Литературные баллады
ФРАНСУА ВИЙОН (1431 или 1432 - после 1463)
БАЛЛАДА ПРИМЕТ
Я знаю - мухи гибнут в молоке,
Я знаю добрую и злую час,
Я знаю - есть певцы, слепцы и скопцы,
Я знаю по иголкам сосну и ель,
Я знаю, как любят до смерти,
Я знаю черное, белое и пестрое,
Я знаю, как Господь создал человека,
Я знаю все и не знаю лишь себя.
С. Бурдон. Попрошайки. Фрагмент
Я знаю все пути и все окольные пути,
Я знаю небо счастья и слез долину,
Я знаю, как на смерть идут бойцы,
Я знаю и чернички спідничину,
Я знаю грех, но грешит не брошу,
Я знаю, кто под струю гребет,
Я знаю, как в бочках скисают вина,
Я знаю все и не знаю лишь себя.
Неизвестный фламанський автор.
Богемная жизнь на окраине Парижа
Я знаю - лошади есть и есть всадники,
Я знаю, сколько ил берет на спину,
Я знаю, кто работает без перебоя,
Я знаю сна и пробуждения минуту,
Я знаю Рим и как он всех ощипывает,
Я знаю и гуситську всю вину,
Я знаю все и не знаю лишь себя.
Я знаю дворец - знаю и хижину,
Я знаю цвет, и плод, и соб-направо,
Я знаю смерть, и гроб знаю,
Я знаю все и не знаю лишь себя.
Перевод с французского Л. Первомайского
• Что поэт сообщает о своем жизненном опыте?
Что из этого опыта является обычным и общеизвестным? Помог ли ему опыт лучше себя понять?
• Кто нарисован на картине?
• Чем занимаются эти люди?
• Что изображено на заднем плане?
• Как поэт говорит о верности себе? Которые противопоставление он употребляет в рассказе о своей жизни?
• Как художник передал обездоленість людей?
• Какие цвета преобладают на картине?
• Какие художественные образы раскрывают тему властвования и тяжелого труда? Они объединяются или противопоставляются?
• Названия противопоставление. Как они представлены в тексте? Какие образы говорят о продолжительности человеческой жизни?
Вопросы и задания
Наблюдения
Прочитай «Балладу примет».
Обрати внимание на музыкальный ритм этого произведения. Он минорный (грустный) или мажорный (веселый)?
В Средние века баллада сопровождалась танцевальной мелодией. Каким мог бы быть, по твоим представлениям, музыкальное сопровождение этой баллады сегодня?
Найди в произведении слова и выражения, которые противопоставляются. С какой целью?
Особенности поэтического языка
Стихотворение отличается от прозы рифмой и ритмом.
Рифма (греч. - соразмерность) - созвучие окончаний слов в стихотворных строках, которая охватывает последний отмечен громкий и следующие за ним звуки. Рифма придает поэтической речи мелодичности, создает стихотворный ритм и связывает стихотворные строки между собой.
Ритм (греч. - размерность) - повторяемость через равные промежутки времени определенных единиц (движений, звуков и др.). Ритм образуется чередованием долгих и кратких слогов, их количеством, наголошеністю или ненаголошеністю. Поэтический ритм создает эмоциональную напряженность и усиливает выразительность речи.
За размещением рим в поэтическом произведении различают смежные рифмы, когда рифмуются первая и вторая строка, а третий - с четвертым (аабб); перекрестное - когда первая строка рифмуется с третьим, второй - с четвертым (абаб); кольцевое рифмы, когда рифмуются первая строка с четвертым, а второй - с третьим (абба).
Анализ
Признаки баллады
Сколько строф в этой балладе? Сколько строк в первой строфе? А во второй? А в последний?
С первой строфы выпиши слова, которые заканчивают строку. Определи рима.
Найди строку, которая постоянно повторяется. Как называется такая форма повторения? Какую мысль подчеркивает поэт в припеве?
Наведи примеры создания противоположных образов, которые отражают многогранность и противоречивость бытия. Что предоставляет віршовому строке особой энергичности?
Объясни, какую роль играют принятые в тексте антитеза, анафора, эпифора. Предоставляют ли они эмоциональности и композиционной стройности произведения? Удалось ли благодаря им достичь завершенности мысли?
Философия жизни
Найди слова и выражения, благодаря которым поэт создал впечатление невигаданості, подлинности своей истории. Каких сторон жизни человека (частного, профессионального, политического, общественного) затрагивает поэт?
Является новой для тебя мнение Вийона о сложность и противоречивость каждого человека? Тебе нравится, что поэт обращается к здравому смыслу человека, чтобы убедить и слушателя в собственной правильности? Можно ли считать эту балладу философской?
Строфа (греч. - поворот, изменение, круг) сочетание нескольких стихотворных строк общим римуванням, интонацией, ритмично завершена часть произведения.
Анафора - повторение слова, звуков или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или строф. Эпифора-повторение в конце стихотворных строк или строи] одинаковых слов, выражений или звукосочетаний с целью усиления выразительности и мело действительности языка.
Развитие речи
Пользуясь текстом баллады Ф. Вийона и поданами иллюстрациями, устно опиши портрет человека, жившего в Средние века.
Какими были ее убеждения?
Что в ее образе близкий нам?
Обобщение
Каким предстает жизнь человека в балладе французского поэта Франсуа Вийона?
Найди в тексте признаки баллады. Либо признаков в ней нет? Какое впечатление создает баллада?
Творческий проект
Выбери тему баллады (любовь, защита интересов, преодоление препятствий).
К кому будет обращена баллада, кому адресована? Какие выводы сделает герой? Выбери ритм и рифмы, следуя Франсуа Вийона. Сохрани общую юмористическую интонацию средневекового поэта.
Запиши свой текст в тетрадь. Это и будет третий раздел твоего литературного произведения.