ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА АНГЛИИ. ДЖОН МИЛЬТОН

2. Поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», их идейно-тематический анализ

 

В 53 года Дж. Мильтон написал поэму «Потерянный рай». Через три года - «Возвращенный рай» и драму «Самсон - борец».

Еще в Кембридже он мечтал создать эпическую поэму, которая прославила бы английский народ. Сначала думал написать религиоВНОе произведение. Только опыт 50 - 60 лет помог ему создать поэму, ведь замысел приобрел более конкретного национального харак-теру.

Произведение состоял из 12 песен и содержал около 11 тысяч стихов.

Поэма утверждала, что путь страдания человечества приводит к его прогрессу.

В центре - борьба сатаны, падших ангелов против Бога - небесного «авторитета».

Сатана вынужден покинуть небеса и поселиться в Аду, где очень трудно было дышать. Но он и непобедимы ангелы не остановились и готовились продолжить борьбу против Бога. Сатана решил нанести свой удар на лучшее, что было создано Богом, - Рай Земной, в котором жили первые люди - Адам и Ева. Дальше сюжет разворачивался в соответствии с библейской легендой.

Заслуга Мильтона заключалась в том, что он первым в мировой литературе осветил образ Сатаны.

Краткие и сдержанные строки Святого Писания поэт наснажив свободным дыханием живой жизни с его яркими красками, волшебными звуками и движениями - от мощных катаклизмов небесной битвы ангелов и сатанинского войска, создание земли и всемирного потопа до нежнейших прикосновений и движений в раю. Эта барокково-містеріальна насыщенность динамикой движений, звуков, цветов, пространственными эффектами передалась и Гетевому «Фаусту».

Традиционные персонажи средневековой мистерии - Бог, Адам, Ева, дьявол, ангелы - приобрели у Мильтона нового звучания. Грехопадение первых людей он изобразил почти как акт прометеїзму. Ева и Адам одержимы стремлением к самостоятельному знания. Высшая сущность человека, в отличие от неразумной природы, могла оказаться лишь в свободной воле (типовая ренессансная мысль), которая выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра и зла (типичная барочная мнение). Так, Ева пришла к выводу, что сама человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с дерева познания. Эта жажда познания, осознание права на независимое и свободное знание сделали Адама и Еву посредниками персонажей просветительской литературы, и не в последнюю очередь - Фауста из произведения Гете.

Мильтон ввел до материального плана своего произведения идею провіденціалізму - мотив, распространенный в сутки укрепление ренессансных государств. В таком произведении описывалась решающее историческое событие прошлого, которая приводила мир (общество) до современного его состояния. Провіденціальний план поэмы автор резко развел исходную точку событий как причину (грехопадение Адама и Евы) и точку зрения поэта - наблюдателя как историческое следствие. В отличие от «будничных злодеяний» в Дантовій поэме, грехопадение прародителей определяло судьбу всего человечества на земле.

Мильтона, как барочного мыслителя, больше увлекала проблема человеческой совести и самосознания. Подобно Данте, который с точки зрения гуманности признал за грешниками в Аду право на страсти, Мильтон также оправдал Адама и Еву с высшей позиции. Это позиция барочного индивидуализма, сущностью которого было право личности утверждать себя в самостоятельном мышлении и принятии решения.

Поэтому понятно, почему так нетрадиционно для мистерий воплотил Мильтон образ сатаны. В этом персонаже многие черты ренессансного титанизма. Он вызвал в памяти шекспировских персонажей, которые в своих монологах выражали глубокую обиду на судьбу, что стала на пути их стремлением, и готовность их преодолеть ее решительным и дерзким поступком. Зависимость Сатаны от Бога сковывала его свободную волю в то время, как он пытался самостоятельного решения. Этим объяснялся его бунт, направленный против принуждения и насилия над личностью в любых формах. Это бунт самоопределение - фактически проявление барочного индивидуализма.

Став одиноким, Сатана обрек себя на трагическое одиночество и страдания одинокой души. Ему не просто примириться с мыслью, что ради самоутверждения он должен был поднять руку на красоту, юность, счастье. Он не просто хотел вызывающе разрушить светлую гармонию и безмятежное спокойствие первых людей в Раю. Просто он не мог смириться с тем, что эта гармония рабского самозасліплення и спокойствие бездумной покорности сводили людей до уровня неживой природы и сохраняли высшую власть, источник вечной неровности. Сатана вызвал у читателя не только осуждение, а симпатию и сочувствие. Такое раскрытие образа Сатаны было весьма далеким от материального канона.

