ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 10

ТЫ ОСВЕТИЛ ДЛЯ СМЕРТНЫХ ПУТЬ

 

Тема: Прославление цивилизации в мифе. Причины популярности образа Прометея.

Все искусства у людей от Прометея.

Эсхил

Прометей привил людям стремление к постоянной работе, научил их, собственно говоря, верить мечты.

Аза Тахо-Годи

Цель: совершенствовать умение кратко пересказывать текст произведения, составлять характеристику образа литературного героя на основе его поступков и поведения, раскрыть причины популярности образа Прометея, воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование и материалы: выставка ученических рисунков, выставка произведений о Прометее (Эсхила, Овидия, Гете, Байрона, Леси Украинки, А. Малышка), музыкальные произведения (В. Скрябина, Ф. Листа, Г. Вагнера).

Тип урока: изучение художественного произведения.

 

Ход урока

1. Объявление темы урока.

 

2. Игра «Ты - мне, я - тебе».

Методический комментарий. Цель этой игры - актуализация опорных знаний учащихся, проверка знания текста мифа, формирование умения с помощью сжатого пересказа воспроизводить события. Для

проведение игры можно использовать мягкий предмет (мячик, игрушку и т.п.). Учитель (ведущий) зачитывает цитату и передает предмет ученику, который должен продолжить ее. При условии правильного ответа предмет передается другому ученику. Если нет правильного ответа или она неточна, - предмет передается учителю (ведущему) и выбирается другой ученик.

Задачи. Продолжая цитату, кратко перескажите содержание.

1. «Люди, только-только расселились по земле...».

2. «Зевс и не смотрел на нуждающихся людей, а те...».

3. «А умный и мужественный Прометей сам стал на сторону Зевса».

4. «Прометей имел благородное, большое сердце...».

5. «А громовладний Зевс и дальше не обращал внимания на людей».

6. «Титан так болел за судьбу смертных, что прибег даже к хитрости».

7. «Разозлился Зевс, поняв, как обманул его Прометей...».

8. «Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей...».

9. «А Прометей, оказавшись в Зевсу дома...».

10. «С тех пор... на земле ...».

11. «В безумном исступлении Зевс повелел...».

12. «Осуществить эту кару Зевс поручил...».

13. «Ни словом не отзывается гордый богоборець...».

14. «Взгляните, как Зевс наказал меня за то, что...».

15. «... прилетели на большой крылатой колеснице ......

16. « ... спешил на большом крылатом коне сам старый ...».

17. «Как-то до Кавказских гор заблудилась несчастная ...».

18. «Но Прометей не мог раскрыть ей великой тайны ...».

19. «Наказан Прометей не только не покорился, а даже ...».

20. «Неожиданно раздался оглушительный гром...».

21. «... отец всех бессмертных и смертных придумал ему еще более тяжкую кару...».

22. «Ни разу не просил он пощады в Зевса, не отрекся от своей привязанности к смертным...».

23. «С Зевса воли пошла к своему сыну сама богиня Фемида...».

24. «Услышав вещие слова, спохватился Зевс...».

 

3. Работа с эпиграфами.

 

4. Обращение к выставке ученических рисунков.

 

5. Эвристическая беседа (на понимание прочитанного):

• Почему Прометей сжалился на людей? Как это его характеризует?

• Опираясь на текст мифа, раскройте смысл высказывания Эсхила «Все искусства у людей от Прометея».

• А как к людям относился Зевс? Почему?

• Объясните причины нарушения Прометеем Зевса запрета.

• Какую казнь придумал Зевс Прометею?

• Как сносил наказание титан? Какие черты характера проявил Прометей?

• Почему титан не хотел покориться и рассказать тайну Зевсу? На каких личностных качествах верховного бога акцентируется внимание читателя?

• Сравните образы Прометея и Зевса. Какой художественный прием использован для сопоставления героев?

• Какое средство художественной выразительности положено в основу мифа? Докажите свое мнение.

 

6. Коллективное составление сравнительной таблицы образов Зевса и Прометея

 

Сравнительная таблица образов Зевса и Прометея

ЗЕВС ПРОМЕТЕЙ

Представитель силы, могущества богов Представитель слабости, незащищенности людей

Громовержец, всевластный, отец смертных и бессмертных, самовластный, неумолимое сердце Благородное, большое сердце, найбла-городніший среди бессмертных, непокоренный,гордый

Равнодушен к людям Благодетель человечества (создал людей из глины, научил всех ремесел и искусств принес людям огонь)

Жестокий (наказал титана) Добрый (сочувствовал и помогал людям) и мужественный (достойно выносит пытки)

Властный, несправедливый (чтобы выведать тайну у Прометея, применяет жестокие средства) Непокорный и гордый (не просит пощады в муках)

Неблагодарный (не обращает внимания на то, что Прометей помог ему в войне 3 титанами) Стойкий, неумолимый (не открывает тайны Зевсу)

БОГ - ТИРАН ТИТАН - ТИРАНОБОРЕЦЬ, БУНТАРЬ

 

7. Прослушивание музыкальных фрагментов (О. Скрябин «Поэма огня», Ф. Лист «Прометей», Г. Вагнер «Прометей»).

