ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

11 КЛАСС

 

АРТЮР РЕМБО

 

ГОЛОСІВКИ

 

Сонет

А черное, белое Е, красное И зеленое

В, синее О - о вас я бы рассказал:

А - черный мух корсет, вокруг емітників

Кружение их прудке, жужжание тороплене;

Е - шатер в белой мгле, копья ледников,

Утренних испарений дрожь непостижимое;

И - пурпур, крови ток, прекрасных уст безумное,

Опьяненное раскаяния или безудержный гнев;

В - жмуры на морях божественно-глубокие,

И покой пастбищ, и морщин мудрый покой -

Печать посвященных алхимии ночей;

 

О - неземная Сурьма, где скрыта скрежет острый,

Молчание Ангелов, миров безмолвный простор,

Омега, блеск его фиалковых глаз.

Перевод Г. Кочура

Комментарий

Сонет «Голосівки» (1871) стал для французского поэта-символиста Артюра Рембо знаковым. Только появившись, стих сразу прославил своего автора, обратив внимание читателей и критиков. Стих вызвал немало толкований, некоторые литераторы видели в нем развитие мысли ПИ. Бодлера о «соответствия» между звуками, запахами, цветами и человеческими чувствами.

Рэмбо новаторски подошел к традиционному жанру сонета, отбросив сдержанность форм, строгость в выборе тем, четкость ритма. Чтобы лучше раскрыть многогранный мир человеческих чувств, автор использует в «Голосівках» подвижность образов, стремительную смену впечатлений и интонаций.

Стихотворение построено как ряд разрозненных, на первый взгляд, ассоциаций лирического героя, толчок к которым дают гласные А, Э, И, У, О, каждый из которых соответствует определенному цвету. Звук А, например, ассоциируется с черным цветом смерти, тлена, Е - с белым, цветом древней чистоты ледников, И - с пурпуром крови, бурной страсти и т.д. Ассоциации связаны между собой по принципу контраста: черный - белый (духовная смерть - чистое вечное бытие), красный - зеленый (бурная страсть - рассудительная мудрость). Все в мире взаимосвязано, одно не может существовать без другого, и только все чувства и впечатления вместе, по мнению поэта, могут приблизить личность к познанию высшей тайны.