ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

9 КЛАСС

 

МОЛЬЕР

 

МЕЩАНИН-ШЛЯХТИЧ

 

Действующие лица:

Господин Журден, мещанин

Госпожа Журден, его жена

Л ю с и л ь, их дочь

К л е о н т, юноша, влюбленный в Люсиль

Дорімена, маркиз Дорант, граф, влюбленный в Дорімену

Н и к о л ь, горничная в доме господина Журдена

К о в ’ есть л ь, слуга Клеонта

Учитель музыки

Ученик учителя музыки

Учитель танцев

Учитель фехтования

Учитель философии

Кравец

Помощник портного

Двалакеї

Действующие лица балета

В первой действия

Певица

Двое певцов

Танцоры

Во втором действии

Ученики портного (танцуют)

В третьем действии

Повара (танцуют)

В четвертом действии

Трое певцов

Турецкая церемония

Муфтий

Турки, помощники Муфтия (танцуют)

Дервиши (поют)

Турки (танцуют)

В пятом действии

Балетнацій

Действие происходит в Париже, в особняке господина Журдена.

Действие первое

Действие происходит в доме уважаемого буржуа господина Журдена. Было у этого господина все: деньги, семья, здоровье. Но ему этого оказалось мало. Он решил стать аристократом.

Ява И

Сразу появляются двое учителей - танцев и музыки - и ждут появления Журдена, который дает обед в честь одной знатной особы. Учитель танцев. Теперь у нас с вами дел непочатый край. Учитель музыки. Еще бы! Мы нашли именно такого человека, которая была нам нужна. Господин Журден с его бредом стать дворянином и научиться светского поведения - это для нас просто находка.

Они еще долго продолжали разговор в этом духе, и наконец сошлись в главном: благодаря Журдену и его прихотям на них начали обращать больше внимания.

Учитель музыки. ...Он нам будет платить за других, а они нас вихвалятимуть за него.

Ява II

Хозяин дома появляется в цветном халате и ночном колпаке. Журден уверен, что он выглядит очень элегантно. Ведь на нем такой хороший, индийский, халат, а еще новые красные бархатные штаны и зеленый бархатный камзол. Учителя друг перед другом начинают восхвалять прекрасный внешний вид господина Журдена, ведь от их оценки зависит гонорар. Потом Журден прослушал новую арию, которая, по его мнению, была печальной, и пропел в ответ бессмысленную песенку про овечку.

Учителя еще некоторое время нахваливали мастерство господина Журде - на в вокале и танцах. Конечно, после этого ему было предложено аайнятися и этими видами искусства.

Действие второе

Явы И-III

Учителя имели большой успех у Журдена, поэтому спешили этот успех закрепить: музыкант советовал устраивать еженедельно домашние концерты; учитель танцев взялся научить хозяина менуэта - найми шуканішому танца аристократов.

Появляется учитель фехтования.

Хозяин просит учителя музыки и учителя танцев, чтобы они остались посмотреть, как он фехтует.

Учитель фехтования убеждает Журдена, что самое важное - научиться наносить удары так, чтобы самому их не испытывать. Учителя танцев и музыки не соглашаются с ним - спор быстро превращается в схватку.

Яви IV-VI

Входит философ, чье появление, по мнению Журдена, должен остановить драку. Но мастер слова неудачно предложил свои уроки и был избит вместе с другими.

Философ все же начинает свой урок. Хотя хозяин отказался изучать логику и этику - очень сложными показались они Журдену. Поэтому философ начал обучать его правописания.

Уважаемый буржуа открыл учителю большую тайну: он тайно влюблен в одну знатную даму. Поэтому попросил философа написати ей хорошего письма. На что тот с радостью согласился. Впрочем, как он не пытался, не смог улучшить создан Журденом текст: «Прекрасная маркизо! Ваши прекрасные глаза пророчат мне смерть от любви».

Яви VII-X

Появляется кравец, и философу приходится уйти.

Журдена одевают в новый костюм. При этом ученики портного не жалеют комплиментов, за что и получают от хозяина немалую сумму денег. Тогда ученик портного называет Журдена ясновельможный, за что и получает деньги. А сам господин делает вывод: «Вот оно что значит убираться так, как убираются знатные особы».

Действие третье

Явы И-III

В новом наряде Журден решает прогуляться по улицам Парижа. Но его жена решительно отрицает: он и без того стал предметом шуток половины города. Госпожа Журден начинает смеяться с человека. Ведь зачем учиться фехтованию, если не собираешься никого убивать? Зачем учиться танцу, если ноги уже еле передвигаются? И никакие доводы мужа не могут ее убедить.

