ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ПАТРИК ЗЮСКИНД

(родился в 1949)

ПАТРИК ЗЮСКИНД

Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 года в Амбасі у Штарнберзького озера в Германии. Был вторым сыном известного публициста Вильгельма Эммануэля Зюскинда. Детство будущего писателя проходило в баварском городке Холцхаузен, где сначала он посещал сельскую школу, а затем гимназию. По окончании школы и альтернативной службы в армии Зюскинд начал изучать историю в Мюнхене и зарабатывал деньги любой работой, что попадалась ему (работал в патентном отделе фирмы «Сименс», тапером в танцзале, тренером по настольному теннису).

В течение 1974 года Зюскинд посещал лекции «Aix-En-Provоnсе» и совершенствовал свои знания французского языка, литературы и культуры. После этого он зарабатывал себе на жизнь написанием сценариев. Вместе с режиссером Гельмутом Дітлем было написано сценарии к двум успешным телевизионным фильмам «Кир Рояль и Монако Франц» и «Россини, или Вопрос кто с кем спал».

Первый успех на театральной сцене пришел с написанием «Контрабаса» (1980). Через пять лет (1985) с романом «Парфюмер» (вышел в издательстве «Диоген») к Зюскинда приходит мировая слава. После выхода романа «Парфюмер. История одного убийцы», который был переведен на 33 языка и более восьми лет держался в списке бестселлеров, имя Патрика Зюскинда стало культовым.

Написанию предшествовала кропотливая подготовительная работа: автор объехал места действия будущего романа, довольно долгое время вникал в секреты парфюмерии в фирме «Фрагонард», и, наконец, изучил большое количество литературных и культурологических источников, которые он щедро использовал в романе.

Вслед за феноменальным успехом романа «Парфюмер» появляются новые, не менее значительные книгу «Голубка. Три истории и одно наблюдение» (1987) и «История господина Зоммера» (1991). Постепенно Патрик Зюскинд становится известным драматургом, прозаиком и автором сценариев. Его антигерои имеют одну общую черту, а именно: сложности в жизненном поиске и в общении с другими людьми. Они «особые», то есть от опасного мира предпочитают прятаться в маленьких комнатах.

Зюскинд должен был не только естественный наклон к литературному творчеству, но и генетическую предрасположенность: его отец был знаком с семьей Томаса Манна, писал литературные тексты и работал в разных газетах, последней была «Sueddeutsche Zeitung». Кроме того, отец Патрика Зюскинда вел добропорядочный образ жизни и был известен своим гостеприимством и своими «чайными вечерами», на которых малый Патрик, развлекая гостей, должен был демонстрировать свое умение играть на пианино.

Вообще, музыкальное образование сыграло, очевидно, немалую роль в развитии мальчика, но оставила и травмирующие воспоминания. Не только произведение-монолог «Контрабас», но и: автобиографическая «История господина Зоммера» является примером подобного щемящее опыта в его жизни. Если П. Зюскинд в своих произведениях снова и снова возвращается к теме искусства, становление гения и его катастрофы, то возникает предположение, что так же как его ранний опыт неудач в искусстве, так и протест против отца нашли свое отражение в его книгах. Когда Зюскинд в «Истории господина Зоммера» через своего главного героя проиВНОсит знаменитое «Да оставьте же вы меня наконец в покое!», становится ясно, что это говорится так же горячо и самим автором. Зюскинд охарактеризовал свое писательство как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», чего требовала литературная критика. Относительно своего самого успешного романа «Парфюмер» Зюскинд также продемонстрировал свое отношение. «Написать такой роман ужасно. Я не думаю, что сделаю это еще раз»,- признался он в 1985 году. Его скромность и скрытность имеют свои принципы.

Сотрудники издательства, которое выпустило книгу «Голубка. Три истории и одно наблюдение», пришли к выводу, что автор - тонкий психолог, который наделен тонким юмором. Патрик Зюскинд в своих произведениях рисует: ситуации, которые не могли бы случиться с рядовыми: людьми: старый боится голубя, поэтому не может пойти домой, и вся его налаженная жизнь рушится; человек, который считает себя ученым:, пишет предсмертную записку, в которой говорит о конце света, который наступает с окончательным закрытием створок раковины над миром... Это произведение направлено на раскрытие сложностей человеческой души. А возможно, просто истории больных людей. Большинство героев Зюскинда - люди с отклонениями от общепринятой нормы, это умственная неполноценность или физический изъян.

В личной жизни Патрик Зюскинд очень своеобразный человек. Веет очень стеснительный, никогда не дает интервью, совершенно закрытый человек. Итак, «Контрабас» написанный им «из себя самого».

Этим не исчерпывается «оригинальность» писателя: он придерживается відлюдненого образа жизни, живет то в Германии (Мюнхен, Штутгардт), то во Франции, преимущественно в Мансардані, а сейчас постоянно проживает в Кельне.

