9 КЛАСС
ЙОГ АНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
ФАУСТ
Действующие лица:
Фауст
Мефистофель
Маргарита
Валентин
Вагнер
3 ы б е л ь
Студенты, солдаты, горожане, дети, простой люд.
Действие происходит в средневековой Германии.
Посвящение
Опять вы близитесь, фигуры туманны,
Что мне уже появлялись прежде.
Или держу вас? Или опять той омане
Мои чувства благосклонно поддались?
Вы ринете! Владычествуйте же, нестриманні,
Когда уже вы так властно поднялись;
Моя душа мятежно молодеет,
Когда от вас чудовний дух повеет.
Вы принесли веселых дней картины
И образов навеки милый рой;
И первой любви и дружбы тени
Встают, словно в сказке престарій.
Вспомнились жизни зигзаги звинні,
Прошлый сожалению, и потери боль горький,
И имя тех, что их изменчивая судьба
В цвету стяла, словно цветы в поле...
Песен моих не слышат нежные души,
Что слушали песни юношеских дней;
Развеялись наши дружеские беседы,
Их отголосок давно уже отшумел.
Кругом чужие, хоть, может, и не безразличны,
И их слава не радует чувств;
А те, что их, как родные, поздравят, -
Разбросаны, где-то по миру бродят.
И вновь меня привиддя пленили,
Как будто зовут в молчаливое царство иена.
Бывший пение мой, почти остановившийся,
Раздается вновь, словно волшебная арфа;
Я стрепенувсь, и слезы зазвенели,
И сердце вдруг відтало аж до дна...
Настоящее издалека еле мечтает,
А что прошло - опять живет и действует.
Пролог в театре
Директор театра, Поэт и Комический актер рассуждают о художественное искусство. Должно ли искусство служить широкой общественности, должен оставаться верным своему высокому предназначению? Этот разговор является отражением взглядов самого автора на искусство.
Пролог на небе
Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель
Архангелы поют хвалу деяниям Господа, что создал Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которого невозможно постичь умом.
Это пение Мефистофель прерывает своей саркастической репликой: «Господи, ты опять нас явился, спрашиваешь, как обстоят у кого дела...» Оказывается, не все на земле так прекрасно, как кажется. Сам Мефистофель является свидетелем лишь «скудности человеческой» на земле.
Господь пытается отрицать такое отношение к людям и приводит пример: жизнь ученого Фауста - своего верного и усердного раба. На это Мефистофель отрицает, что «его мнения на безумство больные», что он не похож на других рабов, что в нем нет покорности и спокойствия. Он отмечает противоречивую, раздвоенную натуру Фауста:
Его мысли, на безумство больные,
Парят где-то в неопределенной дали.
То с неба бы он сорвал лучшие зари,
То пил бы он все радости земные;
И ни земля, ни дальше необозримые
Не вдовольнять той бредятины.
Мефистофель предлагает Господу паре. Он говорит, что может дать Фаустові земные радости, которые захватят его и заставят забыть о высокие порывы к знаниям. Бог соглашается и позволяет Мефістофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, считая, что ощущение выведет Фауста из тупика. Мефистофель уверен, что выиграет, что заставит Фауста «...ползать в пыли». Если Фауст признает себя довольным жизнью, его душа будет отдана Мефістофелю.
Начинается грандиозная борьба добра и зла.
Часть первая
Сцены И-II
Кабинет ученого заполнен толстыми книгами и научным оборудованием... Ночь. Доктор Фауст работает над рукописью. Его мысли окутаны грустью: много лет он пытался познать тайны мира, но теперь, в конце жизни, старый ученый увидел и понял всю бесплодность человеческого разума и всей науки.
В философию я вник,
До края всех наук дошел -
Я Уже и врач, и юрист,
И, на несчастье, богослов...
Ну и к чему же я довчивсь?
Как дураком был, так и лишивсь.
Хоть имею докторское звание
И десять лет наугад
Туда и сюда, навкрив-наискось
Вожу я учеников своих за нос, -
А сердце разрывается в самого:
Не можем знать мы ничего!
Фауст с приятелем Вагнером гуляют по городу. Люди уважают Фауста. Приятель говорит, что врач должен гордиться этим. Однако тот отвечает, что, леча людей, он не всегда уверен, помогает им улучшить жизнь. Фауст признается Вагнерові, что в нем живут два противоположных человека, не уступают друг другу. Одна палка и несется к земле, а другая - за тучи, готова вырваться из тела.
