ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

Литературные баллады

 

ФРАНСУА ВИЙОН (1431 или 1432 - после 1463)

 

БАЛЛАДА ПРИМЕТ

 

Я знаю - мухи гибнут в молоке,

Я знаю добрую и злую час,

Я знаю - есть певцы, слепцы и скопцы,

Я знаю по иголкам сосну и ель,

Я знаю, как любят до смерти,

Я знаю черное, белое и пестрое,

Я знаю, как Господь создал человека,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

С. Бурдон. Попрошайки. Фрагмент

Я знаю все пути и все окольные пути,

Я знаю небо счастья и слез долину,

Я знаю, как на смерть идут бойцы,

Я знаю и чернички спідничину,

Я знаю грех, но грешит не брошу,

Я знаю, кто под струю гребет,

Я знаю, как в бочках скисают вина,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

Неизвестный фламанський автор.

Богемная жизнь на окраине Парижа

Я знаю - лошади есть и есть всадники,

Я знаю, сколько ил берет на спину,

Я знаю, кто работает без перебоя,

Я знаю сна и пробуждения минуту,

Я знаю Рим и как он всех ощипывает,

Я знаю и гуситську всю вину,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

Я знаю дворец - знаю и хижину,

Я знаю цвет, и плод, и соб-направо,

Я знаю смерть, и гроб знаю,

Я знаю все и не знаю лишь себя.

Перевод с французского Л. Первомайского

 

 

• Что поэт сообщает о своем жизненном опыте?

Что из этого опыта является обычным и общеизвестным? Помог ли ему опыт лучше себя понять?

• Кто нарисован на картине?

• Чем занимаются эти люди?

• Что изображено на заднем плане?

• Как поэт говорит о верности себе? Которые противопоставление он употребляет в рассказе о своей жизни?

• Как художник передал обездоленість людей?

• Какие цвета преобладают на картине?

Какие художественные образы раскрывают тему властвования и тяжелого труда? Они объединяются или противопоставляются?

• Названия противопоставление. Как они представлены в тексте? Какие образы говорят о продолжительности человеческой жизни?

Вопросы и задания

Наблюдения

Прочитай «Балладу примет».

Обрати внимание на музыкальный ритм этого произведения. Он минорный (грустный) или мажорный (веселый)?

В Средние века баллада сопровождалась танцевальной мелодией. Каким мог бы быть, по твоим представлениям, музыкальное сопровождение этой баллады сегодня?

Найди в произведении слова и выражения, которые противопоставляются. С какой целью?

Особенности поэтического языка

Стихотворение отличается от прозы рифмой и ритмом.

Рифма (греч. - соразмерность) - созвучие окончаний слов в стихотворных строках, которая охватывает последний отмечен громкий и следующие за ним звуки. Рифма придает поэтической речи мелодичности, создает стихотворный ритм и связывает стихотворные строки между собой.

Ритм (греч. - размерность) - повторяемость через равные промежутки времени определенных единиц (движений, звуков и др.). Ритм образуется чередованием долгих и кратких слогов, их количеством, наголошеністю или ненаголошеністю. Поэтический ритм создает эмоциональную напряженность и усиливает выразительность речи.

За размещением рим в поэтическом произведении различают смежные рифмы, когда рифмуются первая и вторая строка, а третий - с четвертым (аабб); перекрестное - когда первая строка рифмуется с третьим, второй - с четвертым (абаб); кольцевое рифмы, когда рифмуются первая строка с четвертым, а второй - с третьим (абба).

Анализ

Признаки баллады

Сколько строф в этой балладе? Сколько строк в первой строфе? А во второй? А в последний?

С первой строфы выпиши слова, которые заканчивают строку. Определи рима.

Найди строку, которая постоянно повторяется. Как называется такая форма повторения? Какую мысль подчеркивает поэт в припеве?

Наведи примеры создания противоположных образов, которые отражают многогранность и противоречивость бытия. Что предоставляет віршовому строке особой энергичности?

Объясни, какую роль играют принятые в тексте антитеза, анафора, эпифора. Предоставляют ли они эмоциональности и композиционной стройности произведения? Удалось ли благодаря им достичь завершенности мысли?

Философия жизни

Найди слова и выражения, благодаря которым поэт создал впечатление невигаданості, подлинности своей истории. Каких сторон жизни человека (частного, профессионального, политического, общественного) затрагивает поэт?

Является новой для тебя мнение Вийона о сложность и противоречивость каждого человека? Тебе нравится, что поэт обращается к здравому смыслу человека, чтобы убедить и слушателя в собственной правильности? Можно ли считать эту балладу философской?

Строфа (греч. - поворот, изменение, круг) сочетание нескольких стихотворных строк общим римуванням, интонацией, ритмично завершена часть произведения.

Анафора - повторение слова, звуков или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или строф. Эпифора-повторение в конце стихотворных строк или строи] одинаковых слов, выражений или звукосочетаний с целью усиления выразительности и мело действительности языка.

Развитие речи

Пользуясь текстом баллады Ф. Вийона и поданами иллюстрациями, устно опиши портрет человека, жившего в Средние века.

Какими были ее убеждения?

Что в ее образе близкий нам?

Обобщение

Каким предстает жизнь человека в балладе французского поэта Франсуа Вийона?

Найди в тексте признаки баллады. Либо признаков в ней нет? Какое впечатление создает баллада?

Творческий проект

Выбери тему баллады (любовь, защита интересов, преодоление препятствий).

К кому будет обращена баллада, кому адресована? Какие выводы сделает герой? Выбери ритм и рифмы, следуя Франсуа Вийона. Сохрани общую юмористическую интонацию средневекового поэта.

Запиши свой текст в тетрадь. Это и будет третий раздел твоего литературного произведения.