ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

5 КЛАСС

 

МАЦУО БАСЕ

 

ХАЙКУ

 

Хайку (хокку, хокку) - жанр традиционной японской лирической поэзии, трехстрочный неримований стихотворение на основе первой півстрофи танка1, состоящий из 17-ти слогов (5-7-5) и отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Как самостоятельный жанр эта поэзия, имевшая тогда название хокку, существует с XV в., а современное название (хайку) распространилась с XIX ст.

В XVII ст. Мацуо Басе - один из самых известных представителей хайку разработал основные формальные и эстетические принципы жанра.

Оригинальное японское хайку состоит из 17-ти слогов (хотя уже у Басе встречаются отступления от нормы слогового содержания), записанных в один столбец. Особыми разделительными словами - кіредзі2 текст делится в отношении 2 :1 - либо на 5-м слоге, либо на 12 м. На западе хайку олицетворяют собой трехстишие слоговой структуры 5-7-5. Неримований.

Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человекаи (автора), его внутреннего мира, биографии с природой, причем природа должна быть определена относительно времени года.

1 Танка - древнейший жанр японской поэзии: неримований п'ятивірш, состоящий из 31-го состава.

2Кіредзі-яп. «режущее слово».

Повествование чаще всего ведется в настоящем времени от первого лица: автор выражает свои переживания, а читатель должен переживать то, что переживает автор.

Сказать много несколькими словами-знаками - главный принцип хайку. Поэтому в маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ приобретают особое значение. Для хайку характерна символичность - язык чувств.

Чтобы постичь всю глубину мысли, высказанной автором, хайку принято перечитывать несколько раз.

На голой ветке

одинокий ворон тихо стареет.

Осенний вечер.

***

Холод, ночь, скука...

Слышать плюскоти весла

где от берега.

***

Вот такой я есть:

глянь на росистые колокольчики -

то и весь завтрак.

***

Пущу коня вброд -

полегоньку впишусь

в летний пейзаж.

***

На старом пруду

лягушка в воду плюснула -

слышали вы такое?

***

Овод на чертополоха:

ты погоди, не клюй его,

горобейчику!

Степи рівнява -

негде глазу зацепиться.

Жаворонок поет.

***

Я зарос, как щіть.

А худой какой, бледный!

Весенние дожди...

Кажется мне:

плачет с месяцем старая

в горной глуши.

***

Уже и по имею - ах!

Птицы плачут, а у рыб

слезы на глазах.

***

Трава-мурава...

Взялась сном-марой

слава боевая.

***

Тишина, мир и лад.

Где-то там тонет меж скал

цвіркотня цикад.

***

Осень с дождем...

Даже обезьяна лесная

покрылась бы плащом.

Окуни морские

зубы щирять с полок:

в лавке холодно...

Крук - немилый птица,

но как ласкает

в утренних снегах!

***

Рушу, и вдруг - хить!

Ухоплюсь колосок...

это разлуки миг.

***

Чистый водопад...

Из яровых сосен хвоя в воду

падает властей.

***

Хризантемы пах...

В кумирнях с прадавен

темные лики Будд.

***

Долгий, долгий путь -

и никто не идет навстречу,

лишь осенняя ночь...

***

Осень-праосінь...

Как там живет соседа?

Не знаю совсем.

***

Обезьяна зойкне - соболеВНОвания...

А как плачет в ненастье

брошенное дитя?

Перевод М. Лукаша

Комментарий

В хайку Басе воображении читателя оставлено большое пространство, автор призывает к сотворчеству, к сопереживанию. Вместе с поетом читатель может почувствовать сумм, навеянный угасанием природы восены, или разделить с ним глубоко личное чувство одиночества, может отдаться созерцательным настроениям и почувствовать себя слитым и тайнами природы.

Поэзия Басе - не только лирика природы; границы ее подвижны, она вмещает в себя весь мир людей того времени, Можно сказать, что произведения Басе - летопись его жизни. Значительная часть стихов - плоды его размышлений в дороге. Много стихов посвящены померлым друзьям. Есть хайку, написанные на случай: в похвалу гостеприимному хозяину, в благодарность за присланный подарок, подписи к картинам и т.д. Главные герои его произведений - поэты, крестьяне, рыбаки, путешественники на дорогах, которые рассказывают о простые человеческие дела и чувства. В бытовых картинках есть добрый юмор, а не насмешки, теплое сочувствие к людям.

Каждое хайку Басе словно открывает внутреннее зрение, скрытый в сердце каждого человека, и тогда в малом она сможет увидеть большое.