ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

10 КЛАСС

 

АНТОН ЧЕХОВ

 

ЧАЙКА

 

Пьеса в четырех действиях

Действующие лица:

Ирина Николаевна Аркадина, актриса

Константин Гаврилович Треплєв, сын Ирины Николаевны, молодой человек

Петр Николаевич Сорин, брат Ирины Николаевны

Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика

Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина

Полина Андреевна, жена Шамраева

Маша, их дочь

Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист

Евгений Сергеевич Дорн, врач

С е м е н Семенович Медведенко, учитель

Яков, работник Повар

Домработница

Действие происходит в имении Петра Николаевича Сорина.

Действие первое

Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая от зрителей в глубину парка к озеру, - загорожена эстрадой. Слева и справа от эстрады кустарник. Несколько стульев, столик.

К Сорина, бывшего судебного чиновника, приехала сестра - известная актриса Ирина Николаевна Аркадина с сыном Константином Треплєвим, драматургом начинающим и известным писателем-белетристом Борисом Алексеевичем Тригоріним. Относительно творчества последнего Треплєв говорил так: «...талантливо... но... после Толстого или Золя не хочется читать Тригорина». Сам Константин Гаврилович находился в поисках новых форм театрального действа.

В этот день гости Сорина именно собирались посмотреть пьесу, которую Треплєв поставил среди естественных декораций. Главную и единственную роль в нем играла Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую влюблен Константин. Нина мечтает стать актрисой, но ее родители категорически против того, чтобы дочь связала свою жизнь с театром. Но девушка не собирается оставлять любимое дело. В этот день она должна была приехать в имение Сорина тайно.

Константину кажется, что мать не любит его, потому что, по его мнению, двадцатипятилетний сын напоминает женщине о ее возрасте. К тому же он считает, что его принимают в высшем свете лишь потому, что Ирина Николаевна известная актриса. Недоволен Треплєв и связью матери с Тригоріним, и тем, что имя Аркадіної не сходит со страниц газет, что она суеверна, скупая, ревнивая к успеху других.

Встретившись со своим дядей, Константин рассказывает о том, что его тревожит. При этом сам Сорин признается племяннику в том, что очень привязан к театру, хотя и проработал в суде двадцать восемь лет.

Среди гостей Сорина были также Илья Афанасьевич Шамраев, управляющий Сорина, с женой и дочерью, врач Евгений Сергеевич Дорн и учитель Семен Семенович Медведенко. Медведенко безответно влюблен в дочь Шамраева, Машу, но девушка не отвечает ему взаимностью: они очень разные люди и не могут найти общий язык. Сама Маша влюблена в Константина Треплева, но, не. чувствуя взаимности, грустит и ходит в черном. Когда Медведенко спрашивает ее о причине - она отвечает, что носит траур по своей незадачливой жизни. И Медведенко не может понять, почему Маша несчастна: ведь у нее все есть.

Нина Заречная смогла вырваться из дома только на полчаса, поэтому после ее приезда все спешно начинают готовиться к спектаклю. Зрители собираются в саду. На эстраде нет никаких декораций: зато оттуда открывается удивительный пейзаж и озеро. Полная луна отражается в воде. Актриса, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст. Аркадина замечает, что этот текст написан в духе декадентства. Зрители постоянно разговаривают, хотя Треплєв делает им замечания. Константина это начинает раздражать, и он уходит, прервав спектакль.

Пьеса почти никому не понравилась. Впрочем Дорн отмечает, что «в ней что-то есть», и говорит Треплєву, чтобы тот продолжал писать, но изображал лишь вечное и важное.

Маша повсюду преследует Константина, но его это раздражает, он называет девушку «несносным существом». Маша признается Дорну, что любит Треплева. Она обращается к врачу за помощью, потому что видит в нем родного человека.

Аркадина знакомит Тригорина с Ниной, после чего Заречная отправляется домой.

Действие второе

Площадка для крокета. В глубине - дом с террасой. Слева - озеро, в котором отражается солнце. Цветники. Полдень. Жара. Рядом с площадкой, в тени старой липы, сидят Аркадина. Дорн и Маша. Дорн держит открытую книгу.

Аркадина спрашивает у Дорна, кто из двух женщин выглядит моложе: двадцатидвухлетняя Маша, она, в два раза старше. Дорн говорит, что, конечно, Аркадина. Ирина Николаевна говорит, что это потому, что она ведет насыщенную жизнь, постоянно чем-то занята, а Маша всегда сидит на месте, ничем не интересуется. Девушка рассказывает о своем ощущении: «... у меня такое ощущение, что я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф... И часто не бывает никакой охоты жить...» но потом она соглашается, что все это пустое, надо сбросить с себя все это.

Родители Нины поехали на три дня в Тверь. Заречная приезжает к Сорина.

В имении происходит маленькая спор из-за лошадей, которых Шамраев отказался дать Аркадиній и Полине Андреевне. Жена Шамраева влюблена в Дорна и почти признается ему в этом, но, встретившись возле дома с Ниной, понимает, что врач любит Зарєчну.

Нину Зарєчну удивляет тот факт, что в жизни известных актеров и писателей так же происходят ссоры и раздоры, как и у простых людей. Они так же плачут и смеются, так же ходатайствуют о разные мелочи. Треплєв приносит Нине убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина не понимает его и говорит, что он очень часто разговаривает символами. Константин пытается объяснить лучше, но появление Тригорина мешает ему. Треплєв идет. Нина остается наедине с Тригоріним, который все время что-то пишет в записной книжке. Заречная увлекается театром и тем миром, в котором живут актеры. Она говорит об этом Тригоріну, высказывая мнение о том, что эти люди очень счастливы, потому что их жизнь полна чуда. Но Тригорин отрицает: по его мнению жизни писателей и актеров очень сложное. Борис Алексеевич видит убитого птицы и записывает новый сюжет. «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая же, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».

