ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗРИНИ, Миклош

(1620 - 1664)

ЗРИНИ, Миклош - творчество писателя

ЗРИНИ, Миклош (Zrinyi, Miklos; автонім: Зринский, Николай - 1620, Ксаквар - 18.11.1664, Кскторнья) - венгерский поэт.

Выдающийся барочный поэт Венгрии, Зрини был крупным магнатом из вельможного (хорватского происхождения) рода, известного своей непреклонной борьбой с турецкими по-войовниками. Рано потеряв родителей, Зрини воспитывался у иезуитов, проживал в Италии. Он получил прекрасное образование, учился в университетах Ґраца, Вену и в Италии. Его наставником был Петер Пазмань, архиепископ, который с детства поощрял Зрини к литературе. Поэтому и не удивительно, что Зрини довольно рано начал писать (на венгерском языке), следуя поэтов итальянского барокко. Но сильнее от теологических и верноподданническим поучений Пазманя на духовное развитие юноши повлияла патриотическая семейная традиция и реальная турецкая угроза, что нависла над Венгрией и Хорватией. Живя в своем приграничном с турками имения, Зрини с 18-летнего возраста отражал их нападения.

Мысли и чувства, вызванные этой постоянной угрозой и напряженной жизнью воина, и побудили Зрини к написанию эпической поэмы «Сігетське лихолетье»(1645-1646), которая стала самым значительным литературным памятником венгерского барокко. Поэма вышла в свет в Вене в 1651 p., а брат поэта одновременно перевел ее на хорватском языке. В ее пятнадцати песнях Зрини с живописной выразительностью и драматизмом рассказал о знаменитом защита крепости Сигет дедом поэта, также Миклошем Зрини, от войск турецкого султана Сулеймана II.

Торжества поэмы придает осознание Зрини огромной важности изображаемых событий для судьбы родины. За то битва турецкого и венгерско-хорватского войск под стенами Сігета, в историческом аспекте эпизод недругорядний, под пером Зрини вырастает в грандиозную освободительную битву, в которой решается судьба венгерского и хорватского народов. Участники этой битвы превращаются в конце почти в мифологических героев, на помощь которым спешит даже небесное воинство.

В зображально-поэтических приемах Зрини опирался на существующую эпическую традицию. Исторический и легендарный колорит ему помогали воссоздать венгерские (латиномовні) и хорватские (Чрнко Крнарутич) поэтические обработки того самого сюжета, которые возникли в конце XVI ст. Эстетически авторитетные эпические мотивы и ситуации предлагали известные автору произведения итальянских писателей: Л. Ариосто, Т. Тассо, Дж. Марино. Однако в поэме Зрини - и в этом ее творческая самобытность - отсутствуют литературная «вторичность» и любая отвлеченность. Как бы не перебільшувалися иногда, не подгонялись под эпические образцы подвиги и образы его героев, описаниям их действий присуща полнокровная, неподдельная жизненность. Это и не удивительно: в Зрини сочетались талант эпического поэта с жизненным опытом солдата, даже полководца. Личная увлеченность сражениями с турками, знание военного быта и обычаев в значительной степени обусловили ту художественную наглядность (барочный «реализм», по определению венгерских литературоведов), которая является достоинством изобразительной мастерства Зрини.

В то же время от статического описательности военного профессионала его ограждает боевой патриотический пыл. Как в жизни Зрини неутомимо пропагандировал антитурецкое союз магнатов, так и своей поэмой он страстно хотел пробудить мужество, поднять соотечественников на врага. Отсюда - драматически напряженный нравственный пафос поэмы. Жизнь, считал поэт, должно служить великой цели; только тогда оно имеет оправдание перед вечностью и может даже воцариться над ней. Большой целью для него и его героев является защита отечества от иностранных угнетателей. Единство помыслов защитников Сігета порождает такую самоотверженную военную доблесть, что, хотя они все до одного погибают и крепость захватывает враг, моральная победа, по сути, остается за ними. Огромное турецкое войско дезорганізоване и удрученное, не имеет объединяющих его идеалов, а оставшись в конце без руководителя, окончательно распадается.

Мотив «побежденных победителей» и «побежденных, которые победили», совмещенный с размышлениями о «вечности» и «бренности» жизни, не раз возникает в этой поэме и в творчестве Зрини вообще, придавая ей какой-гіркотно окрашенной, но шля-хетної философской глубины.

Кроме своей поэмы и замечательных патриотических памфлетов (напр., «Целебное средство против турецкого дурмана», 1660), 3. написал несколько военных произведений - о новейшей организации армии, о качестве полководца. Зрини связывал свои надежды на отпор туркам с созданием национальной венгерской монархии. Этой идеей он руководствовался, когда писал «Размышления о жизни короля Матяша» (1656).

Литературную, политическую и военную деятельность Зрини оборвала неожиданная смерть: во время охоты его розшматував кабан. Молва - возможно, и небезосновательно - приписал эту смерть наемному убийце. Рассказывали, якобы в венском императорском дворце на почетном месте был кинжал с надписью: «Сей кабан и убил Миклоша Зрини».



По А. Россіяновим