ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.
ШТРИХИ К ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА
Я нал всем, что сделано, ставлю «nihil»...1
В. Махновский
Пусть буду классик, а не футурист.
Певец рыбаков, меда и Навзікаї2,
Но в жизни и я свой, может, талант
(Когда он есть) по ветру не богатства.
М. Рыльский
В истории мировой культуры каждая эпоха, каждый век имеет свое лицо и весомые достижения. Интересно наблюдать, как специалисты по культуре определенной эпохи на научных конференциях или симпозиумах с жаром отстаивают неординарность и незаурядность своего объекта исследования, своей эпохи. Скажем, знатоки античной литературы убедительно и аргументировано доказывают, что без творческого вклада художников Древних Греции и Рима невозможно и представить мировой культурный процесс. Вне всякого сомнения, они будут правы, потому что европейская (в том числе и украинская) литература опиралась на античные традиции. Исследователи литературы эпохи реализма самым лишь перечнем имен великанов мировой литературы - Стендаль, Бальзак, Достоевский. Толстой - заставят аудиторию уважительно признать неоспоримый факт: эта эпоха является одной из основных и чрезвычайно плодотворных в мировом литературе... Когда же речь идет о литературе и культуре XX в., все признают, что сложнее, противоречиво-более драматичную и трагически-более оптимистичной эпохи мировая культура ранее не знала. В то же время без ее активе, в частности, без знаковых явлений - авангардизма, модернизма, постмодернизма - современной литературы просто бы не существовало. То какими же были характерные черты, определившие историко-литературный портрет XX века?
Для умонастроений, господствовавших в обществе в конце XIX ст. (период «fin du siecle»3), характерны: нервозная обостренность чувств и изящно-меланхолических переживаний; декадентский сплин, пессимизм и усталость от жизни; трагические противоречия между эйфорией ожидания будущего нешуточный страх перед ним, предчувствие «порога», то не известных катаклизмов и катастроф. Катаклізмн и катастрофы не заставили себя ждать, причем даже большие и невідворотніші за обещанные в самых мрачных прогнозах и антиутопіях...
1 В этой цитате В. Маяковского аккумулировалось умонастроение всего мирового авангарда - отрицание, нигилизм (от лат, nihil ничто, ничего) всего, что было раньше, прежде всего культурной традиции.
2 Навзікая (Навсикая) - героиня поэмы Гомера «Одиссея», здесь - символ девичьей чистоты, идеал женщины, воплощение мечты.
3 Конец века (букв, с фр.).
Конечно, человечество и раньше знало, что такое война, но что такое мировая война к XX в. оно еще не знало. Катастрофа Первой мировой войны 1914 1918 гг., в которой участвовали 33 страны из 59 суверенных государств мира, а 1,5 млрд населения планеты попало к милитаристской «мясорубки», которая унесла и искалечила жизни более 30 млн человек, все это оставило в памяти человечества ужасные шрамы, что не зарубцевались и по сей день. Кроме того, в Российской империи, в которую тогда входила большая часть Украины, в начале XX в. произошли кровавые и разрушительные революции (1905, 1917). а также гражданская война, когда брат шел на брата, отец убивал сына, а сын предавал отца.