ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАЛЬТЕН, Феликс

(1869 - 1945)

ЗАЛЬТЕН, Феликс - творчество писателя

ЗАЛЬТЕН, Феликс (Salten, Felix; автонім: Зальцман, Зигмунд - 06.09.1869, Будапешт - 8.10.1945, Цюрих) - австрийский писатель.

Зальтен - автор целого ряда романов, новелл, драм, рассказов, статей, очерков, однако важнейшей книгой его жизни стала небольшая повесть «Бемби». Будущий писатель родился в Венгрии, а чтобы получить образование, перебрался в Вену - столицу Австро-Венгерской империи. Из-за нужды в семье будущий писатель не смог получить официального образования, поэтому единственным учебным заведением Зальтена стала библиотека. На жизнь он зарабатывал театральными рецензиями для венских и берлинских газет и журналов, со временем, покрыв определенной славы как авторитетный и знающий журналист.

У1938 г. эмигрировал в США, а вскоре в Швейцарию. Зальтен вошел в литературу как драматург, который испытал влияние символистского театра М.метерлинка, и в то же время он не избегал натуралистических сцен в драме «Рядовой» (1899) и антимонархічній сатире «Книга королей»(1905). Зальтен - автор сборников эссе «Венское дворянство» (1905) и «Австрийский обмен» (1809). Зальтен глубоко волнует проблема деградации человека под давлением цивилизации, вредного влияния технического прогресса на душу человека и природу, между которыми, по мнению Зальтена, существует неразрывное духовное родство. Серьезная обеспокоенность дальнейшей судьбой существования человека в условиях буржуаВНОго общества ощущается в реалистических произведениях 3.: «Маленькая Вероника» (1910), романах «Ольга Фрогемут» (1910), «Звенящий колокольчик» (1914), в драмах «С другого берега» (1908), «Дети радости» (1916). Острое переживание «боли» живой природы, что страдает под гнетом механической цивилизации, истощенной бездушным отношением к ней человека, вдохновило Зальтена на написание «зоологических романов» («Флорентийский пес», 1912 и др.). Однако настоящей литературной славы Зальтен приобрел как автор «лесных» повестей для детей и юношества («Двенадцать зайцев», «Бемби», 1923).

Сказка «Бэмби» («Bambi») раскрывает перед читателем жизнь лесных обитателей в его противоречивой раВНОобразия. С одной стороны, лес полон массой чудес, непостижимых для ума; раВНОобразие поляны, узор на крыльях бабочки, таинственная язык зверей и птиц создают перед читателем мир, казалось бы, идеальный, но, с другой стороны, мир «Бемби» существует по строгим законам борьбы. Впечатления первого дня новорожденного оленятка Бемби - убийство мыши хорьком, драка ястребов за еду, страх и жестокость лесных жителей. Но такой неизменный образ жизни леса, он привычный для героев сказки. Бемби с ним примиряється, но не привыкает к нему. Доброта, благородство и сострадание - качества, присущие ему и его роду.

Настоящей проблемой в жизни леса является постоянное незримое присутствие человека. Человек в сказке наводит ужас. «Она» - безымянная - расставляет бесчисленные ловушки и силки, от ее смертоносного оружия и вышколенных предателей-собак невозможно спрятаться. Страх и покорность уродуют души героев сказки. «Страшно не убийство, - скажет старый олень, отец Бемби, глядя на розтерзану убежденным в своей правоте псом лису, - страшная вера в то, что говорила собака. Они [лесные жители] верят в его всемогущество и живут в постоянном страхе. Они ненавидят и презирают себя... и молча принимают гибель от его руки!»

Зальтен убежден в возможности разумного общения с живой природой, хотя «Она» в сказке показана только чисто как носитель злой, разрушительной, роковой стихии. Попытка «дружбы» «ее» и детей леса обречена на трагическую неудачу. Человек дал приют оленяткові Гобо - дети играли с животным, приучая ее к добру и ласке, - но, встретившись в лесу с человеком, доверчивый и беззащитный Гобо становится ее жертвой - «Она» не узнала Гобо.

То, что контакт человека и природы не показан в книге, не свидетельствует о его невозможности. Книга стремится побудить читателя к поиску путей достижения такого контакта. Настоящий охотник должен быть добрым, должен знать, как свое, родное, жизнь природы, лес, поле, болото, озеро. Браконьерство - это надругательство над жизнью, это пренебрежение мудрых законов, управляющих жизнью природы; браконьерство - это худший вид паразитизма; человек хочет малой цене, а то и вообще бесплатно взять то, за что следует платить усилием, борьбой, иногда - подвигом. Книга Зальтена показывает, что лес готов принять доброту человека, если это истинная доброта, которая распространяется на всех его жителей, а не пустая сентиментальность - голубой бантик на шее прирученного оленятка. «Закон жизни - это борьба», - скажет в финале сказки возмужавший Бемби. Но понимание этого закона не делает Бемби жестоким - его сердце навсегда останется открытым для добра.

Книга Зальтена и ее герои получили всемирную славу, она переведена едва ли не на всех языках мира. В 1942 г. американский художник. Дисней поставил мультипликационный фильм «Бэмби». В 1945 г. в Швейцарии был проведен конкурс им. «Бемби» на лучший рассказ из жизни животных, был установлен даже футбольный приз им. «Бэмби». Книга вызывает пристальный интерес художников и педагогов, существует несколько театральных инсценизаций «Бемби».

На украинском языке сказку Зальтена «Бемби» перевел О. Журавель.



А. Дежуров