (Сехісмундо - сын Басіліо, принц Полонии, которого заключает король, чтобы избежать исполнения пророчества относительно будущего неудачного правления сына. Сехісмундо осознает себя как личность и осмысливает свою роль в жизни и смысл человеческого бытия. В произведении происходит нравственное перерождение принца из зверя в человека. Это кульминацию произведения. Сехісмундо становится другим. Он умный, гуманный, духовно богатый. Этот персонаж помогает понять идею произведения. Отрицая путь бунта, Кальдерон направляет человека подавлять в себе эгоистические страсти и призывает к победе над собой, к разуму и рассудительности в действиях - вот то направление, в котором должен развиваться человек).

3. Эстрелья. (Инфанта, племянница Басіліо. Этот персонаж олицетворяет покорность судьбе: она готова стать женой Астольфо, если на это будет воля короля. Она даже не думает о том, что можно что-то изменить в собственной судьбе самостоятельно. И хотя девушка не лишена эмоций (упрекает Астольфо за то, что он думает о другой женщине), на бунт не способен.)

4. Клотальдо. (Начальник стражи Сехісмундо. Человек, для которой высшей ценностью в жизни является честь. Он служит государству, и ничего не сможет заставить его забыть присягу, предать. Для него честь и исполнение обязанности - на первом месте в жизни. Прощая своего бывшего охранника и смотрителя, Сехісмундо осознает понятие чести и долга).

5. Росаура. (Росаура - знатная дама - сильная и смелая, страстная и готова бороться за свою любовь. Она способствует духовному перерождению принца, который ненавидел весь мир, а после встречи с ней стал человечнее. С ней в пьесе связана тема любви.)

III. Выводы. (Каждый герой помогает в раскрытии проблематики и главной мысли произведения. В драме показана эволюция образа Сехісмундо, ее причины и последствия. Каждый из основных персонажи так или иначе помогает принцу стать другим человеком, понять суть жизни.)

 

Проблематика пьесы П. Кальдерона «Жизнь - это сон»

I. Пьеса «Жизнь - это сон» - образец барочной драмы. (В пьесе получили свое творческое воплощение образы, мотивы, проблемы, эстетические принципы барокко.)

II. Основные проблемы пьесы.

1. Сущность человеческой жизни. (Современная Кальдерон церковь считала человека от греховной природы. Через это мир, в который она приходит после рождения, тоже греховен. Человеческая жизнь - трагическое, ведь человек понимает несовершенство мира и собственное несовершенство. И хотя пытается познать тайны жизни, осознает напрасность своих усилий.)

2. Способность человека влиять на собственную судьбу. (Жизнь человека предопределена Богом заранее. «Никто не может судьбы отвлекут, ибо все, как предначертано, так и течет...» Выбор между добром и злом - лишь формальность, потому что от человека ничего не зависит. То, что что-то можно изменить благодаря воле, желанию или моральному выбору, человеку только кажется: перед Богом она беспомощна. В своих лучших философских драмах П. Кальдерон предстает певцом свободы, но не в современном ее социальном понимании. «Свобода, - утверждает он, - это свобода стоика, что основывается на духовном преодолении нищеты, обуздании личных прихотей».)

3. Проблема любви и чести. (Еще одна ведущая тема творчества художника - тема чести. По его мнению, свобода и бессмертие - это честно прожитую жизнь, приравненное к ним понятие чести в целом. Тема чести в пьесе связана прежде всего с образом Клотальдо и Сехісмундо. Клотальдо возглавляет тюремную стражу Сехісмундо. Для него воинский долг и преданность королю - на первом месте. Он не соглашается на измену даже под страхом смерти: честно говорит принцу, который победил отца, что не предаст своего короля Басіліо. Именно чувство чести заставляет Сехісмундо простить и отца, и Клотальдо, отдать замуж за Астольфо Росауру, но приказывает наказать солдата, который подстрекал на восстание против законного короля. Тема любви связана в произведении с образом Росаури. Чувства к ней помогает Сехісмундо осознать, что в мире есть человечность и моральный долг, а не только жестокость и ненависть.)

4. Моральные качества монарха. (В пьесе поднимается проблема воспитания идеального правителя. Писатель поддерживает идею просвещенного монарха, следовательно правителя, который, подобно Сехісмундо после его перерождения, направляет свою власть не на месть, не на разжигание междоусобиц, а сплачивает сограждан вокруг идеи государственности.)

III. Выводы. (Проблематика пьесы соответствует проблематике литературы эпохи барокко.)