ЛИТЕРАТУРА 1871-1914 ГОДОВ
«НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ МОЙ ВОЗРАСТ ТЕЧЕТ»
Нас окружает застойное, тяжелый воздух. Старая Европа впадает в спячку в такой гнетущей, затхлой атмосфере... Мир погибает, задушенный своим пугливым и подлым эгоизмом. Мир задыхается. Откройте же окна! Впусти вольный воздух! Пусть на нас повеет дыханием героев.
Ромен Роллан
На рубеже XIX-XX веков Европа жила тревожным ожиданием перемен. Франко-прусская война (1870 - 1871), которая велась во имя «высших» интересов Франции и Германии, властно изменила течение времени и ход исторических событий не только в Европе.
18 марта 1871 года рабочий люд Парижа, доведенный до отчаяния политикой правительства, восстал. Так начиналась Парижская коммуна - первая пролетарская революция.
В этот же день (в истории случаются такие совпадения) произошло другое важное событие: в старинной резиденции французских королей - Версале - прусский король Вильгельм i был провозглашен германским императором. Так было завершено объединение Германии.
Война и революция встретились по воле истории в одном отрезке времени и пространства, словно символизируя характер XX века - века войн и революций.
10 мая 1871 года во Франкфурте-на-Майне было подписано мирное соглашение, согласно которому Германия получала Эльзас, Восточную Лотарингию и контрибуцию в 5 млрд. франков. Франция вынуждена была смириться со своим национальным позором.
21 мая 1871 года кушетке (политические и идеологические противники Парижской коммуны) вошли в Париж, который мужественно обороняли коммунары. Силы были неравные: версальцям помогали войска Вильгельма. 28 мая 1871 года Парижская коммуна перестала существовать.
Таким был полон тревог и трагедий канун XX века - тот рубеж веков, который выбрал своих певцов и определил судьбу их самих и их произведений.
Парижскую коммуну воспели, превоВНОсят, прославили и увековечили в своих произведениях Луиза Мишель, Этьен Каржа, Эжен Потье, Пробужденные грозовыми событиями, они создали прекрасную в своей искренности литературу, озаренную щедрым солнцем надежды.
И эти же самые исторические потрясения способствовали появлению художников, которые стремились услужить лишь красоте поэтического слова, стояли в стороне от бурных событий и служили не идеологиям, а искусству. Одни из них признавали важнейшим «музыку в слове» (Поль Верлен), другие считали, что искусство не выражает ничего, кроме самого себя (Оскар Уайльд).
Однако, воплощая различные по своей природе и сути художественные принципы, эти тенденции в целостном литературном портрете суток равноправны и дополняют друг друга. Подтверждение этого - художественный опыт натурализма, реализма и символизма.
Натурализм возник в последней трети XIX века. Большую роль в его формировании сыграла философия Огюста Конта, одного из основателей позитивизма. Конт считал: ни философия, ни наука не имеют права выяснять причину явлений, происходящих в окружающем мире, а могут лишь констатировать, как именно происходят эти явления в природе и обществе; поэтому, за Контом, наука должна опи-титься не сущности событий и явлений, а только фактами бытия. Большое влияние на формирование натурализма имели также успехи естественных наук, прежде всего в области экспериментальной медицины и физиологии: именно в это время эксперимент противопоставлялся всем другим методам познания.
Художники - натуралисты ставили себе цель изучать общество так же досконально, как ученый исследует природу и ее законы. Они интересовались бытом человека, его физиологической природой, обыденными явлениями, пытались писать под диктовку жизни». Именно потому, что художественное произведение рассматривался ими как «человеческий документ», и возникали романы вроде «Терезы Ракен» Эмиля Золя.