ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЖЕРОМСЬКИЙ, Стефан

(1864 - 1925)

ЖЕРОМСЬКИЙ, Стефан - творчество писателя

ЖЕРОМСЬКИЙ, Стефан (Zeromski, Stefan - 04.10. 1864, Стравчин - 20.11.1925, Варшава) - польский прозаик и драматург.

Творчество Жеромского в целом опирается на реалистические традиции, но при этом во многих своих произведениях он выходит за их пределы и удается до современного ему современного художественного опыта, который представлен в его прозе вкраплениями натурализма, импрессионизма и неоромантизма. Наибольшая заслуга Жеромского заключается в дальнейшем развитии польского социально-психологического романа. Значителен его вклад и в развитие исторического романа. Заметное место в польской литературе рубежа XIX-XX вв. Жеромський занял и как драматург.

Родился писатель в селе Стравчині близ уездного городка Кельце. Его отец - Винцент Жеромський - был мелким шляхтичем, который не имел собственного имения и вынужден был зарабатывать на пропитание, арендуя чужую землю. Вскоре семья перебралась в другое село - Цекоти, в котором и прошли детские годы Стефана. Здесь он окончил народную сельскую школу, а с 1876 г. продолжил обучение в кельцькій гимназии. В 1879 г. умерла мать Жеромского, а через четыре года - отец. Оставшись без всякой материальной поддержки, Жеромський вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. В своем «Дневнике» он так писал об этих годах: «Я опустился почти на самое дно жизни. У меня нет ни копейки за душой и никаких проблесков на будущее... Уже больше недели я не обедал, и если бы только не обедал: не имел ничего во рту, кроме чая и хлеба» (запись от 9 мая 1887 p.). Постоянный голод подорвал и без того слабое здоровье Жеромского, у которого была наследственная болезнь легких. По этой причине он не смог сдать выпускные экзамены и окончил в 1886 г. гимназию, не получив аттестата зрелости. Но это не помешало ему поступить в том же году в Варшавскую Высшую ветеринарную школу. Здесь Жеромський принимал самое активное участие в студенческих кружках, диспутах, манифестациях. Его взгляды в это время формировались под значительным влиянием идей позитивизма, однако очень быстро Жеромський убедился в их исторической бесперспективности. На некоторое время он сблизился с национал-демократической партией, которая импонировала ему своей патриотической программой, потом сочувствовал идеям социалистов. Все это время он продолжал интересоваться литературой, внимательно следил за дискуссиями, которые развернулись между реалистами и модернистами.

В 1888 г. Жеромський вынужден был оставить Варшавскую школу. К этому его побудили тяжелые условия жизни, постоянные болезни и недоедания. Три года, с 1888 по 1891, он переезжал с места на место, ища работу домашнего учителя в помещичьих имениях.

Осенью 1889 г. в варшавских журналах были опубликованы три первые рассказы Жеромского: «Ах, если бы мне дожить», «Элегия»и «Собачий долг». В течение этого и следующего года Ж. написал еще около десяти рассказов. В 1895 г. ранние рассказы вышли в свет двумя сборками в Варшаве и Кракове - «Рассказы» («Opowmdania») и «Заклюют нас вороны» («Rozdziobiq. nas kruki, wrony»).

Характерным признаком ранних рассказов Жеромского является то, что, в отличие от своих современников, он не стремится изображать широкую, панорамную картину села, которому в основном посвящены его первые произведения, но зато социально-критический элемент в его произведениях более острый и бескомпромиссный. Среди ранних рассказов Жеромского выделяются три основные тематические группы: в первой раскрываются тяжелые условия жизни польского крестьянства, во второй - описываются характерные образы сельской и городской интеллигенции, в третий - поднимается тема национально-освободительной борьбы поляков.

Первые сборники рассказов сразу сделали Жеромского популярным. В начале 90-х pp. в Жеромского обострилась болезнь легких и перешла в туберкулез. После лечения в июле 1892 г. писатель уехал в Швейцарию, в городок Рапперсвіль, где ему обещали место помощника библиотекаря в польском музее. Незадолго до того он женился, и в Швейцарию поехал с женой - Октавии Родкевич и приемной дочерью. В библиотеке Жеромський работал 4 года, с 1892 по 1896. В эти годы Жеромський много путешествовал, посещал Милан, Дрезден, Париж, побывал в Альпах. В конце 1896 г. Жеромські вернулись в Польшу и поселились в Варшаве, где писатель вновь получил место библиотекаря, на этот раз при библиотеке Замойских, в которой он проработал с 1897 по 1904 гг. В период 1897-1899 гг. Жеромський создал три объемные прозаические произведения. Это повести «Лучи» («Promien», 1897) и «Сизифов труд» («Syzyfowe prace», 1898), а также роман «Бездомные» («Ludzie bezdomni», 1899). Все три произведения объединены типом положительного героя, который пытается противостоять социальной несправедливости и национальным притеснениям.

