ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

 

УРОК № 13

Тема. Любимые мифы Древней Греции

 

Цель: углубить знания мифологии древних греков, проверить понимание мифов «Деметра и Персефона», «Нарцисс», «Дедал и !кар», «Орфей и Эвридика»; учить работать в команде; развивать внимание; осуществлять межпредметные и міжлітературні связи.

Оборудование: ученические иллюстрации к прочитанным мифов; рельеф с Елевсина (Деметра, что сидит на троне, встречает Кору с факелами); репродукция картины Дж. В. Вотерхауса «Эхо и Нарцисс»; римский барельеф (Дедал и !кар); иллюстрация к «Словарь классической античности» (Гермес ведет Эвридику и Орфея через подземное царство).

Тип урока: урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

- На предыдущих уроках мы прочитали немало мифов разных народов. Сегодня мы продолжим знакомство с волшебным миром древнегреческих мифов, которые удивляют размахом фантазии и увлекают интересными событиями.

 

II. Литературная игра

Каждая команда презентует свой миф: демонстрирует собственные иллюстрации к произведению, готовит викторину для класса, рассказывает об отражении событий и мифических образов в искусстве.

1. Миф «Деметра и Персефона»

1) Презентация иллюстраций к мифу (объяснение рисунков, собственные впечатления от мифа или его эпизода).

2) Проведение викторины для класса.

• Кто такая Деметра? (Богиня плодородия и земледелия)

• Какой она выглядела? (Высокая, ясночола, в венке из золотого колоса и волшебных маков)

• Как звали дочь Деметры? (Персефона, Кора)

• Как объясняется в мифе извержение вулкана на острове Тринакрии? (Под островом в каменном плену находится наказано Зевсом чудовище Тифон. Когда он силится вырваться на волю, с Этны летят камни и вырывается пламя.)

• Кто такой Аид? (Бог подземного царства, царства мертвых.)

• Почему Аид влюбился в Персефону? (Афродита приказала своему сыну Ероту выстрелить Аиду в сердце. Она хотела, чтобы боги не забывали о ее силу и власть над ними.)

• Что собирала Кора в роще? (Цветы)

• Что произошло с Деметрой после похищения Коры? (Она ужасно страдала, не пила и не ела, не омывала своей нетленной кожи и ясных глаз. Темно-синий хитон ее порвался, красные маки увяли, золотые колосья потерялось, а длинные косы взялись изморозью-сединой.)

• Как богиня Деметра наказала злого парня Аскалаба? (Превратила в ящерицу)

• Кто рассказал бедной матери тайну похищения Коры? (Гелиос, бог Солнца)

• Как люди почувствовали печаль Деметры? (Земля перестала родить, завяли цветы, высохли источники; жизнь на земле будто замерло.)

• Каким образом коварному Аиду удалось оставить в подземном царстве Персефону? (Она попробовала несколько зернышек граната в подземном царстве и поэтому должна была остаться там навсегда.)

• Кого и почему Персефона превратила на сыча? (Слуги Аида за то, что он рассказал о гранат, скуштований ней.)

• Как мудрый Зевс разрешил спор между богами? (Две трети года Персефона будет проводить на земле с матерью Деметрой, а одну треть - в подземном царстве с мужем Аидом.)

Выводы

• Какие природные явления объясняются в этом мифе? (Смена времен года, извержение вулкана)

• Докажите, что этот перевод является мифом.

Интересные факты

• От имени богини Деметры образовалось современное мужское имя - Дмитрий (Дмитрий).

• Какие цветы собирала Кора?

Цветы, которые, по свидетельству Овидия, собирала Кора (Персефона), были маками. На острове Крит найдены изображения богини с головками мака в волосах. На другом изображении богиня держит маки в руке, а на золотом кольце из клада, найденного в акрополе Микен, Деметра передает головки маков своей дочери Персефоні. Маковое зернышко добавляли в хлеб, следовательно маки символизировали Деметру, поскольку они росли на нивах. Но Кора собирает принимает маки за их снотворное действие и красный цвет лепестков, который считался символом возрождения после смерти.

3) Миф «Деметра и Персефона» в памятниках мирового искусства.

Демонстрация изображения рельефа с Елевсина (Деметра, что сидит на троне, встречает Кору с факелами).

• Рассмотрите изображения богинь.

• Как они одеты? (В хитоны, босые)

• Что держат в руках? (Деметра - колосья, что символизирует плодородие, Персефона - факелы)

• Почему Персефона идет с факелами в руках? (Возможно, потому, что возвращается домой из подземного царства, где нет света.)

Выводы: древние греки уважали своих богов, понимали их чувства и страдания (в данном случае - чувство материнской любви), объясняли природные явления разными событиями из жизни богов.

