|
ЗЕҐЕРС, Анна
(1900 - 1983)
ЗЕҐЕРС, Анна - творчество писателя
ЗЕҐЕРС, Анна (Seghers, Anna; автонім: Радвані, Нэтти - 19.11.1900, Майнц - 03.06.1983, Берлин) - немецкая писательница.
Дочь хранителя художественных сокровищ Майнцького собора. После окончания средней школы в Майнце Зеґерс сначала поступила в Кельнский (1919), а впоследствии перешел в Гейдельбергский университет (1921). Изучала философию, филологию, историю искусств. После окончания Гейдельбергского университета защитила диссертацию «Евреи и еврейство в творчестве Рембрандта» («Juden und Judentum in Werken Rembrandts»). Будучи студенткой, много путешествовала. В начале 20-х гг. произошло ее сближение с рабочим движением, а в 1928 г. Зеґерс вступила в коммунистическую партию, того же года была издана ее первая повесть «Восстание рыбаков из Санта-Барбары» («Dei Aufstand der Fischer von St.Barbara»). В повести отразилось романтическое представление о революции и гуманное отношение к труженикам моря. Талантливый рассказ о восстании рыбаков далекого северного острова, которых нужда, голод и угроза смерти заставляют к неповиновению, была отмечена Кляйстівською литературной премией. В 1930 г. повесть дважды издавалась в СССР, того же года Зеґерс впервые приехала туда для участия в Международном конгрессе писателей в Харькове. 1932 г. увидел свет роман «Попутчики» («Die Gefahrten»). Митинги, демонстрации, забастовки шахтеров, восстание батраков Германии, Австро-Венгрии и Болгарии заканчиваются в книге арестами, пытками, полицейскими репрессиями. Герои из разных стран не встречаются друг с другом, но они являются попутчиками в общей борьбе.
С приходом к власти гитлеровцев Зеґерс эмигрировала во Францию (1933), принимала участие в антифашистских конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Антифашистская направленность определяет и художественное творчество Зеґерс: повести «Оцененная голова»(«Der Kopflohn», 1933), «Путь через февраль» («Der Weg durch Februar», 1935), «Спасение» («Die Rettung», 1937). Спонтанное пробуждение в народе протеста против фашистской диктатуры определяет пафос этих произведений.
В годы эмиграции был написан лучший роман Зеґерс «Седьмой крест» («Das siebte Kreuz», 1937-1939), что стал эпосом немецких антифашистов. Зеґерс вместе с детьми бежала из Парижа в Марсель через оккупированную Францию. Опасаясь ареста, она отослала один экземпляр рукописи в Москву, второй - в Нью-Йорк. 1940 г. Зеґерс покинула Францию на последнем судне, відпливало в Мексику, где она нашла убежище в годы Второй мировой войны. Роман был напечатан в Мексике 1942 г. в эмигрантском издательстве «Эль лібро либре» («Свободная книга») и только в 1946 г. - в Берлине, куда Зеґерс вернулась из эмиграции в апреле 1947 г.
Фаренберг, комендант лагеря Вестфоген, в романе «Седьмой крест «приказал спилить верхушки платанов и прибить к ним доски. Так появляются семь крестов - семь распятий, к которым привяжут семерых дерзких беглецов из концлагеря после того, как их поймают и будут пытать.
Зеґерс точно очерчивает границы своей родины, которую разделяет колючая проволока. Подданные рейха делятся на тех, кто разделяет - сознательно или бездумно - политику фюрера, и тех, кто протестует, - такова главная антитеза повествования. Страна в ту предвоенную пору еще сохраняет видимость привычной трудовой жизни. Простые люди живут в русле повседневных трудовых забот, семейных радостей и бед.
Вырвавшись из концлагеря и после долгих тяжелых лет снова попав в родной город, Георг Гейслер всматривается в будни «обыкновенного фашизма», и они поражают его. «В Вестфогені, - пишет Зеґерс, - он представлял себе улицу совсем другой. Тогда ему казалось, что на каждом лице, в каждом камне мостовой отражается позор, что скорбь должна стишувати каждый шаг, каждое слово, даже забавы детей. А на этой улице все было мирным, люди казались довольными». Эта мысль узника, вырвавшегося на свободу, при всей ее эмоциональной заостренности становится настоящим моральным критерием. Жизнь не остановилась из-за того, что несколько тысяч сограждан живут или умирают под пытками. Героя и автора книги потрясает то, что совесть тех, кто на свободе, не обремененная никакими упреками, что даже не возникает вопрос, чем же занимается тайная полиция.