В повести «Луч» главным героем является деревенский врач Радуський, который посвящает свою жизнь служению народу, лечит крестьян и умирает, заразившись от одного из них. Жеромський сравнивает своего героя с лучом света, который рассеивает тьму политической и культурной необразованности. Следующая повесть «Сизифов труд «частично автобиографический характер. В ней изображена жизнь польских юношей, учеников провинциальной гимназии, где царит атмосфера жестокой русификаторской политики, национальных притеснений польского языка и культуры. Вместе с тем эта повесть проникнута оптимистическим духом - в том смысле, что главное внимание автор уделяет в ней изображению рост национального самосознания в ученической среде. Отсюда и ее символическое название. Под сизифовым - то есть бесполеВНОй работой автор понимает русификаторской политике, которая, по мнению автора, лишь укрепляет национально-патриотические чувства у молодых поляков.

Крупнейшим из произведений Жеромского, написанных в первый период его творчества (то есть в 90-е годы), является его роман «Бездомные», который вышел в свет в 1899 г. Этот роман сразу выдвинул Жеромского в ряд ведущих польских писателей того времени. Под образом «бездомных» Жеромський имел в виду тех правдоискателей-интеллигентов, которые пытались облегчить судьбу польского народа, боролись за социальную и национальную справедливость. В романе «Беспризорные» этот тип правдоискателя выведен в образе главного героя, врача Томаша Юдима.

С 1897 года Жеромський, живя в Варшаве, включился в активную политическую деятельность. В течение 1898-1900-х годов писатель посещал конспиративные заседания кружка варшавской интеллигенции, на своей квартире хранил нелегальную литературу, иногда прятал подпольщиков. В 1899 г. его даже арестовала полиция, но за недостатком улик был освобожден. Однако с тех пор полиция установила за ним наблюдение.

С 1904 года, когда материальное положение Жеромского значительно улучшилось (за счет изданий его книг), он оставил службу и занялся исключительно литературным трудом. Того же года переехал в городок Наленчов Люблинской губернии, где, с небольшими перерывами, жил в 1909 г. В этом городке он основал народную школу, организовал курсы для неграмотных крестьян, рабочий воскресный университет, выступал с лекциями на научно-популярные темы.

На революционные события в России и Польше Жеромський откликнулся целым рядом публицистических работ, в которых отразились его впечатления от массовых забастовок и баррикадных боев в Лодзи, а также прозвучала острая критика на помещичью эксплуатацию крестьян («Сон о шпагу», 1905; «Ноктюрн», 1907; «Слово наемника», 1908 и др.)

С осени 1906 до весны 1907 pp. Жеромський путешествовал. В Италии, куда он привез на лечение своего сына Адама, писатель познакомился с известными российскими литераторами - Максимом Горьким и Л. Андреевым. Поражение революции Жеромський воспринял болезненно. Ее характер разочаровал писателя. Как следствие, он разорвал отношения с польской социалистической партией, которая, по мнению писателя, стремилась не столько национальной независимости для Польши, сколько власти над обществом. Политический пессимизм Ж. сказался и на тех произведениях, которые он создал в этот период. Это, в частности, один из лучших его романов - «История греха» («Dzieje grzechu», 1908), а также «несценічна» драма «Роза»(«Roza», 1909).

Политическая деятельность Жеромского в очередной раз привлекла внимание полиции. Осенью 1908 г. Жеромський, чтобы избежать возможных гонений, выехал из г. наленчув. Но в Варшаве его арестовали и несколько месяцев держали в тюрьме. После освобождения, в 1910 - 1912 гг., Жеромський жил в Париже, а затем в Кракове и Закопане. С началом Первой мировой войны писатель собирался вступить в ряды польских легионов, воевавших на стороне Австрии против России, но отказался из-за необходимости присягать на верность австрийскому императору. С 1918 г. Жеромський возглавлял закопанську городской совет, а в следующем году перебрался в Варшаву, занимался общественной деятельностью, путешествовал по стране. В 1920 г. он принимал активное участие в организации 1 съезда польских писателей. На этом съезде приняли его проект о создании польской Академии литературы, а саму академию назвали его именем. В это время Жеромський создал целый ряд программ, направленных на реформацию общественно-экономической и культурной жизни Польши.