Сложность нерешенной диалектики произведения Мильтона заключалась вот в чем. Поэт склонялся к признанию свободной воли человека, которая проявлялась в самостоятельно принятом решении на основе индивидуального мышления, и здесь он выступал как последователь Возрождения. Однако как барочный мыслитель Мильтон склонен к признанию зависимости всего сущего от неизменного и вечного мирового порядка и высшей воли.

В поэме символом мирового порядка, гармонии, незыблемых законов Вселенной был Бог. Он - творец, суть его творчества - красота. Бог воплотил в поэме античный (и ренессансный) идеал прекрасного и гармоничного фатума. Однако Мильтон не в состоянии примирить индивидуальную свободную волю и барочный рок. Это придало его произведению барочной напряженности, трагедийности.

Поэту принадлежала пальма первенства в разработке нового жанра - так называемой барочной поэмы.

Барокко решительно вводило в литературу проблему морали. Раскрывая мир в состоянии бурного движения и становления, искусство барокко отражало в человеке мучительную внутреннюю борьбу, которая разворачивалась, как правило, между двумя равнозначными мотивам.

Доминантой поэмы была коллизия равнозначных мотивов. Мильтон раскрывал борьбу мотивов в душе Адама и Сви. По своим моральным содержанием эти мотивы равнозначны и характеризовали высшую человеческую сущность: преданность и благодарность (в данном случае - Богу, который создал человека) и ум и любви; однако они приходили в трагическое столкновение между собой.

Ева рассуждала так: если Бог сотворил их как живых людей, то есть выделил из неживой природы, то их человеческая сущность может выразиться лишь в свободной воле. Свободная воля человека выражалась в свободном познании мира. Ничто не могло препятствовать человеку свободно познавать природу добра, зла. Так Ева пришла к выводу, что сама человеческая природа обусловила право сорвать запретный плод с дерева познания.

Далее подавалось сложное мотивировка поступка Адама. Его побудили разделить грех Свы верность и сострадание. Эти лучшие человеческие чувства, вместе с мышлением, также присущи человеческой природе.

Мильтон пытался снять трагедийность написанием второй (увы, незаконченного) части поэмы - «Возвращенный рай». Новым ее героем стал Иисус Христос, а главным содержанием - попытка Сатаны искусить Иисуса.

Искушение грехом - существенный сторону мистерии. Средневековый человек именно так представляла жизнь - как искушение.

Сатане в этой поэме противостоит Иисус. Его образ был абстрактным воплощением идеи поэта.

Он - воплощение ума, что уже победил, это готовая идеальная фигура. Интерес поэта к духовному миру человека, к противоречиям, что жили в ней и боролись, еще раз уступил место теологической догматике, которая отчетливо проявилась в «Возвращенном рае», чем в первой поэме.

Усилилась и классицистическая тенденция. По сравнению с «Потерянным раем» черты персонажей теперь уже резко разграничены. Сатана, прежде всего, - соблазнитель; Иисус - тот, кого соблазняли. Все другие душевные качества покорены этим двум самым главным.

Второстепенные персонажи поэмы лишь намечены. Композиция поэмы сжата и ограничена, отсутствуют лирические отступления, сохранялись лишь то, что необходимо для развития основной линии повествования.

 

3. Трагедия «Самсон-борец»

 

Вслед за образом героя, стойкого в пассивном сопротивлении, Мильтон создал другой образ, более активный. Его Самсон, пережив жестокие искушения и овладев своими страстями, направил всю свою силу против врагов.

Только в конце 60-х годов сложились мнения автора о трагедии, изложенные в коротком предисловии к «Самсона - борца» - «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией».

Трагедия Мильтона была призвана не только развлечь, но и поразить читателей (к постановке на сцене она не предназначалась), призвать их к борьбе против феодально-абсолютистской реакции.

В образе Самсона сочетались живые противоречивые черты удивительного человеческого характера. Герой полон осознания своей трагической вины: он призван освободить свой народ от угнетателей, не выполнил этого задания и сам стал рабом. Осознание этой вины тем тяжелее для него, поскольку ответственность он возлагал только на себя. Самсон - воин, Самсон - избранный, Самсон - защитник своего народа. Вследствие этого он слишком требовательно относился к самому себе.

В последней трагедии Мильтона не было ни небес, ни ада. В этой земной и человеческой трагедии художник поставь над теологом. Образы ее в значительной мере подсказаны актуальными политическими идеями, которыми жил автор.

Трагедия построена по принципу классических «единств»: она разворачивалась в одном месте, в течение одного дня, в ней не было ни одной сцены, которая не имела бы прямого отношения к действию.