 

8. Слово учителя о причинах популярности образа Прометея в литературе.

 

Материал для слова учителя

 

За горами горы, окутанные облаком,

Засеяны горем, кровию политы.

Испокон Веков Прометея

Там орел карает,

Что день божий,

Долбал ребра

И сердце разбивает.

Разбивает и не выпьет

Живительной крови, -

Оно снова оживает

И снова смеется -

 

Так начинается поэма «Кавказ» Тараса Григорьевича Шевченко.

Прометей открывает галерею так называемых «вечных образов», к которым постоянно обращается человечество. Так, древнегреческий драматург Эсхил посвятил титановые ряд трагедий, из которых сохранилась только одна - «Прометей прикованный». За новой эпохи образ Прометея находим у немецкого писателя Гете, английского - Шелли, он вдохновлял знаменитых мастеров кисти Микеланджело, Тициана, Рибейру, Сальватора Розу, композиторов Бетховена, Листа, Танеева, Скрябина. С некоторыми из этих произведений мы будем знакомиться в старших классах. Сегодня же поговорим о том, как прославили Прометея в Украине. Вспомним произведения выдающихся мастеров слова, которые принадлежат к разным эпохам, но которые, впрочем, объединены образом титана - богоборца.

Прометеївські мотивы звучат во многих произведениях Великого Кобзаря - Т. Г. Шевченко. «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь», - скажет о себе в ссылке украинский Прометей. В поэме «Кавказ» ... люди, которые поднялись на защиту своих прав, - это «рыцари большие». Утверждая их непобедимость, Великий Кобзарь вспоминает мифического Прометея. Поэт возвеличивает не одного героя, борца против тирании, а мужественный народ, который не покорился завоевателям. Образ Прометея должен был пробудить непримиримость в борьбе, готовность к самопожертвованию, веру в окончательную победу.

 

Не умирает душа наша,

Не умирает воля.

И несытый не распахивать

На дне моря поле.

Не скует души живой

И слова живого... -

 

Провозглашает поэт, вспомнив непокорность и бессмертие Прометею.

Через век другой украинский поэт Андрей Малышко обратился к образу мифического титана - богоборца в своей поэме «Прометей» , которая переносит читателя в годы Великой Отечественной войны.

«Русыми Прометеем» называет писатель советского воина из далекой Смоленщины. Раненого, нашли его украинские крестьяне, спасли от смерти, заботились о нем. Но приходит враг, угрожает уничтожить все село...

 

И он шагнул вперед два шага:

- Стреляй! Разведчик я. Солдат.

 

Так раскрывается в поэме идея прометеїзму: жить ради людей и умереть за людей. Подвиг безымянного разведчика за своим величием перекликается с древним мифом о титане, который принес людям огонь и знания, страдал от наказания бога - тирана, но не покорился.

... Среди многочисленных даров титана людям было и открытие искусства письма, искусства слова. Прометей дал человеку силу творить, а значит, властвовать над миром, разбудил ее дух. Вот как об этом сказала поэтесса, которая называла себя дочерью Прометея, Леся Украинка:

 

... А кто создал нас?

Кто дал нам душу и святой огонь?

Ты, Прометей, наследство нам оставил

Большой, незабываемый! Тая искра,

Что ты добыл для нас от заздрих олимпийцев,

Я слышу пал ее в своей душе,

Он, словно пламень пожара, непокорный...

Леся Украинка, еіфігенія в Тавриде»

 

9. Эвристическая беседа (обобщение материала).

• Выразите личное отношение к Прометею, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа.

• Подумайте, в чем заключается величие подвига Прометея.

• В чем, по вашему мнению, заключается секрет популярности образа Прометея?

 

10. Подведение итогов урока.

 

11. Домашнее задание.

Дать письменный ответ на вопрос:

1. Кого мы называем Прометеем сегодня?

2. Что означает выражение «гор прометеев огонь»?

3. Индивидуальные задания. Подготовить небольшую презентацию одного из подвигов Геракла.