История Георга Гейслера, его фантастически опасная побег и не менее опасные блуждания родным краем, где вчерашний друг может оказаться врагом, который донесет на тебя в гестапо, определяют моральную и психологическую атмосферу романа.
Зеґерс на примере судьбы Георга проводит мысль о том, что героем при обстоятельствах, которые требуют отваги и мужества, становится тот, кто был воспитан героями старшего поколения. Осознание духовной солидарности с ними спасает Георга. Больше всего помогают герою уроки его старшего наставника Валлау.
Ґеоргові везет, потому что он крепко связан с людьми. Его разыскивают не только гестаповцы, но и друзья. Они пытаются найти его и помочь. Сам Георг с чрезвычайной ответственностью выбирает друзей, к которым он может прийти, хорошо понимая, что подвергает смертельной опасности не только себя, но и их.
Зеґерс показывает борьбу Георга Гейслера как общественно необходимый чин. Его судьба возрождает совесть в человеке и народе. История, рассказанная в романе «Седьмой крест», становится испытанием на прочность всех антифашистских сил. Зеґерс задала в своей книге наиболее остро вопрос: «возможна Ли борьба с фашистской политикой?» - и уверенно дала утвердительный ответ.
«Немецким антифашистам - мертвым и живым - посвящается эта книга», - такими словами она выразила благодарность за подвиги героев, которым сегодняшнее поколение обязано жизнью и свободой.
После возвращения на родину Зеґерс активно приобщилась к общественной жизни. ее избрали вице-президентом Общества германо-советской дружбы (1947), она выступала с докладами в Культурбунді.
В 1948 г. с делегацией немецких писателей Зеґерс побывала в СССР. Свои впечатления от поездки она выложила в серии очерков «Советские люди» («Dis Sowjetmenschen», 1949). В 1949 г. вышел роман «Мертвые остаются молодыми» («Die Toten bleiben jung»), над которым писательница работала в эмиграции. Это большое эпическое полотно, охватывающее историю Германии от окончания Первой мировой войны вплоть до освобождения от фашизма. Действие романа начинается с расстрела рабочего-спартаковца Эрвина в январе 1919 г. Убийцы Эрвина - крупный промышленник Клемм, прусский дворянин Венцлов, остзейський барон Ливен и крестьянин Наддер. Начальная ситуация дает автору возможность проследить в историческом плане расстановку классовых сил в Германии, причины прихода к власти нацистов.
Сюжет повествования определяется важнейшими событиями немецкой истории: поджог рейхстага, Мюнхенское соглашение, Сталинградская битва. У1945 г. майор рейхстага Венцлов отдает приказ о расстреле группы немецких солдат, готовых дезертировать с фронта. Среди жертв он с ужасом видит Эрвина, вернее - его сына, очень похожего на своего отца.
Зеґерс сумела внятно показать бессилие палачей и молодость народа, возрождается. Эта главная мысль романа по-философски сформулирована в его названии. Зеґерс принимала участие в работе Всемирного Совета Мира, ее избирали председателем Союза немецких писателей (1958), она выступала на встречах с читателями, на заводах, фабриках, в учебных заведениях. Занимая ведущее положение в литературной и общественной жизни, Зеґерс публично разделяла официальную точку зрения, осуждая «контрреволюционный путч в Венгрии (1956), приветствовала вторжение советских войск в Чехословакию (1968), одобряла сооружение берлинской стены.
Последнее событие становится кульминацией повествования в романе «Решение» («Die Entscheidung», 1959) и трактуется автором как историческая неизбежность, обусловленная провокационной политикой западногерманских реваншистов.
Романы «Решение» и «Доверие» («Das Vert-rauen», 1968) претендовали на то, чтобы увековечить панораму исторических событий, происходивших на немецкой земле в 50-60-х pp. У них Зеґерс пыталась рассказать о «благотворные» изменения в жизни рабочего класса и интеллигенции ГДР. Сюжетом повествования автор стремится убедить, что жизнь налаживается, послевоенная разруха позади, города отстраиваются, заводы выполняют план, а с разделом нации следует смириться, поскольку политические принципы важнее национальное единство.
Однако синтез партийных директив с глазу ними моральными ценностями не смог стать художественно убедительным, новые произведения Зеґерс выходили неуклюжими, фальшивыми и декларативными. Несмотря на то, что названные романы были отмечены премиями и расхваленные критикой, Зеґерс видела их недостатки. Не случайно впоследствии она отошла от эпических полотен, обращаясь преимущественно к жанров новеллы или повести, сюжеты которых иногда исторические, иногда - фантастические.