Действие третье

Неделю назад. столовая в доме Сорина. Справа и слева двери. Буфет. Шкаф с лекарствами. Посреди комнаты стол. Чемодан и картонки, заметны приготовления к отъезду. Тригорин завтракает, Маша стоит у стола.

Маша говорит Тригоріну, что должен вырвать из своего сердца любовь к Константину. Именно поэтому она идет за Медведенко, не любя его. Свое решение она объясняет так: «Любить безнадежно, целые годы все ждать чего-то... А как выйду замуж, будет уже не до любви, новые заботы заглушат все старое. И все же, знаете, изменение».

Тригорин и Аркадина собираются ехать в Москву. Причиной отъезда является сын Ирины Николаевны, который пытался стреляться, а теперь вызывает Тригорина на дуэль. Нина Заречная, мечтающая стать актрисой, также собирается ехать. Девушка дарит Тригоріну медальон со строками из его книги. Открыв книгу в нужном городе, он читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и нізьми его». Тригоріну кажется, что это настоящая любовь, и он хочет поехать за Ниной, и Аркадина умоляет его не оставлять ее. Тригорин соглашается, но только на словах. Он договаривается о тайном свидании с Ниной.

Действие четвертое

Два года назад. Гостиная в доме Сорина, которую Константин Треплєв превратил в кабинет. Направо и налево двери, ведущие к внутренним комнат. Впереди стеклянные двери на террасу. Кроме обычной гостиной, справа, в углу, стол, слева, возле двери турецкий диван, шкаф с книгами, книги на окнах, на стульях. Вечер. Горит одна лампа под колпаком. Полумрак. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах.

Сорин тяжело болен, но все еще полон жажды жизни. Маша вышла замуж за Медведенко и родила ребенка. Но в этом браке нет счастья. Медведенко видит ненависть Маши к нему и к ребенку и из-за этого очень страдает.

Дорн интересуется судьбой Заречной, и Треплєв рассказывает, что Нина сбежала от родителей, сошлось с Тригоріним и родила от него ребенка. Но ребенок вскоре умер, а Тригорин снова вернулся к Аркадіної.

Не везло Зарєчній и на сцене. Она много играла, но играла «грубо, с завываниями». Женщина писала Треплєву письма, но никогда не жаловалась. Она ставила подпись «Чайка». Родители отказались от нее. Она обещала прийти к Треплева, но тот был уверен, что актриса не придет.

Впрочем Нина случайно появилась в доме Константина. Мужчина снова признается ей и уверяет, что готов все простить, но Нина не принимает такой жертвы. Она признается, что до сих пор любит Тригорина. Заречная уезжает в провинцию, чтобы играть в театре. Она приглашает Треплева посмотреть на ее игру, когда она станет известной актрисой.

После того, как Нина ушла, Треплєв порвал все свои рукописи. Вскоре в комнату входят Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Здесь собираются играть и петь. Но в это время раздался выстрел. Сказав, что это, видимо, лопнула пробирка, Дорн выходит из комнаты. Когда врач возвращается, он подходит к Тригорина и просит увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Комментарий

«Чайку» А. П. Чехова называют первой пьесой новой российской драматургии. Она появилась именно тогда, когда российский театр нуждался в обновлении, задыхаясь, по словам Немировича-Данченко, от отсутствия современных актуальных пьес, «написанных в соответствии с духовных изменений, которые произошли в людях и обществе». Сам драматург называл «Чайку» произведением, «написанным вопреки правилам драматургического искусства», она была новаторской с точки зрения и содержания, и поэтики.

Жизнь в пьесе показано как сложное переплетение человеческих судеб. Сюжетную основу составляет безответная любовь, но для Чехова важна не сама сюжетная ситуация, а то, как ведут себя в ней разные люди, что они чувствуют.

Чехов по-новому трактует природу конфликта в пьесе. Между персонажами «Чайки» не возникает споров из-за разницы социальных статусов или мировоззренческих позиций, конфликт пьесы основан на единстве, общности персонажей, каждый из которых переживает свою драму: и любовь, и нездійсненість мечтаний, и бедность, и художественную несостоятельность, и потерянные судьбы. Однако действующие лица остаются самостоятельными личностями, с собственной правдой, логикой и судьбой. У каждого из них свои противоречия, свои страдания, в каждом чувствуется напряженная внутренняя борьба. Большинство героев считает, что они играют определенную роль в искусстве, но на самом деле с ними играется сама реальность, все, в конце концов, бессильны под давлением жизни. Все они держатся за остатки иллюзий, по словам В. Катаева, «все отношения героев освещенные единственным пониманием. Дело не просто в новых акцентах, которые усложняют новый конфликт. Самый новый конфликт: видимая противоположность при спрятанной подобия». Повседневная жизнь героев, в котором царят лицемерие, пошлость, бездуховность, противостояние богатства и бедности и др., конфликтует с искусством, о котором они постоянно мечтают. Таким образом писатель разоблачает смешное стремление людей жить вымышленным, искусственным, неестественным бытием. Большую роль в пьесе играет подтекст. Важным является не столько то, что говорят герои, а то, что скрывается за их словами. Подтекст раскрывает истинную духовную сущность героев и их поступков. Трагизм ситуации подчеркивается постоянным мотивом столкновения скрытых человеческих желаний с непониманием и равнодушием окружающих. Никто никому не нужен, и в то же время все стремятся к счастью и пониманию.

Особым символическим значением наделен образ чайки. С одной стороны, убитая птица является символом умирания жизни, затерянной судьбы, а с другой - символом стремления свободного жизни, цели, назначение.