5 КЛАСС
МАЦУО БАСЕ
ХАЙКУ
Хайку (хокку, хокку) - жанр традиционной японской лирической поэзии, трехстрочный неримований стихотворение на основе первой півстрофи танка1, состоящий из 17-ти слогов (5-7-5) и отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Как самостоятельный жанр эта поэзия, имевшая тогда название хокку, существует с XV в., а современное название (хайку) распространилась с XIX ст.
В XVII ст. Мацуо Басе - один из самых известных представителей хайку разработал основные формальные и эстетические принципы жанра.
Оригинальное японское хайку состоит из 17-ти слогов (хотя уже у Басе встречаются отступления от нормы слогового содержания), записанных в один столбец. Особыми разделительными словами - кіредзі2 текст делится в отношении 2 :1 - либо на 5-м слоге, либо на 12 м. На западе хайку олицетворяют собой трехстишие слоговой структуры 5-7-5. Неримований.
Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человекаи (автора), его внутреннего мира, биографии с природой, причем природа должна быть определена относительно времени года.
1 Танка - древнейший жанр японской поэзии: неримований п'ятивірш, состоящий из 31-го состава.
2Кіредзі-яп. «режущее слово».
Повествование чаще всего ведется в настоящем времени от первого лица: автор выражает свои переживания, а читатель должен переживать то, что переживает автор.
Сказать много несколькими словами-знаками - главный принцип хайку. Поэтому в маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ приобретают особое значение. Для хайку характерна символичность - язык чувств.
Чтобы постичь всю глубину мысли, высказанной автором, хайку принято перечитывать несколько раз.
На голой ветке
одинокий ворон тихо стареет.
Осенний вечер.
***
Холод, ночь, скука...
Слышать плюскоти весла
где от берега.
***
Вот такой я есть:
глянь на росистые колокольчики -
то и весь завтрак.
***
Пущу коня вброд -
полегоньку впишусь
в летний пейзаж.
***
На старом пруду
лягушка в воду плюснула -
слышали вы такое?
***
Овод на чертополоха:
ты погоди, не клюй его,
горобейчику!
Степи рівнява -
негде глазу зацепиться.
Жаворонок поет.
***
Я зарос, как щіть.
А худой какой, бледный!
Весенние дожди...
Кажется мне:
плачет с месяцем старая
в горной глуши.
***
Уже и по имею - ах!
Птицы плачут, а у рыб
слезы на глазах.
***
Трава-мурава...
Взялась сном-марой
слава боевая.
***
Тишина, мир и лад.
Где-то там тонет меж скал
цвіркотня цикад.
***
Осень с дождем...
Даже обезьяна лесная
покрылась бы плащом.
Окуни морские
зубы щирять с полок:
в лавке холодно...
Крук - немилый птица,
но как ласкает
в утренних снегах!
***
Рушу, и вдруг - хить!
Ухоплюсь колосок...
это разлуки миг.
***
Чистый водопад...
Из яровых сосен хвоя в воду
падает властей.
***
Хризантемы пах...
В кумирнях с прадавен
темные лики Будд.
***
Долгий, долгий путь -
и никто не идет навстречу,
лишь осенняя ночь...
***
Осень-праосінь...
Как там живет соседа?
Не знаю совсем.
***
Обезьяна зойкне - соболеВНОвания...
А как плачет в ненастье
брошенное дитя?
Перевод М. Лукаша
Комментарий
В хайку Басе воображении читателя оставлено большое пространство, автор призывает к сотворчеству, к сопереживанию. Вместе с поетом читатель может почувствовать сумм, навеянный угасанием природы восены, или разделить с ним глубоко личное чувство одиночества, может отдаться созерцательным настроениям и почувствовать себя слитым и тайнами природы.
Поэзия Басе - не только лирика природы; границы ее подвижны, она вмещает в себя весь мир людей того времени, Можно сказать, что произведения Басе - летопись его жизни. Значительная часть стихов - плоды его размышлений в дороге. Много стихов посвящены померлым друзьям. Есть хайку, написанные на случай: в похвалу гостеприимному хозяину, в благодарность за присланный подарок, подписи к картинам и т.д. Главные герои его произведений - поэты, крестьяне, рыбаки, путешественники на дорогах, которые рассказывают о простые человеческие дела и чувства. В бытовых картинках есть добрый юмор, а не насмешки, теплое сочувствие к людям.
Каждое хайку Басе словно открывает внутреннее зрение, скрытый в сердце каждого человека, и тогда в малом она сможет увидеть большое.