 

2. Миф «Нарцисс»

1) Презентация ученических иллюстраций к мифу.

2) Проведение викторины для класса.

• Кем был Тиресий? (Слепой прорицатель, который по воле Зевса предвидел будущее. )

• Как звали мать Нарцисса? (Нимфа Ліріопея)

• О чем хотела узнать у прорицателя Ліріопея? (Долго будет жить ее сын, потому что он - смертный.)

• Почему пророчество Тиресия показалось нимфе странным? (Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до тех пор, пока сам себя не увидит.)

• Что больше всего любил Нарцисс? (Охотиться, бродить в лесу)

• Как звали нимфу, которая влюбилась в героя? (Эхо)

• Почему Эхо потеряла возможность разговаривать? (Гера наказала Эхо за то, что она отвлекала ее разговорами, тогда как Зевс развлекался с ее сестрами - нимфами.)

• За что Афродита наказала Нарцисса? (За пренебрежение любовью нимф и девушек)

• В чем заключалось наказание юношу? (Он влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде.)

• Что случилось с Нарциссом после смерти? (Он превратился в прекрасную белую цветок - нарцисс.)

• Что произошло с нимфой Эхо? (От страданий она худела, пока не остались только кости и голос. Кости превратились в камни, а голос живет и до сих пор.)

Выводы

• Какие природные явления объясняются в этом мифе? (Возникновения эха и цветки нарцисса. )

• Докажите, что это предание - миф.

3) Миф «Нарцисс» в памятниках мирового искусства.

• Рассмотрим репродукцию картины Дж. В. Вотерхауса «Эхо и Нарцисс».

• Какой именно эпизод из мифа изображен на картине?

• Что чувствует в это время юноша?

• Какие чувства испытывает нимфа Эхо? Как это передано в выражении ее лица? Выводы

Миф о трагической судьбе Нарцисса был очень популярен не только в древности. Легенда о гордом человеке, который любит только себя саму, широко известная и в наше время.

Интересно!

В современном языке нарцисс (в перен. знач.) - самовлюбленный человек.

Литературные параллели

Прочитайте миниатюру Ф. Крівіна «Нарцисс».

Отличается ли герой произведения Ф. Крівіна от персонажа известного мифа?

Нарцисс

Женщины ходили за Нирциссом по пятам и делали ему самые заманчивые предложения. Но Нарцисс отвечал каждой из них:

- Я не могу любит сразу двоих - и себя, и тебя. Кто-то из нас должен уйти.

- Хорошо, я уйду,- самоотверженно соглашались одни.

- Нет уж, лучше уходи ты,- пылко настаивали другие.

Только одна женщина сказала не так, как все.

- Да, действительно,- сказала она,- любит двоих - дело хлопотное. Но вдвоем нам будет легче: ты будешь любит меня, а я - тебя.

- Постой, постой,- сказал Нарцисс,- ты - меня, а я?

- А ты меня.

- Ты меня - это я уже слышал. А я кого?

- Ты меня,- терпеливо объяснила женщина.

Нарцисс стал соображать. Он шевелил губами, что-то высчитывал на пальцах, и на лбу у него выступил пот.

- Значит, ты меня? - наконец сказал он.

- Да, да! - радостно подтвердила женщина.

- А я? - Нарцисс еще подумал.- Послушай, зачем так все усложнять? Пусть каждый любит сам себя, это гораздо проще.

 

3. Миф «Дедал и Икар»

1) Презентация ученических иллюстраций к мифу.

2) Проведение викторины для класса.

• Кем был Дедал? (Художником, резчиком, строителем)

• Почему жрецы в храмах привязывали Дедалових деревянных богов? (Чтобы не убежали, потому что выглядели как живые.)

• Как звали ученика Дедала? (Талос)

• За что мастер был изгнан из Афин? (Якобы за причастность к смерти своего талантливого ученика Талоса)

• Куда отправился Все? (На остров Крит к царю Миносу)

• Кем приходился для дедала !кар? (Сыном)

• Какое бедствие постигло царя Миноса и царицу Пасіфаю? (Вниз родилось чудовище с головой и хвостом быка - Минотавр.)

• Что Дедал построил для Минотавра? (Лабиринт)

• О чем просил художник царя Миноса? (Отпустить его домой, на родину)

• Как решил добраться родины Дедал? (Небом)

• Из чего изготовил крылья мастер? (Из перьев и воска)

• О чем предупреждал сына Дедал? (Чтобы в воздухе он не поднимался очень высоко, потому что солнце растопит воск, и не опускался очень низко, чтобы волны не намочили крылья.)

• Почему погиб !кар? (Он не послушался отцовского предостережения и поднялся высоко к солнцу.)

• Как память !кара увічнилася на земле? (В его честь был назван остров Икария и Ікарійське море)

• Каким образом Минос решил выведать местонахождение Дедала? (Предложил загадку с раковиной.)