Тогда Журден говорит, что жена ничего не понимает. Она даже не знает, что разговаривает прозой. Он начинает объяснять Николь, как надо проиВНОсить звуки. Жена на все его объяснялки отвечает, что это ерунда, и учителей надо вообще выгнать из дома.

Госпожа Журден обвиняет в странностях мужа его высокопоставленных друзей, которые все чаще начали появляться в их доме.

И сам Журден был убежден, что дружба с этими людьми дает ему значительные пре-ро-га-тивы.

Яви IV-VI

Прибыл граф Дорант - он был именно из числа многоуважаемых друзей Журдена. Это был обедневший дворянин, хотел поправить свои дела женитьбой с маркизой Доріменою. Но ухаживания требовало денег, поэтому граф умело использовал Журдена, зная о его чувствах к маркизы.

Появившись на пороге дома, он поразил всех изысканными комплиментами новом одежды хозяина. Потом сказал, что утром имел разговор относительно Журдена в королевской опочивальне. Подготовив таким образом почву, он попросил одолжить ему денег (хотя уже

имел долг перед хозяином дома). За это, конечно, обещал замолвить слово за Журдена перед королевскими особами.

Кроме того, гость пояснил, что занимает у господина Журдена, потому что он его лучший друг и боится, что Журден обидится, если он одолжит у кого-то другого.

На протяжении всего разговора госпожа Журден думала, какой же ее муж дурак.

Дорант говорит, что он отдал маркизе подарок Журдена - бриллиантовый перстень. Он настаивает на том, чтобы господин Журден больше дарил маркизе подарков, потому что женщины это очень любят. Дорант рассказывает, что он сам ухаживал за маркизой, а когда узнал о любви к ней Журдена, то решил ему помогать в «сердечных делах».

А тем временем госпожа Журден просит Николь подслушать, о чем разговаривает ее муж с Дорантом.

Яви VII-XII

Госпожа Журден более всего заботилась о судьбе дочери. Люсиль будто отвечала взаимностью на чувства молодого человека по имени Клеонт. Госпожа Журден была заинтересована в этом браке, поэтому отправила служанку за юношей и советовала ему идти просить у Журдена руки Люсиль.

Николь приходит к Клеонта, но он вместе с Ков'єлем ее выгоняет и приказывает передать зрадливій барышне, что ей больше не удастся его обмануть. Николь ничего не может понять и бежит скорей к Люсиль.

Люсиль и Николь спрашивают у Клеонта и Ков'єля, что случилось. Видимо, они на них злые, потому что смущены сегодняшней встречей. Клеонт отвечает, что рвет все отношения с Люсиль, а Ков'єль его иідтримує: «А куда он, туда и я».

Люсиль пытается объяснить Клеонту, почему она уклонилась от встречи с любимым, но он не хочет и слушать.

Клеонт приходит к Журдена, чтобы попросить руки его дочери. И здесь возникает проблема. Хотя юноша был первым и единственным претендентом на руку дочери, и он не отвечал главному требованию буржуа - Клеонт не был дворянином. Журден отказывает Клеонту, и никакие доводы жены относительно того, что они сами простого происхождения, не действуют на господина.

«Довольно болтовни! - раздраженно говорит Журден. - А все-таки наперекор всем вам, дочь моя будет маркизой! А как розізлите меня еще сильнее, то я из нее сделаю герцогиню!»

Юноша впадает в отчаяние. Но его верный слуга имеет план, как сыграть с Журденом неплохой шутку. Есть у него для этого и актеры, и подобающую одежду.

Яви XVI-XXI

Появляются граф Дорант с маркизой Доріменою. Граф имел намерения относительно маркизы. Для этого умело приписывал себе все подарки, которые делал женщине Журден. И в конце концов покорил сердце Дорімени. Звеселивши гостей приветствиями, Журден пригласил их к столу.

Действие четвертое

Явы И-III

Именно в то время, когда маркиза наслаждалась изысканными блюдами под аккомпанемент комплиментов чудаковатого буржуа, на пороге появляется разъяренная госпожа Журден. Она наконец поняла, что муж отправил ее к сестре для того, чтобы развлекаться в компании других женщин. Журден с Дорантом начинают убеждать женщину в том, что этот обед устраивает граф, но это ни сколько не успокаивает госпожа Журден. Досталось не только мужчине, но и маркизе, которая, оскорбленная, оставляет дом Журдена. Дорант спешит за Доріменою.

Яви IV-XIII

Когда знатные лица уходят, появляется новый посетитель. Это переодетый Ков'єль, что называется другом отца господина Журдена. Он рассказывает, что якобы покойный отец Журдена был настоящим дворянином. После такого заявления гость, конечно, мог рассчитывать на все, чего бы не пожелал. Он рассказывает Журдену о том, что в Париж прибыл его добрый приятель, сын турецкого султана. Он, по словам Ков'єля, без памяти влюбленный в Люсиль и собирается посвататься. А чтобы сделать будущего тестя равным себе, хочет посвятить его в мамамуші, то есть паладины - самый уважаемый сан в мире. Журден в восторге от такого предложения.