Разочарование Жеромского от новой, независимой Польши отразилось в романе «Провесна» («дом отдыха przedwiosnie»,1925), который стал последним значительным и одним из наиболее резонансных произведений писателя. После появления этого романа Жеромского начали подвергать политической травле, называли деморалізатором польской молодежи и агентом Москвы. Польское правительство отказалось поддержать кандидатуру писателя на выдвижение в лауреаты Нобелевской премии. Постоянные травли еще больше подорвали и без того слабое здоровье Жеромского. 20 ноября 1925 г. он умер. Его похороны переросли в огромную политическую манифестацию, на которую пришли все видные деятели польского общества. Перед варшавским замком были построены пехотинцы и кавалерия, а над городом кружили самолеты. Правительство посмертно наградил Жеромского Государственной премией.

В период 900-х годов Жеромський написал свои основные произведения. Самыми выдающимися из них считаются три его романа - «Пепел» («Voy'ioty», 1903), «История греха», «Провесна». В этот период Жеромський работал одновременно и в прозе, и в драматургии. В прозе писателя 900-х годов можно выделить две основные тематические циклы. Первый цикл представлен произведениями на историческую, национально-освободительную тематику. Во второй цикл входят произведения, посвященные актуальным проблемам тогдашней польской действительности.

Национально-патриотическая, историческая тема вошла в творчество Жеромского в 1896 p., когда было опубликовано повествование «О солдате-скитальце». В начале 900-х годов в Жеромского возник замысел создать цикл произведений, которые последовательно изображали бы основные этапы истории польского национально-освободительного движения. Таких этапов Жеромський выделил четыре: 1) эпоха наполеоновских войне национально-освободительные восстания; 2) 1831 год; 3) 1846 год; 4) 1863 год. Свой исторический цикл Жеромський писал на протяжении почти всего периода 900-х лет, при этом хронологической последовательности при освещении указанных им исторических этапов он не придерживался. Цикл открывает роман «Пепел», в котором описываются период наполеоновских войн и участие в них польских патриотов. События романа охватывают период с 1797 и до 1812 г.: от времени последнего передела Польши и до начала наполеоновского похода в Россию. В центре романа - процесс пробуждения национального сознания поляков.

Роман состоит из сцен, которые в целом создают панорамную картину Польши рубеже XVIII-XIX вв., а также подают очень подробный, почти репортажный описание тех военных операций, в которых участвовали польские легионеры. Композиционная связь между отдельными сценами романа в значительной степени ослаблений. их последовательность и характер изображения в Жеромского придают роману признаков своеобраВНОй исторической хроники.

На первом месте в «Пепле» - описание военных походов, в которых принимают участие польские легионеры. Жеромський подробно описывает итальянскую кампанию 1797 г., сражение у Сан-Доминго (Гаити) в 1802-1803 гг., события франко-прусской войны 1806 г., участие польских войск в походе 1808 p., польско-австрийскую войну 1809 г., начало войны 1812 г. В романе выведено несколько реальных исторических личностей, таких как Наполеон, его адъютант, поляк Юзеф Сулковский; генерал Генрик Домбровский, военачальник Юзеф Понятовский. Но все они появляются в романе только эпизодически. Главные событийные линии, через которые продвигается сюжет и которые скрепляют тематическую раздробленность его многочисленных сцен и персонажей, связаны с тремя центральными образами. Это Рафал Ольбромський, Кшиштоф Цедро и князь Гінтулт. Их жизненные судьбы, социальное положение и мировоззренческие позиции разные, но, несмотря на это, все они выступают в романе олицетворением нового поколения поляков, национально-патриотическая направленность которых, по мнению Жеромского, побеждает аристократическую спесь, национальную предвзятость и политический нигилизм представителей старой шляхты. Наиболее ярко эти черты раскрываются в образах Рафала Ольбромского и Кшиштофа Цедро, которые представляют молодое поколение польских патриотов.