На прогулке к друзьям присоединяется какой-то черный пес. Сначала Фауст пугается: пес кажется ему призраком. Но приятель успокаивает его. Фауст берет собаку к себе.
Сцены III-IV
Фауст обращается в злого духа, проклиная землю, мечты, науку, даже самого Бога. В этот момент перед ним появляется Мефистофель и предлагает доктору богатство, власть, признание. Но все это не нужно Фаусту. Единственное, что может его заинтересовать - это возвращение молодости. Тогда Мефистофель соглашается вернуть доктору молодость при одном условии: здесь, на земле, Мефистофель будет слугой Фауста, но там, в аду, доктор отдаст сатане свою душу.
Сцены V-VI
Мефистофель ведет Фауста в город и показывает, какое веселое жизнь может быть у него, если он согласится подписать договор.
Чтобы развеять последние сомнения Фауста, Мефистофель показывает доктору повод прекрасной Маргариты. Старый подписывает договор.
Мефистофель дает Фаусту кубок, опорожнив который, старый доктор превращается в юношу...
На площади маленького города - очень весело. Смех и шутки не захватывают лишь одного человека - Валентина, брата Маргариты, который вынужден идти на войну и оставить сестру совсем одну. Юноша волнуется за судьбу девушки и молит Бога защитить Маргариту от зла и искушения. Друзья Валентина - Зібель и Вагнер - обещают заботиться о девушке.
В эту минуту на площади появляется Мефистофель и начинает творить чудеса.
Сцены VII-XVII
Мефистофель возвращает Фаусту молодость, он сводит доктора с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебного напитка, и сделала его более восприимчивым к наслаждениям. Фауст теперь молодой, красивый, кровь его кипит, и он не знает больше сомнений в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется с того, что заставил его забыть о тягу к знаниям
и науки.
Решив соблазнить Фауста земными радостями, он знакомит его с Маргаритой, или Гретхен, - чистой и целомудренной девушкой из небогатой семьи.
Увидев Маргариту на улице, Фауст подходит к ней, но девушка разговаривает с ним коротко и неприветливо - она спешит покинуть площадь. Фауст бросается в сумм. Но Мефистофель обещает помочь покорить ее сердце. Он уверяет Фауста в том, что девушке понравятся удивительные подарки, которые принесет ей юноша. У дверей Маргариты Мефистофель оставляет сундук с подарками.
Маргарита находит драгоценности и, поддавшись искушению, примеряет украшения.
Дальнейшие действия Мефистофеля еще более коварные. Благодаря его чарам, эта скромная, кроткая и наивная девушка не просто становится возлюбленной Фауста, но впоследствии, по его совету, соглашается усыпить свою мать, чтобы та не мешала их свиданием.
Сцена XVIII
Маргарита молится в храме:
О Дева,
Взгляни милостиво,
За грех мой Бога вмилосердь!
Мечом пробита,
Сожалением увита,
Ты зриш святого Сына смерть.
Отца ты зовеш
И вздохи шлешь ты
К небу, скорби полная доверху.
Кто знает,
Как терзает
Это сердце боль трудный?
Как душа моя страдает,
Чем дрожит, чего жаждет -
Видно лишь тебе одной!
То бы куда пошла я -
Тягостная, тяжелая, тяжкая
На серденьку печаль!
То одна сижу я -
Тоскую, тоскую, тоскую я,
Терзает душу сожалению.
Оросила я ции цветы
Росой, ах! слез моих,
Когда я рано утром
Для тебя рвала их.
Как лучи веселые
Заиграли сквозь окно,
Рыдая, в постели
Сидела я давно.
Спаси! Одринь позор и смерть!
О Дева,
Взгляни милостиво,
За меня Бога вмилосердь!
Но в ответ слышит слова Мефистофеля: «От неба ты отпала и аду отдана!». Маргарита слышит голоса духов и теряет сознание!
Сцены XIX-XXIV
До брата Маргариты Валентина, доходят слухи, что его сестра уже давно не является примером морали. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестрин любовник, он бросается в драку. По знаку своего компаньона («Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они соревнуются с Валентином. Фауст убивает брата Маргариты.
Маргарита бросается к брату, пытаясь облегчить его страдания, но тот отталкивает сестру, проклинает ее и предсказывает позорную смерть.
Маргарита теряет разум.
В минуту отчаяния она убивает своего новорожденного ребенка. Безумну женщину запирают в тюрьму как воровку. Она приговорена к смертной казни.