Выход в свет цикла рассказов «Странные встречи» («Sonderbare Begegnungen», 1973) был для многих поклонников ее таланта полной неожиданностью. Зеґерс, которая до того никогда не обращалась к фантастики, рассказывает здесь о пришельцах из космоса; как нечто вполне реальное описывает встречу М. Гоголя, Е. Т. А. Гофмана и Ф. Кафки. Но и в явно вымышленных сюжетах Зеґерс остается реалистом.
Фантастика Зеґерс нетрадиционная. Начать хотя бы с того, что действие происходит не в отдаленном будущем, а в эпоху Средневековья. Автор сталкивает в повествовании два типа сознания - религиозную мистику и строгий научный рационализм. Зеґерс вполне реалистично изображает тяжелые последствия религиоВНОй вражды, которые привели благодатный край к опустошению. Бессмысленность кровавой борьбы католиков и гугенотов встает особенно очевидной, потому что ее наблюдают мудрые технократы, которые прибыли на Землю из космических пространств. Пришельцы из Галактики зачарованные невиданным планетой. Земля и жители Земли в конечном итоге заставляют их забыть о фантастический комфорт своей цивилизации - настолько велико желание инопланетян жить тяжелым земной жизнью. Зеґерс покоряет захватывающим сюжетом, его оригинальной трактовкой. Идея в том, чтобы заставить читателя взглянуть на привычные вещи с романтично-возвышенной точки зрения.
В то время, когда непрерывно продолжались споры о возможности и пределы реализма, а творчество писателей, которые тяготели к гротеска и фантастики, приобрела чрезвычайную популярность, Зеґерс написала рассказ-гипотезу о том, как восприняли бы творчество друг друга Гоголь, Гофман и Кафка, если бы им пришлось встретиться, преодолев временные барьеры. Каждый из писателей отразил свое время. Самое примечательное в повествовании - это глубокое взаимопонимание, которое мгновенно возникает между тремя писателями-фантастами. А возникает оно благодаря глубокому, тонкому проникновению Зеґерс в психологию художника, его умению увидеть в найхимернішій ситуации отражение реальных конфликтов. Зеґерс подает читателям пример того, как следует непредвзято оценивать произведение талантливого мастера. «Проникать в прошлое, предвидеть будущее», - так устами Гофмана формулирует Зеґерс суть художественного творчества.
Зеґерс - художница широкой эстетической эрудиции. При внимательном прочтении ее книг оказываются самые неожиданные воздействия предыдущего художественного опыта, впрочем, каждый раз переосмисленого и органично вплетенного в ее прозу.
Зеґерс оставила воспоминания о Е. Е. Киша, Бы. Брехта, И. Эренбурга, Жолио-Кюри и А. Эйнштейна.
Ряд очерков и рассказов Зеґерс посвященные украинской тематике («Крестьяне из Грушова», 1929; «Тыл - 180 миллионов», 1941-1942 т.д.). В Украине творчество Зеґерс исследовали Л. Андросова, О. Боярский, Д. Затонский, Н. Матузова, М. Ромашек и др. Отдельные произведения Зеґерс перевели И. Маненко, П. Факторович, М. Дятленко, М. Кагарлицкий, В. Коптилов, В. Логвиненко, Ю. Михайлюк, О. Неодушевленный, В. Василюк и др.
Тв.: Укр. пер. - Восстание рыбаков из Санкта-Барбары. - К.-Харьков, 1929; Попутчики. - К.-Харьков, 1934; Последний путь Коломана Валліша. - К.-Хар-ков, 1935; Путь сквозь февраль. - К., 1938; Мертвые остаются молодыми. - К., 1952; Потерянные сыновья. - К., 1958; 3 кем ты? - К., 1961; Легенды про Артемиду и другие новеллы. - К., 1971; Седьмой крест. - К., 1973; Путешествие. История одной любви. - К., 1973; О возникновении «Войны и мира» // Вселенная. - 1980. - №11; Три женщины из Гаити // Вселенная. - 1981. - №6; Доверие. - К., 1984; Приют // Книга приключений. - К., 1986. Рус. пер. - Собр. соч.: В 6 т. - Москва, 1982-1984.
Лит.: Волгина А. А. Анна Зегерс. Биобибл. указ. - Москва, 1964; Волков Е.М. Творчество Анны Зегерс. - Москва, 1987; Кудин М.А. Анна Зегерс. - К., 1987; Мотылева Т. Л. Анна Зегерс. Личность и творчество. - Москва, 1984.
В. Пронин
|
|
|