В 1905 г. Жеромський создал небольшую новеллу «Лесное эхо», в которой воссоздал события восстания 1863 г. В следующем произведении цикла - драме «Сулковский» («Sulkowski», 1910) писатель снова вернулся к эпохе наполеоновских войн и создал романтический образ героя-одиночки, который надеется поднять и возглавить поляков в их борьбе с поработителями. Таким героем в драме выступает один из адъютантов Наполеона, молодой польский офицер Сулковский.

В 1912 г. Жеромський написал повесть «Відданаріка» («Wierna rzeka»), в которой рассказывает о драматической истории любви, раскрытую на фоне событий восстания 1863 г. Повесть «Відданаріка»в Какой-то степени также продолжает мотив, использованный Ж. в его повести «Лесное эхо». В повести выведен образ командира российского карательного отряда, офицера Весніцина. В студенческие годы он увлекался демократическими идеями О. Герцена. Теперь он чувствует внутреннюю вину за то, что вынужден быть среди тех, кто подавляет свободу. И все же он не нашел в себе сил перейти на сторону повстанцев, как это сделал герой «Лесного эха». Повесть «Отдана река» интересна также тем, что в ней есть сюжетные переклички с романом «Пепел», Одним из главных героев романа «Пепел» был Рафал Ольбромський, а в повести «Отдана река» погибает его сын Губерт, эмиссар национального правительства 1863 г.

В 1913 г. Жеромський начал писать роман «Все и ничего»(«Wszystko и пис», 1914), посвященный восстанию 1831 г. и стал непосредственным продолжением событий, изображенных в «Пепле». Однако этот замысел прервала Первая мировая война, и он остался нереализованным. Последний раз Жеромський обратился к исторического цикла в 1923 г. - драма «Туронь». Содержание драмы связан с событиями восстания 1846 г. в Галиции и также имеет сюжетный связь с романом «Пепел». Здесь, в частности, говорится о гибели главных героев «Пепла» - Рафала Ольбромского и Кшиштофа Цедро.

Цикл произведений на злободневную современную тематику в творчестве Жеромского 900-х гг. открывает роман «История греха», который поднимает тему раскрепощения личности, которая противопоставляет себя лицемерию буржуаВНОй морали. Работу над романом Жеромський начал еще до революции, в 1904 г., а заканчивал уже в 1907-1908 гг. Если первоначальный замысел романа состоял в том, чтобы раскрыть условность того морального греха, который осуществляет главная героиня, показать, что греховным он является только в глазах лицемерной буржуаВНОй морали, насквозь греховной в своей сути, то в процессе развития замысла Жеромський изображает, как этот «грех» главной героини постепенно - под влиянием крушения ее иллюзий и идеалов - перерастает в настоящий моральный грех и уголовное преступление. Творческий замысел романа раскрывается через историю душевной драмы и морального падения Евы Побратинської, которая является главной героиней романа.

Роман «Краса жизни» (1912), и следующая романная трилогия «Борьба с сатаной» («"Walka " z szatanem», 1916-1919) посвящены теме политической борьбы в польском обществе, в теме перспектив его развития и перестройки на принципах социальной справедливости и европейской цивилизации. Последний из романов Жеромского - это роман «Провесна». Он занимает особое место в польской прозе межвоенного двадцатилетия. В романе Жеромський изображает Польшу первых лет ее независимости. В названии романа присутствует аналогия между весенним обновлением природы и обновленной, независимой Польшей. Провесна - это начало, словно своеобразная прелюдия до этого обновления. Но метафора Жеромского горько-ироничная, поскольку писатель, будучи и зостаючись горячим сторонником национальной независимости, в своем романе выступал с резкой критикой действий польского буржуаВНОго правительства. В «ранней весне», написанной в форме биографии главного героя - Цезаря Баррикы, Жеромський выражает свое беспокойство по поводу той неблагоприятной экономической и политической ситуации, которая начинает складываться в Польше. В то же время писатель не только ставит свой неутешительный социально-политический диагноВНОвой Польши, но и пытается какой именно политический курс обеспечит ее настоящее, а не декларируемое на словах социально-экономическое обновление.

Жеромський перевел Т. Шевченко, а в дневнике 1888 г. дал глубокую характеристику его поэтического наследия. Жеромський переписывался с И. Франком, просил его прислать материалы о творческих связях A. Мицкевича и Т. Шевченко.

Отдельные произведения Жеромского украинском языке перевели И. Калинович, С. Сакидон, М. Лебединец, М. Пригара, П. Погребная, С. Ковганкж, B. Струтинский.



В. Назарец