ОБ МУДРЕЦОВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Китайская философская проза берет свое начало со времен Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.) и его современников. Это была действительно странная эпоха, когда одна за другой появлялись на свет книги мудрецов, отражающих различные аспекты китайской духовной традиции. Имена Конфуция и Лао-цзы открывают эпоху классической древности, когда, как цветки расцветали одна за другой, множились и соперничали между собой философские школы, а обессиленный и измученный внутренними войнами Китай с надеждой прислушался к мудрецам.
Различными были учения, различными были и ученики. Если Конфуций течение многих веков именовался учителем нации, еще и сегодня символизируя китайское национальное единство, то Лао-цзы спустя несколько веков был включен в духовного пантеона всего человечества.
Однако какими бы разными не были философские школы Древнего Китая, они опирались на общую картину Вселенной, r центре которой можно поставить известную эмблему Великого Рубежа.
Словно два эмбриона, слились символы Темного и Светлого начал - Инь и Ян. Мягко, постепенно уменьшается и возрастает вторых; они не борются между собой, но дополняют друг друга, создавая гармонию Единства, поскольку не существует абсолютных Света и Тьмы.
Ничто человеческое не чуждо людям Древнего Китая: его история и философская мысль только по-своему расставляют акценты. Личное проступает на фоне общечеловеческого - именно поэтому китайские мыслители и вызвали такой неподдельный интерес у европейцев разных времен.
«Лунь Юй» - «Беседы и суждения» - один из древнейших, известных и уважаемых канонов конфуцианства, служил за основу обучения в Древнем Китае. «Лунь Юй», содержащего изречения Конфуция, записанные его учениками. Правители относились с недоверием к диковатой человека в простой одежде, поучала их, как вести государственные дела. Простые люди жаждали от его знаний практической основы, возмущаясь, что он не мог сказать, когда высаживать капусту в данной местности или как найти брод в реке. Что же это за мудрец! Его уважительное отношение к мудрым и благотворительных унижало его в глазах многих современников, а потомкам казались просто смешными, и напрасны его попытки приблизиться к существенному через внешнее. Однако непостижимым образом Конфуций оказался за пределами привычного связи времен. Всегда обращен мыслями к глубочайшей древности, он оставался и сугубо современным в каждую новую эпоху, и даже в XX в. вокруг его имени поднимаются страсти.
«Дао Дэ Цзин» - древний даосский мистический текст. Согласно традиции он был написан основателем даосизма Лао-цзы (VI в. до н. э.), когда тот после долгих лет духовного совершенствования, наконец, нашел Путь и хотел покинуть Китай, или податься на Запад. Согласно другой версии этот памятник создан в IV-III вв. до н. э. и с Лао-цзы он не связан. О Лао-цзы вообще очень мало точных сведений, поскольку он пытался «учить», не оставляя следа, множество раз менял свое имя и немало лет провел отшельником в горах.
ИЗ «ЛУНЬ ЮЯ»
Учитель говорил: «Не переживаю, если люди меня не понимают. Переживаю, когда я не понимаю людей».
Учитель говорил: «Встретишь мудреца - подумай, как с ним сравниться. Встретишь дурака - загляни в себя».
ИЗ «ДАО ДЭ ЦЗИНА»
«Когда все в Поднебесье узнали, что красота - это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро - это добро, появилось и зло. Ибо бытие и небытие друг друга порождают, короткое и хорошо друг другом измеряются, высокое и низкое друг к другу тянутся, звуки и голоса друг друга сопровождают, «до» и «после» друг за другом идут...»