ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО, Д. СВИФТА

1. Характеристика эпохи Просвещения: хронологические рамки, программа просветителей, их гуманистические идеалы

 

XVIII века - блестящая эпоха в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, который хронологически условно охватывал период между двумя революциями - в Англии (1688 - 1689) и Великой французской революцией.

1689 - 1795 гг. - эпоха Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII века было движение Просвещения. Он включал в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиоВНОй умеренности.

Однако, он не был исключительно узко-идеологическим движением представителей среднего класса, направленным против феодализма.

Знаменитый немецкий философ XVIII века, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия «. Основные идеи Просвещения имели общечеловеческий характер. Одной из важнейших задач просветителей была широкая популяризация собственных идей. Недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. «Энциклопедии», которая пересмотрела прежнюю систему человеческих знаний, отвергла убеждения, основанные на предрассудках.

Просветители, прежде всего, были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни можно изменить к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, который имеет разум, способный к нравственному совершенствованию, а образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом.

Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в большие возможности воспитания укріплювалася авторитетом английского мыслителя Дж. Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом «, на котором могут быть начертаны любые моральные, социальные «ведомости», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное название XVIII ст.

В отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждение в безграничных возможностях человеческого разума, в отличие от рационализма XVII века, который считал единственно возможным познание мира с помощью разума, мироощущение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Именно этим объясняется то, что в течение этой эпохи одинаково часто встречаются и «чувственные души», и «просвещенные умы». Они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце эго - чувствительнее», - утверждают французские энциклопедисты.

Последняя треть суток обозначена развитием «руссоїстських» идей, противопоставляли «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественную» человека и лю-дину «культурную», то есть - неискреннюю, «искусственную». Соответственно в течение века менялся характер и степень просветительского оптимизма, вера в гармоничное устройство мира. Сначала успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о Вселенной как о единое и гармоничное целое, где все в конечном итоге направлено к добру и согласию. Этапным событием, вызвала значительные изменения в этих убеждениях, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 году город был разрушен на 2/3, 60 тысяч его жителей погибли. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, который посвятил печальной события, что изменила его представление о Вселенной, «Поэму о Лиссабон». Этот факт является подтверждением, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в научных трактатах, но и в художественных произведениях - поэтических, прозаических.

Человек эпохи Просвещения, чем бы она не занималась в жизни, был еще и философом в широком понимании этого слова: она настойчиво и постоянно стремилась к размышлению, опиралась в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое мышление. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно - мистических, идеальных вопросов. В это «философское», как его справедливо называют, века философия имеет раВНОгласия с религией. Получает распространение своеобразная светская форма религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Это жизнь развивается по устоявшимся раз и навсегда установленным законам, познать которые способны лишь здравый смысл и наука.

Однако, не стоит думать, что эпоха Просвещения была печальным, «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходит по морском дну идей, как по паркету», ценили остроумие, любили, когда смешивался «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувственность, эмоциональность, не стеснялись слез.

Многообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось на ее основных стилях и направлениях. Главными из них были классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм XVIII века пытался развивать идеи «правильного искусства», достичь понятности языка и четкости композиции. Благоустраивая действительность в художественных образах, классицизм интересовался прежде обще-нравственными проблемами общественной жизни.

Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименование морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную уступчивость к ее слабостям, ищет легкости, непосредственности и изящества художественного вещания, предпочитая остроумно-ироническому тону повествования.

Сентиментализм ставил акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, возлагал надежду на открытость и сострадание, утверждал превосходство «сердца» над «умом», в конце концов, противопоставлялась благоразумия чувственность.

В зависимости от этого складывалась и система жанров каждого из направлений:

- так, классицизм особенно стойко удерживался в «высоких» жанрах - трагедии, эпопее;

- рококо предоставляло преимущество любовно-психологической комедии;

- сентиментализм развивался в новом, «смешанном» жанре драмы.

Однако, во всех направлениях на первый план выходили различные прозаические жанры - новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то, что в этот период развивалась и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения получила репутацию «века прозы».

В отличие от предыдущего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - отчетливо противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешивались, переплетались, образуя компромиссное единство.

Просветительское движение дало толчок развитию раВНОобраВНОй публицистики; особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, большинство писателей этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты.

Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциоВНОсть, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение.

Эпоха Просвещения была временем наиболее тесного, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур. Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной литературы. Известными стали слова великого немецкого просветителя П. В. Гете, который подводил итог культурного развития XVIII в. словами: «Сейчас мы вступаєм в эпоху мировой литературы».