ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Критика

АННА ЗЕГЕРС

(1900-1983)

«Именно потому, что мы знаем силу искусства, так велика наша ответственность». Эти слова Анны Зегерс были не только принципом, но и сути ее творчества и жизни. С детства влюблена в искусство она изучала в Кельнском университете историю искусства и литературы, в 1924 году защитила диссертацию о творчестве Рембрандта - и всю свою дальнейшую жизнь посвятила людям труда.

Судьба Анны Зегерс сложилась трагически: она «провинилась» перед фашистским режимом не только тем, что в 1928 году связала свою жизнь с коммунистическим движением, но и тем, что имела мужество говорить и писать правду. Зегерс эмигрировала сначала во Францию, потом, спасая себя и свою семью,- до Латинской Америки. Но где бы она не была, ее голос, исполненный боли за родную Германию - землю философов и поэтов, звучит на полную мощь.

В 1933 году Анна Зегерс завершила работу над повестью «Оцененная голова», в которой описывается устрашающий процесс фашизации людей. В романе «Путь через февраль» (1935) рассказывается об одной из самых драматических страниц в истории рабочего движения - шуцбундівське восстания 1934 года.

В 1935 году писательница принимает участие в Конгрессе в защиту культуры, который состоялся в Париже. Она говорила о судьбе простого люда: «Когда вы слышите слова «любовь к своей отчизне», спросите сначала, что любят в этой отчизне. Разве священные богатства страны могут утешить малоимущих? Разве святая земля может утешить безземельных? »

В Мексике Анна Зегерс возглавляет антифашистский клуб имени Генриха Гейне, публикует статьи и политические обзоры. В 1942 году увидел свет ее роман «Седьмой крест» - о заключенных фашистского концлагеря. Хотя сюжетным стержнем романа является история побега Георга Гейслера из фашистского ада, Анна Зегерс изобразила широкую картину жизни гитлеровской Германии: концлагеря, тотальный шпионаж, трагедию обманутого и обманутого народа. Роман разоблачал фашизм как явление антилюдяне в своей сущности.

Одним из самых высоких художественных достижений Зегерс стал рассказ «Прогулка мертвых девушек» (1943, опубликована в 1946 г.), построенное на незаметных переходах от лирической исповеди к воспоминаниям, от мира реального к миру ирреального. Современное и прошлое, действительное и нематериальное, будни Мексики и гитлеровского рейха, кайзеровская Германия и фашистская - все соединилось в рассказе. А царит в нем поток сознания автора (как поток воспоминаний, а также зарисовок из эмигрантских впечатлений). Завершается рассказ авторским признанием: «Я спрашивала себя: «Как мне проводить свое время - сегодня и завтра, здесь или еще где-нибудь?» - поскольку я чувствовала теперь бесконечный поток времени, неиз-боримий, как воздух...» Отдаваясь на волю этого потока времени, Зегерс и рассказывает про школьную прогулку своих подруг и о том, как история и жизнь исковеркали судьбы этих «мертвых девушек».

Лене стремилась счастье и нашла его, женившись, но мужа ее арестовало гестапо. Впоследствии люди в черной униформе схватили и Лени и «медленно, но верно убивали голодом в концлагере».

Марианна когда-то считала своей Лени найзадушевнішою подругой. Но когда Лене обратилась к Марианне с просьбой переправить ребенка к родственникам, и отказала и добавила, что ее муж - член нацистской партии и занимает высокую должность, а Лене с мужем арестован справедливо, поскольку они совершили преступление против Гитлера».

Нора в свои школьные годы всячески угождала учительнице Зіхель. «Однако затем ту же самую учительницу, уже старую и немощную, она согнала, неприлично ругаясь, со скамьи возле Рейна, ведь не могла она сесть на одну скамью с еврейкой».

Всегда веселая Лора полюбила не арийца, следовательно, «осквернила расу», и, боясь концлагеря, покончила жизнь самоубийством.

По разным причинам ушли из жизни еда, Герда, Эльза, Софи, Лотта, Катарина, Лиза. «До конца пути дошла одна Нэтти». Это в ее памяти остались живыми девушки, которые когда-то вместе с ней путешествовали на пароходе, вдыхали чистый воздух юиості и верили, что жизнь прекрасна.

Особое значение приобретает в рассказе тема человеческой памяти. Нэтти (так в детстве называли Анну Зегерс) живет памятью сердца, а потому ей не изменяет и память ума. Бесконечный поток сознания (факты, события, люди), обогащенный потоком эмоциональной памяти, вызывает появление рассказов - размышлений. То были размышления автора о судьбе своей родины и своего народа. А возможно, и человечества. Рассказ полон любви к человеку и боль за нее. В «Прогулке мертвых девушек» Анна Зегерс художественными средствами подводит читателя к выводу о том, что каждый человек должен пройти свой жизненный путь так, чтобы остаться достойным высокого звания человека. То была достойная позиция таланта, не заиленного конъюнктурными изменениями и политическими изменами.

Но были в тридцатых годах и другие жрецы искусства. Еще в октябре 1933 года на страницах «Франкфуртер цайтунг» восемьдесят восемь представителей писательского цеха составили фюреру «торжественную клятву верности и повиновения». Они и представляли официальную литературу Третьей империи. Среди этих «подписантов» не было имен Генриха Манна, Эриха Марии Ремарка, Арнольда Цвейга.

Лучшие произведения мировой литературы (общее количество - 120 000 названий) были обречены на уничтожение. 10 мая 1933 года по приказу министра пропаганды Геббельса в Берлине публично сожжены книги, содержание которых пугал фашистов. И в тот же день аутодафе состоялось в Бонне, Франкфурте-на-Майне, Геттингене, Гамбурге, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Вюрцбурге и еще во многих университетских городах Германии. Там, где сжигают книги, там и людей потом в огонь бросают» (Генрих Гейне). Костры из книг стали прологом физического уничтожения честных художников. Снова утвердилась извечная истина: всегда были и будут те, кто служит людям, как были и будут те, кто прислуживает мучителям людей.

