ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Духовные поиски главных героев романа Толстого «Война и мир»

Смысл духовных поисков героев романа «Война и мир» заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является более важным критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни, духовные связи с другими людьми, личное счастье. Толстой показывает этот процесс в диалектическом противоречии (разочарование, поиск счастья и его потеря). Главное, что объединяет героев Толстого в их духовных поисках, это то, что они приближаются к народу.

В начале романа князь Андрей ориентируется на идеи Наполеона и мечтает о славе, которая даст ему любовь всех людей. С этой целью он идет на войну 1805-1807 годов. Но его ждут разочарования: в бою под Шенграбеном он видит настоящий героизм капитана Тушино и его батареи, но подвиг солдат остался незамеченным; князь Андрей убеждается в простоте, скромности настоящего героизма. Когда он лежит на поле битвы Аустерліцу с флагом в руках, он видит вечное небо, которое безразлично к тому, что делают эти люди, и герой понимает, что все его стремления ошибочны, что единственная ценность, которую имеет человек,- жизнь. Андрей после ранения и тяжелой болезни возвращается домой, чтобы жить ради семьи. Но умирает его жена, и герой чувствует свою ответственность за эту смерть. Единственное, ради чего он хочет жить, это его сын, отец, сестра. Встреча с Пьером пробудила в Андрее жажду деятельности, он делает существенные изменения в своем имении, улучшая жизнь крестьян, и для такой сильной личности, как князь Андрей, этого мало. Встреча с Наташей, ее жажда жизни и счастья помогают ему возродиться. Это возрождение Толстой описывает в аллегорическом образе старого дуба. Князь Болконский возвращается в Петербург, занимается общественными делами, видя в этом смысл жизни. Любовь к Наташе помогает герою увидеть искусственность многих общественных деятелей, в частности, Сперанского, их стремление добиться в первую очередь личной, а не общественной цели. Эта любовь дает новый толчок жизни героя, поэтому так тяжело он воспринимает измену Наташи. Ему кажется, что жизнь приготовила для него лишь разочарование, в глубоком духовном кризисе князем Андреем движет лишь жажда мести, и Отечественная война раскрывает тщетность его ненависти к Анатоля Курагіна (в лазарете тяжело раненый князь Андрей видит искалеченного войной Анатоля Курагіна, которого несколько лет он стремился убить, но теперь он не находит в своей душе ненависти, а только сочувствие). Отечественная война открыла перед князем Андреем огромные возможности его народа. Он сам ощущает себя его частицей (неслучайно солдаты называют своего полкового командира князя Андрея Болконского просто «наш князь»). Перед смертью князю Андрею открываются и другие гениальные в своей простоте вещи: любовь ко всем людям, которая ничего не хочет для себя, умение прощать врагам, гармония жизни. И Толстой понимает, что человек с такими идеальными взглядами не может жить в реальной жизни. Образ князя Андрея - это образ человека, который в своей жизни руководствуется не сердцем, а умом, через это большинство его жизненных ошибок, из-за этого невозможно его счастье с Наташей. Прозрение героя перед смертью - это награда его ясному уму и победа его сердца.

Не менее сложный путь проходит в духовном развитии и Пьер Безухов. Главная черта его личности - это жажда жизни и поиск правды. Увлечение идеями Руссо, Наполеоном, масонство отражают лишь часть огромной внутренней работы Пьера. Это герой, который лучше понимает сердцем, его любовь к Наташе, его умение прощать, его беспристрастность делают Пьера одним из лучших мужских образов литературы XIX века.

Как и князь Андрей, во время Отечественной войны Пьер приближается к народу, но его объединяет с народом не только общность взглядов, но и сама судьба, даже условия существования (Пьер в плену). Эта общность судьбы дает Пьеру новое возрождение.

Свою любимую героиню Наташу Ростову Толстой соединяет с Пьером Безуховим и награждает их большим личным счастьем, которое для Пьера невозможно без активной общественной жизни. В духовных поисках героев отражаются главные проблемы романа: жизни и смерти, страдания и радости, личного и общественного, счастье и несчастье, свободы и необходимости, войны и мира.