• Как Дедал выполнил это задание? (Привязал нитку к муравью и пустил ее в раковину.)

Выводы

• Какую извечную мечту человечества воплощен в этом мифе? (Мечтаю о покорении небесного пространства)

• Какие географические названия находят свое объяснение в пересказе? (Названы в честь героя мифа остров Икария и Ікарійське море)

• Почему в веках осталось имя безудержного !кара, а не умного, талантливого Дедала? (Икар является воплощением непобежденного влечения к небу, за которое он готов был отдать свою жизнь.)

3) Миф «Дедал и Икар» в памятниках мирового искусства.

- Сюжет этого мифа использовался многими художниками. Очень известным является римский барельеф «Дедал и Икар».

• Рассмотрите изображения барельефа «Дедал и Икар».

• Какой эпизод мифа иллюстрирует это изображение?

• Что делают герои мифа?

Выводы

Миф о Дедале и Икаре очень популярен из-за того, что Дедал является воплощением человека-мастера, художника, а Икар - нерозважної, но смелого человека, что идет навстречу опасности.

 

4. Миф «Орфей и Эвридика»

1) Презентация ученических иллюстраций к произведению

2) Проведение викторины для класса.

• Что подарил бог Аполлон Орфею? (Кифару, или лиру)

• Чем был знаменитый Орфей? (Он был талантливым певцом; все живое на земле замирало, слушая его.)

• Почему бог Гименей не хотел прийти на свадьбу Орфея и Эвридики? (Он чувствовал, что эта пара не будет счастлива.)

• Какое бедствие случилось вскоре? (Эвридика умерла от укуса ядовитой змеи.)

• Что решил сделать Орфей? (Вернуть жену из царства мертвых.)

• Почему Харон и пес Кербер позволили певцу пройти в подземное царство? (Они были очарованы его пением.)

• При каком условии Аид позволил Орфею забрать Эвридику? (Идти, не оглядываясь назад)

• Почему оглянулся Орфей? (Хотел убедиться, что Эвридика оживает)

• Почему вакханки напали на певца? (Не могли простить ему, что он презирает их, не обращает на них никакого внимания.)

• Как бессмертные боги наказали вакханок за убийство Орфея? (Превратили женщин на деревья. )

• Как память об Орфее увічнилася на земле? (По мифу, голову Орфея морские волны донесли до острова Лесбос, и с тех пор этот остров стал родиной знаменитых поэтов. А кифара певца засияла на небе неугасимо - ее можно увидеть как созвездие Лиры.)

Выводы

• Какие качества олицетворяет в себе Орфей? (Он талантливый художник, человек, преданный своему единственному любви.)

• Почему в честь Орфея появилось на небе созвездие Лиры? (Так было увековечено его талант и почтение памяти трагической жизни певца.)

Интересно!

В современном языке орфей - замечательный певец и музыка.

3) Отражения мифа в памятниках искусства.

• Рассмотрите иллюстрацию к «Словарь классической античности» «Гермес ведет Эвридику и Орфея через подземное царство».

• Выразительное чтение Сонетов к Орфея» Г. М. Рильке.

СОНЕТ 1

Вот дерево свелось. А произрастания!

А пение Орфея! Пения полон слух.

И смолкло все, и течет сквозь молчание

Новое начало, новый знак и движение.

 

Выходят звери из лесной тишины,

Покинув гнездышко или берлогу;

Они, небось, сделались тише

Не из страха, не из хитростей своих,

 

А с прислушивания. Рев, скуление, гам

Измельчали им в сердцах. Им по пристанище

Недавно еще была маленькая хижина,

 

Где крылась жадливість их хижина

И где при входе аж шатался крыльцо,-

Там ты воздвиг в их прислуханні храм.

(Пер. М. Желательна)

• Почему звери стали тихими и потеряли свою хищность?

 

СОНЕТ 5

Не воздвигай надгробья. Только роза

Да славит каждый час его опять,

Да, он - Орфей. Эго метаморфоза

Живое в природе. И не надо знать

 

Иных имен. Восславим постоянство.

Певца зовут Орфей. В свой стад

и он умрет, но алое убранство

осенней розы он переживет.

 

О, знали бы вы, как безысходна смерть!

Орфею страшно уходит из мира.

Но слово превзошло земную твердь.

 

Вон в той стране, куда заказан путь.

Эму не бременит ладони лира.

Он поспешил все путы разомкнуть.

(Пер. Г. Ратгауза)

Выводы. Миф об Орфее и Эвридике вдохновлял и художников, и поэтов, для которых зваться Орфеем - это настоящее признание и счастье.

