Духовная и образная сила поэзии Рильке
Иногда становится трудно понять, казалось бы, простые слова, вроде как их смысл уходит за пределы достижимого. И не надо даже напрягать свой мозг, пытаясь понять, какое назначение они несут в себе или попробовать открыть для себя что-то новое из сказанного. И именно в том и заключается безграничная сила этих слов, ибо они навсегда останутся вечными.
Уже, познакомившись с поэзией Райнером Марией Рильке, было бы, пожалуй, немного странно, если бы с такой прочной и глубокой верой в вечные понятия его стихи не имели бы философского направления:
По всему - это. И это конец поступает.
И я должен и осліпши идти.
Почему меня заставляешь доказывает, Что Ты, хоть исчез для меня Ты? В его поэзии поражает восприятие лириком жизни, которое наступает после смерти, как будто смерть не является реальным концом, не является финалом. Эта мысль прослеживается почти в каждом его стихотворении. Следовательно, принимая во внимание его отношение к человеческому бытию, можно с уверенностью утверждать, что поэтическая тематика Рильке довольно насыщена вопросами о место, роль и судьбу человека в этом жестоком мире, где «тьма выше от остальных над всем». Благодаря именно такому остром мировосприятию поэт в состоянии почувствовать и понять этот мир экзистенциально:
Ах, кто-нибудь
еще нам нужен?..
...почуваєм себя мы не совсем, как дома,
в усвідомленім мире...
Этим и доказывается тот факт, что очень много внимания уделяется внутреннему бытию человека, его душевным переживаниям и онтологічним проблемам, проблемам жизни и смерти. И на первый план выдвигается роковая, не способна исчезнуть одиночество каждого отдельного человека в этом абсурдном мире:
Бездомному уже дома не найти, Одинокий - одиночества уже не одолеет, Не спать, читать, письма Писать или выйдет в парк брести по Аллеям, где листья опадают. Не внезапно автора привлекли именно такие, на первый взгляд, несколько необычные образы в его лирике. И далеко не каждый способен такими простыми и обыденными словами отразить на бумаге то, что вырисовывалось в его представлении, попробовать раскрыть смысл вопросов, недоступных и отдаленных для человека, который ни разу не интересовалась ими, заставить человека трепетать и волноваться за то, что мы не имеем ни силы, ни любой возможности, чтобы распоряжаться своей судьбой, не имеем возможности ее изменить. И здесь можно даже провести параллели, указать на связь между некоторыми главными и часто принятыми терминами в поэзии Рильке. Слово и Бог. Придавая слову такую власть и силу над человеческим состоянием, когда оно может как повысить его моральную и духовную красоту, так и заставить человека бояться тех слов, которые могут оскорбить, унизить и даже убить:
Слова убоги и ежедневно приняты,- я их люблю, непишні эти слова.
Или:
Я так боюсь всяких человеческих слов.
На все у них есть ясный рішенець.
Иногда сумм за Слова,
потому что они теряют ценность для многих:
Давно вышедшие из употребления все слова.
Так и власть Бога над человеческими судьбами то кроткая, то жестоко карающая, полная «страшной» справедливости:
Воззови, воззови!
Возможно, крик донесется и приведет
Спасителя сюда...
Господи, дай каждому его единственную смерть.
Умирание с каждого жизнь идет,
здесь он любил, творил и горя имел до отказа.
Так же понятия жизни и смерти, которые ни в коем случае не отделяются друг от друга, а наоборот, наполняют и словно продолжают друг друга.
Трудно точно определить, что именно привлекает в поэзии Рильке. Наверное, и ценим мы его за то, за что раньше таких поэтов уничтожал тоталитарный режим: за «их превосходство, избранность, духовную аристократичность» и вселюдськість. Такие художники всегда были одинокими в этом мире, они лучше всего понимали и космическое одиночество каждого из нас.
|
|