Художественная палитра литературы, созданной между двумя мировыми войнами, удивительно раВНОобразна. Новых путей художественного осмысления бытия искали и реалисты, и авангардисты.

Серьезные сдвиги происходят в искусстве реализма. В творчестве многих писателей наблюдается переход от конкретного изображения жизни к более абстрактных зарисовок и обобщений. Произведения часто приобретают философско-аллегорического характера, их смысл раскрывается через параллели с мифами, кла-сичними литературными сюжетами, историческими событиями. Древность приближается до новейших времен, чтобы выявить существеннее, самое существенное в современности Этот прием становится ведущим, например, в творчестве Лиона Фейхтвангера, который утверждал: «Я никогда не собирался изображать историю только ради истории». Много драм Бертольта Брехта являются талантливыми переделками уже известных литературных сюжетов. Характерным для писателей была тяга к осмыслению своей эпохи. «Процесс этот,- писал Томас Манн,- разрушает границы между наукой и искусством, наполняет живой, пульсирующей кровью отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который может быть определен как интеллектуальный роман».

Один из самых совершенных романов такого типа - «Волшебная гора» Томаса Манна (1924). И хотя сюжетные рамки романа ограничены событиями из санаторного жизни Ганса Касторпа (влюбленность в замужнюю женщину, дискуссии и беседы с друзьями), за этим сугубо бытовым планом чувствуется другой, более глубокий - современная действительность в ее кризисном состоянии. Томас Манн утверждал: «Любая деталь лишена интереса, если сквозь нее не просвечивает идея. Искусство - это жизнь в свете мысли». Художник стремился создать роман «европейского масштаба». И именно таким воспринимали этот роман современники Манна. Например, Синклер Льюис «Волшебную гору» считал «квинтэссенцией духовной жизни всей Европы».

Томас Манн оперировал средствами реалистического романа, но наполнял изображаемое символикой, которая давала возможность в конкретном видеть общее, в конкретном - всеобъемлющее.

Впоследствии именно таким путем пойдут Анна Зегерс в «Прогулке мертвых девушек» и Бертольт Брехт во многих драмах. Интересно, что Бертольт Брехт не признавал никаких рамок для реализма: «нельзя принять форму любого реалиста (или ограниченного круга реалистов) и объявить ее единственно возможной реалистичной форме. Это нереалистично».

Одновременно с реалистичной литературой интенсивно развивается литература авангарда. Авангардизм возникает в литературе в начале XX века. Его первый период (так называемый исторический авангардизм) приходится на время между двумя мировыми войнами. Существует много авангардистских течений, школ, направлений; развивается экспрессионизм, появляются футуризм, сюрреализм. И хотя каждый из направлений имел только ему присущие особенности художественного видения и преобразования бытия (акцентирована эмоциональность экспрессионизма, подчеркнутый антиестетизм футуризма, усиление подсознательного в сюрреализме), были у них и общие черты - отказ от устоявшихся форм построения художественного произведения, тяготение к условного по своей сути искусства. В начале века с искусством авангарда связали свои творческие судьбы Луи Арагон, Иоганнес Роберт Бехер, Витезслав Незван и другие.

Авангардизм - этап в развитии всего новейшего искусства. Следующим этапом был и модернизм. Относительно формы между авангардизмом и модернизмом много общего, но они существенно отличаются в принципах осмысления и художественного преобразования бытия. Авангардизм предусматривает активную социальную позицию художника, модернизм - универсальное изображение бытия и выявления его философской сути. Модернизм как явление в литературе возник в 20-х годах. Его философскими истоками были идеи Фридриха Ницше, Анри Бергсона, Зигмунда Фрейда, а наиболее известными его представителями в литературе стали Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Стернз Элиот. Они в необычных формах изображали трагедию человека, который не воспринимает окружающий мир. Вселенная в их произведениях оказался разорванным на множество маленьких миров, а человеческое сообщество превратилась в взаємоізольовані отдельности. В таком мире холодно и неуютно душе человеческой. Не потому ли в произведениях Джеймса Джойса и Франца Кафки внутренний мир человека не всегда выстраивается рационально, не всегда подчиняется логике, не может иррациональный, алогичный мир порождать гармонию?

Едва ли не наибольшее значение для дальнейшего развития литературы XX века имела «школа потока сознания», которую некоторые отождествляют с художественной революцией. В арсенале этой школы - и внутренний монолог, роль которого универсальная в романах Джеймса Джойса, и «поток сознания» с его вполне произвольным рядом ассоциаций, лишенных всякой логики, и ассоциативный монтаж, и сочетание событий, которые в реальной жизни происходят в разных временных измерениях, и другие средства.

Творчество Джеймса Джойса (1882-1941), оригинальность его поисков имели значительное влияние на художников XX века, в том числе и на реалистов, в частности на художественную манеру Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

В период между двумя мировыми войнами активно развиваются и проза, и драма, и поэзия. Художественная литература создает портрет своей эпохи во всей ее полноте и неоднозначности. И если в прозе начинает господствовать «интеллектуальный роман», то и драматурги ищут пути интеллектуализации драмы. «Эпический театр» Брехта - значительное событие в художественной жизни XX века, потому что театр стал не только школой нравственности, но и школой интеллекта. Лирика все больше тяготеет к философскому осмыслению бытия, к непривычных форм воплощения поэтической мысли, до оригинальных путей выявления поэта «я» в лирических произведениях.