Через свой потайной стиль жизни, постоянные отклонения предложений интервью и официальных заявлений относительно его творчества в литературном процессе пресса называет его «Фантомом немецкой развлекательной литературы».

«Парфюмер»

Роман «Парфюмер» сделал Зюскинда в 1985 году одним из самых известных и найуспішних писателей современной немецкой литературы. Роман и на сегодня остается одной из наиболее популярных книг среди читателей Европы и Северной Америки. Патрик Зюскинд относится к числу наиболее знаковых фигур конца XX века. Правда, нередко его называют автором одного произведения - «Парфюмер» (переведен более чем на 33 языках мира) остается в списке бестселлеров несколько лет.

«В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, которая принадлежала к числу самых гениальных и самых отвратительных фигур этой эпохи». Так начинается роман-притча «Парфюмер» немецкого писателя Патрика Зюскинда. У книги есть подзаголовок - «История одного убийцы». Однако книга выходит за рамки легенды, исторического детектива или психологической драмы. «Парфюмера» можно сравнить с признанным шедевром «Имя Розы» ПАТРИК ЗЮСКИНД. Хотя объем романа Зюскинда небольшой, а его интрига не так запутана, он такой же гениальный и так же держит читателя в напряжении.

Зюскинд взялся доказать, что гений и преступление - вещи совместимые. Он подводит читателя к мысли о том, что сила гения может быть созидательной или разрушительной зависимости от того, что сопровождает его - любовь или ненависть. Если гений избирает путь зла, безмерна сила его таланта уничтожает его самого и не оставляет ничего полеВНОго для мира. Поэтому история и не сохранила имен таких людей.

В Украине и России писатель и драматург Патрик Зюскинд известен сравнительно недавно. Зато мы за короткое время познакомились сразу со всем его творчеством. В Москве в постановке театра Константина Райкина «Сатирикон» увидела свет пьеса Зюскинда «Контрабас», и вышли сразу несколько его романов, переведенных с немецкого языка. И хотя в театрах европейских столиц часто ставят его пьесы, а книги разошлись по многим странам, «Парфюмер» все-таки считается наиболее популярным произведением писателя.

Именно благодаря роману «Парфюмер» творчество Патрика Зюскинда течение последнего десятилетия захватила всю Европу и даже Америку, а самого автора признали классиком уже при жизни. Его книги с восторгом приняли даже французы, которые традиционно очень холодно относятся к литературным поискам своих соседей. «Международные издательские общества безумно влюбились в этот роман, который прямо-таки благоухает успехом»,- писала парижская «Liberation». Французы простили автору даже тот факт, что он поселил своего злодея во Франции и что все герои этого романа крайне несимпатичны.

Сюжет напоминает легенду или выписки из исторической хроники. Благодаря счастливой случайности главный герой Батист Гренуй не был убит матерью-старчихою при рождении. Он вырос без любви и забота в кормилицы, с детства работал как вол и долгое время его единственным стремлением было выжить на биологическом уровне.

«Гренуй» в переводе с французского означает «лягушка». Герой и похож на отталкивающую существо в человеческом обличье - жестокий, ловкий, он обладает невероятным для человека обонянием. Как лягушка, он - «хладнокровный», но чувствует тепло живой плоти. Как животное, он убивает не из ненависти или зависти, а для того, чтобы выжить.

Есть немного книг, которым удается изменить образ жизни своих читателей. Познакомившись с «Парфюмером», даже самые рьяные ненавистники духов и одеколонов обычно стали посетителями парфюмерных салонов, чтобы тщательно перенюхати десяток-другой флакончиков. А если заложить между страницами романа полоски бумаги, пропитанные различными элитными духами,- то вы еще глубже погрузитесь в атмосферу этой удивительной книги.

Зюскинд открывает нам тайну человеческих отношений. Запах, считает автор, влияет на наше подсознание и вызывает в нас те или иные чувства, хотя мы даже не догадываемся о их источник.

Именно такое открытие делает Гренуй и учится воспроизводить любые ароматы, а потом и чувства. Открытие Гренуя приводит к катастрофическим последствиям. Один из них заключается в том, что герой не оставляет нам чудотворного рецепта: мы обречены догадываться о его составе и самостоятельно искать этот божественный запах любви...

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Контрабас» (1980), «Парфюмер. История одного убийцы» (1985), «Голубка. Три истории и одно наблюдение» (1987), «История господина Зоммера» (1991).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Маркин А. Немецкая литература XX века // Энциклопедия для детей: В 35 т.- М., 2001.- Т. 15. Всемирн. лит. Ч. 2. XIX и XX.- С. 454-457.;

2. Немецкая литература после 1945 года // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М.Толмачева.- ... 2003.- С. 503-535.