ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

ЛИТЕРАТУРНАЯ БАЛЛАДА В НАЧАЛЕ XIX ст.

 

ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759-1805)

 

ПЕРЧАТКА

 

Повесть

Ожидая на игрища и забавы,

В зверинце своим величаво

Король Франциск сидел;

Теснились вельможи при троне,

А кругом на высоком балконе

Дам красочный венок процвів.

Король дал знак рукою -

И из решетки сторожкой стопой

Выходит лев.

Но не раздается рев:

Пустыни друг

Зрением немым обводит круг

Арены -

И расправил с позіхом члены,

И гривой сотрясаемую густой,

И лег в одиночестве.

И снова властелин маше рукой -

На царский знак

Тигр страшный

Из клетки хлынет тесного

Скоком мощным;

Льва он видит и воет,

Напрягает шею,

Круга страшные выбивает хвостом

И лижет рот языком;

И шагом робко упругим

Лева обходит он,

И, воли невольний сын,

Полнит арену рыком

Хриплым и диким.

Погас его рев эхом,

Г стороне хищный лег.

И снова властелин маше рукой -

И зіво дверей извергает их:

Двух леопардов быстрых;

В пышности мужественного палу

Тигра они напали;

То лапой бьет их тяжелым,

И уже приподнимается лев;

Его могучий рев

Прогремел - и стал покой;

И, не дав воли злобе рвучкій,

Ярости легли по коротком бою.

Новой ждет битвы вельможне гроздь.

И вдруг упала с балкона

Перчатка красной дамы

Между хищниками.

И говорит рыцарю юная

Кунигунда, насмешливая красавица:

«Ежедневно, ежечасно, рыцарь мой,

Присягаєтесь вы в любви своей -

Принести перчатку прошу я вас!»

И рыцарь Делорж спешит, и вдруг

Сбегает наниз бесстрашно,

И твердым шагом

Ступает между тем зверем,

И берет перчатку отважно.

И, полные недоумения и ужаса немого,

Рыцари и дамы смотрят за мной на него,

А он, спокойный, обратно идет -

И гомон безграничный вокруг растет

В честь его победы.

Кунигунда героя глазами приветствует -

Тот взгляд счастье ему сулит -

Но, сойдя под шумные крики,

Он перчатку в лицо ей бросил:

«Благодарности, дадим, не надо мне!» -

Сказал и ее покинул.

Перевод с немецкого М. Ореста

 

 

• Как характеризует придворных глагол «теснились»?

• Какими средствами передается ощущение зверем своей силы?

• Как проявляется зависимость тигра от льва?

• Какими художественными средствами передано могущество животных?

• О каких чертах характера дамы свидетельствует ее поступок?

• Какими средствами рисует автор мужество Делоржа?

Biттope Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа

 

Наблюдения

• Выразительно прочитайте балладу «Перчатка».

• На какие две части композиционно делится баллада? Какие слова являются началом второй части?

Анализ

• Как характеризует короля и придворных участие в этом развлечении?

• Сравни описание королевского общества и группы хищников. Какая группа вызывает большую симпатию?

• Что доказал рыцарь своим поступком?

• Определи в балладе экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

• Обрати внимание на художественные средства, которые использует автор, описывая главных героев и зверей.

Развитие речи

Охарактеризуйте поведение Кунигунды и Делоржа.

Высказывания личное отношение к проблеме ценности человеческой жизни. Как эта проблема встает в наше время?

Можешь ли ты привести пример рыцарского поведения кого-то из твоих близких или знакомых? Как ты думаешь, перевелись рыцари в мире?

•Граємо оцениваем результаты

критикуем• улучшаем игру

•Класс делится на две группы - актеры и критики.

1. Сначала образуйте театральную труппу: назначьте режиссера, постановщика, декоратора, распределите роли. Определите полномочия каждого. Перескажите содержание баллады так, как передал бы ее режиссер, костюмер и актер - претендент на роль рыцаря.

2. Какие элементы декораций вы выберете?

3. Какие аксессуары вам понадобятся?

4. Как оденете своих персонажей? Почему?

5. Прочитайте вслух ключевые моменты, расставьте эмоциональные акценты, проследите за своей интонацией.

• Подумайте, каким жестом, какой мимикой воспроизвести чувство так, чтобы оно было правдивым.

• Анонсуйте постановку спектакля в школе. Обсудите возможные варианты рекламы (объявления, интервью в школьной радіогазеті т.д.). Какую информацию о спектакле в вашем сообщении стоит вияскравити? Попробуйте нарисовать афишу (можно сделать словесное описание). Какие сюжетные события наверняка заинтересуют зрителя и могут быть изображены на афише?

Обобщение

Какие человеческие черты прославляет поэт?

Почему он отнес действие баллады с давних времен?

Ты участвуешь в турнире. Опиши свой герб и зарегистрируй объяснение его символов. Для этого в коротком тексте (5-6 предложений) выложи свой девиз и свои моральные убеждения. Какие символы о них сообщают?

Используй историю, переведенную Шиллером, или придумай свою, подобную ей. Это будет четвертый раздел твоего литературного произведения.