 

5. Итоги. Оценивания

 

III. Заключительное слово учителя

Метаморфозы, или превращения

- Одним из ведущих мотивов древних мифов является превращение (метаморфоза). В большинстве мифов говорится именно о чудесных превращениях людей или богов. Боги имеют свойство превращаться во что угодно: например, Зевс попадает к Данае в виде золотого дождя, похищает Европу, приняв вид быка; богиня Фетида, опираясь Пелею, превращается то на гибкий горящий куст, то на серебряный поток, змея, чудовище, пенистый водопад.

Людей боги превращали, когда хотели наказать их или, наоборот, избежать страданий. Так, дочери Миния приобрели вид летучих мышей за то, что не считали Диониса богом и не чествовали его на празднике, а мастерица Арахна была превращена в паука за то, что осмелилась вызвать на ткацкое соревнование саму Афину Палладу.

Тополями стали неутешительные гелиады - сестры умершего Фаэтона. Их слезы - смола - падают в воду и, когда застывают, превращаются в янтарь - прозрачный, лучистый.

Сын речного бога Нарцисс превратился в цветок, нимфа Дафна, убегая от влюбленного Аполлона, вращается в лавровое дерево, Пірам и Тісба становятся шелковичными деревьями.

На основе древнегреческой и римской мифологии знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.) создал свои «Метаморфозы». Это произведение состоит из 250 отдельных небольших поэм - переводов древних мифов преимущественно о превращении богов и людей на зверей и птиц, растения, скалы, реки, созвездия и т.д.

Мотив превращения характерен не только для мифов. Он широко используются в фольклоре (народные сказки, легенды) и литературных произведениях (Г. К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», В. Гауф «Рассказ о калифа-аиста», Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Кафка «Превращение»).

Что не меняет лица своего? До обновы охочи,

Творит, чередуя с формами формы, мастерица-природа.

Не пропадает, поверьте, ничто в необъятном мире.

Все только меняет вид.

(Овидий. «Метаморфозы»

Перевод А. Содомори)

Чему учат мифы?

Мифы, в отличие от сказки, не имеют целью поучать человека. Они созданы для того, чтобы рассказать о сотворении мира и богов, известных героев и их приключения. Но так или иначе мифы все равно ненавязчиво учат человека. Миф про царя Мидаса учит не быть жадными, история о Дедале и Икаре - искать золотой середины, миф о Пигмалионе и Галатее - верить в свою мечту, создать ее самому, рассказ про Нарцисса - не быть самовлюбленным, гордым, тщеславным, любить не только себя, но и других людей, миф о Сизифе - не быть хитрым и коварным. За свои недостатки герои мифов могут быть наказаны, а за подвиги - вознаграждены богами. Но бесполеВНО - искать справедливости в их поступках, ибо боги - как люди: необъективные, страстные, имеют среди героев и своих любимцев, и своих нелюбимых.

Зачем нужно знать мифы?

Чтобы прочитать книгу, нужно знать азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо понимать значение тех или иных символов, имен, сюжетов. Не зная античной мифологии, невозможно прочитать по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама.

Античные образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником вдохновения для поэтов и композиторов, художников и скульпторов.

Мифологические имена и названия мы находим в терминах многих наук: биологии, зоологии, ботанике, палеонтологии, астрономии.

Названия планет в нашей Галактике соответствуют римским названиям богов: Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Много созвездий носят названия, связанные с теми или иными античными мифами: Орион - это красивый великан-охотник, который погиб от стрелы Артемиды; Пегас - это конь, на котором ездил Беллерофонт; Большая и Малая Медведицы - это перенесенные на небо аркадійська и ідійська нимфы в образе зверей; Рак - это то, что препятствовал Гераклу убить Лернейскую гидру.

Ссылки на античные мифы встречаем в наших ежедневных разговорах. Мы вспоминаем о подвигах Геракла Авгиевы конюшни, троянского коня, Ахиллесову пяту, голову Медузы, о силе Антея, огонь Прометея, Аріаднину нить, о бочки Данаид, Танталовы муки, Сизифов труд, об олимпийском спокойствии, яблоко раздора, Еротові стрелы, самовлюбленного Нарцисса, о драконовы зубы, золотое руно, про мужскую красоту Аполлона или про женскую красоту Афродиты, про морского бога Посейдона и свирепого бога войны Ареса, про титанов и гигантов. Эти фразеологизмы будут понятны лишь тому, кто хорошо знаком с древнегреческой мифологией.

Древние мифы - народные сказания, пришедшие к нам из глубокой древности,полны поэзии и глубокого смысла. Свободолюбивый Геракл, очищающий землю от чудовищ, смелые открыватели новых земель - аргонавты, Прометей, который восстал против бога и дал огонь человечеству,- все эти образы стали достоянием мировой литературы, и каждый культурный человек должен их знать,

 

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематической аттестации № 1.