Сцена XXV
Фауст с Мефистофелем незаметно проникают в тюрьму, чтобы вызволить женщину. Но им надо спешить. Все надо сделать ночью, пока спят сторожа.
И Маргарита начинает ругать любимого за холодное отношение к ней. Затем женщина рассказывает о том, как утопила ребенка. Она говорит Фаусту, что нет худшей судьбы, чем ходить с больной совестью всегда с оглядкой, нет ли позади врагов или засады - и отказывается идти за ним на волю. Он решил вывести ее силой. Но Маргарита па удивление оказывается решительной и снова отказывается.
Фауст и Мефистофель оставляют тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту идти с ними. «Я покорюся Божьему суду», -отвечает девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита обречена на мучения. Однако голос выше извещает: «Спасена!». Предоставив преимущество лютой смерти и раскаянию перед бегством, устроенной дьяволом, Маргарита спасла свою душу.
II часть
Последний монолог Фауста
Фауст снова старый и чувствует, что жизнь подходит к концу. К тому же он ослеп и находится в полной темноте, один на один со своими мыслями. И он все еще стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы завоевать у моря кусок земли, каждый год поглощает морской прилив, лишая ее плодородия.
Мефистофель уже чувствует близкую смерть Фауста и созывает лемуров, злых духов, чтобы подготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет в его руки, согласно давней договоренности. А Фауст, вдохновленный идеей строительства, продолжает отдавать приказы строителям, не догадываясь о том, кто они есть такие.
В его воображении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной», что он проиВНОсит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение:
Край гор лежит гнилое болото,
Весь край струїть грозит;
Его мы поднести осушить
И тем наш подвиг совершить.
Миллионам мы настачим места здесь -
Стихию зборе их свободный труд.
Простели поля широкие,
Стада обильные заиграют на раздолье,
Крутые холмы сведет трудящийся люд,
Укроет их узорами сооружений -
И заживет в этом крае, как в раю...
Пусть попробуют где плотину прорвать ту -
Одолеет группа прорыв затамувать.
Служит этому делу заповедной -
Это верх земных премудростей:
Лишь тот жизни и свободы достоин,
Кто бьется день за них.
Пусть же возраст и молодое и старое
Жизненные блага из боя здесь берет.
Когда бы увидел, что стою
С народом свободным в свободном краю,
Я мог бы в восторге крикнуть:
"Остановись, хвилино, хорошая ты!
Произнеся последние слова, Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предполагает миг, когда согласно договоренности завладеет Фаустовой душой, однако здесь появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с добрыми. Ангелы разбрасывают розы, что загораются от огненных дыханий бесов и пекут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы убегают, а ангелы несут душу Фауста на небеса.
Душа Фауста спасена.
Перевод с немецкого - М. Лукаш
Комментарий
Произведения Гете всегда рождались как отклик на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Красоту и значимость сюжета о Фаусте Гете, с его тонким восприятием старины, почувствовал еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Он знал не только легенду о Фаусте, но и литературные обработки. Использовал он также и легенду о Симоне-маге. Писатель нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Фауст Гете имеет мало общего со своими прообразами. Автор наделил своего Фауста чертами человека не средневековья, а также эпохи Возрождения.
Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей.
В «Прологе на небе» описана встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символическое значение. Основной предмет разговора - человек. Что есть человек на земле - «божественное создание», которое стремится истины, или «животное из животных»? Каково ее место в мире? Эта главная проблема пролога определяет идейное содержание всей трагедии « Фауст».
Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но сам он не является идеальной личностью. Фауст не доволен приобретенными знаниями и всегда хочет большего. Именно в такие минуты он обращается к Библии, начинает ее переводить, но не согласен с первыми же словами. Герой впадает в отчаяние и даже решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где тот в очередной раз бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним сделку: он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать, но в тот момент, когда Фауст почувствует удовлетворения жизнью и счастья, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Мефістофелю. И это будет плата за земное блаженство. Впоследствии Мефистофель возвращает Фаусту молодость, и тот влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен. Мефистофель считает, что именно это мгновение Фауст признает самым прекрасным в жизни, но ошибается.
Фауст долго жил и много страдал. Он постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто испытывал недовольство. И только среди природы, ощущая себя ее неотъемлемой частью, он воспринимает мир как гармонию. Жизнь принесло ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но в конце своей жизни Фауст понимает, что все это было не зря.
Фауст - это вечный образ, он не случайно стал достоянием мировой культуры, потому что в каждый исторический период олицетворял характерные черты и признаки времени.