Под маской сына турецкого султана прячется переодетый Клеонт. Он говорит какую-то тарабарщину, которую Ков'єль якобы переводит. Муфтии и дервиши, прибывшие вместе с Клеонтом, хорошо повеселились на церемонии посвящения.

Действие пятое

Ков'єль рассказывает о все Доранту, и тот уговаривает Дорімену вернуться и насладиться интересным зрелищем. Граф с маркизой приветствуют Журдена с высоким титулом. Ему же хочется поскорее выдать дочь замуж за уважаемого турка. Люсиль долго сопротивляется, пока не узнает в женихе Клеонта. Тогда она делает вид, что повинуется воле отца. Госпожа Журден решительно отрицает, но Ков'єль прошептал ей несколько слов, после которых она также согласилась с решением мужа.

Журден торжественно соединяет руки новобрачных, давая родительское благословение на брак, а потом отправляет слугу за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решили воспользоваться и Дорант с Доріменою. Ожидая представителя закона, все наслаждаются спектаклем, что подготовил учитель танцев.

В знак примирения Дорант предлагает посмотреть балет, а Николь остается с Ков'єлем, который думает о том, что глупее человека, чем господин Журден, пожалуй, в целом мире нет.

Комедия заканчивается балетом.

Комментарий

Последняя пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670), не принадлежит к лучшим образцам творчества известного драматурга, но именно эта комедия пользовалась наибольшим успехом как при жизни автора, так и позже.

В этой комедии соблюдены все классицистические требования: относительно разделения пьесы на пять действий с четкой привязкой каждой из них до главных этапов развертывания сюжета; относительно трех единств, ведь все события происходят в парижском доме господина Журдена (единство места), в течение суток (единство времени) и сосредотачиваются вокруг личности главного героя (единство действия). Персонажи пьесы делятся на положительных и отрицательных, в их характерах четко очерчивается определенная доминирующая черта, а главная проблема, что ее ставит комедия, имеет воспитательную функцию.

Пьеса «Мещанин-шляхтич» впитывает в себя жанровые признаки распространенных в то время комедии характеров и комедии нравов. Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть морально-психологическое состояние героя, в комедии нравов высмеивались традиции, предпочтения определенного общественного слоя.

Мольер уже работал над пьесой, когда Людовик XIV приказал ввести в нее сцены с турецким балетом. Введя танцевальные сцены к своей комедии, Мольер смог, тем не менее, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии нравов. Носители обычаев - это все герои комедии, за исключением главного действующего лица - Журдена. Сфера обычаи - традиции, привычки общества. Персонажи способны выразить эту сферу только вместе (такими являются жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Дорімена). Все они наделены характерными чертами, но не характером; эти черты комически заостренные, но не нарушают правдоподобия.

Журден, богатый буржуа, который решил стать дворянином, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный характер. Его мечта определяет все его действия, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом жизни, но его представление об исключительности дворянства - лицемерные, поэтому из несоответствия суждений о величие и благородство знати и настоящей цены господствующего положения рождается сатира. Смеясь над Журденом, Мольер одновременно смеялся и над тем идеалом, который тот придумал для себя: как ни старался Журден измениться, все же оставался таким, каким был (одалживая графу деньги, он считает их до последнего су; во время ссор с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; изучая науки, выбирает ту из них, которая, на его взгляд, имеет практическую ценность). Однако жажда Журдена дворянства - не расчет хитрого буржуа, а искренняя мечта, которая полностью захватила его натуру. Это приводит даже к тому, что уважаемый господин Журден участвует в маскараде посвящения в сан «мамамуші».

В композиции пьесы ее карнавальный финал был направлен на осмеяние пошлой страсти - и господин Журден становится всеобщим посмешищем. Однако в этой атмосфере веселья все-таки звучат серьезные слова, выражающие позицию автора: на вопрос Журдена, есть Клеонт дворянином, жених Люси отвечает, что не является дворянином и не намерен присваивать себе дворянское звание; он горд тем, что шесть лет прослужил в армии, чувствует себя достойным человеком, которая полезна государству и обществу. Благородство Клеонта приобретенная его образом жизни и деятельности, тогда как поведение аристократов - графа Доранта и маркизы Дорімени - полностью лишили их той благородства, что была дана им от рождения.

Все музыкально-танцевальные вкрапления дополняют характеристики героев, подчеркивая те или иные их черты, создавая необходимый автору эмоциональный колорит, однако подлинное бессмертие комедии «Мещанин-шляхтич» обеспечил все-таки образ господина Журдена.