ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Духовная и образная сила поэзии Рильке

Иногда становится трудно понять, казалось бы, простые слова, вроде как их смысл уходит за пределы достижимого. И не надо даже напрягать свой мозг, пытаясь понять, какое назначение они несут в себе или попробовать открыть для себя что-то новое из сказанного. И именно в том и заключается безграничная сила этих слов, ибо они навсегда останутся вечными.

Уже, познакомившись с поэзией Райнером Марией Рильке, было бы, пожалуй, немного странно, если бы с такой прочной и глубокой верой в вечные понятия его стихи не имели бы философского направления:

По всему - это. И это конец поступает.

И я должен и осліпши идти.

Почему меня заставляешь доказывает, Что Ты, хоть исчез для меня Ты? В его поэзии поражает восприятие лириком жизни, которое наступает после смерти, как будто смерть не является реальным концом, не является финалом. Эта мысль прослеживается почти в каждом его стихотворении. Следовательно, принимая во внимание его отношение к человеческому бытию, можно с уверенностью утверждать, что поэтическая тематика Рильке довольно насыщена вопросами о место, роль и судьбу человека в этом жестоком мире, где «тьма выше от остальных над всем». Благодаря именно такому остром мировосприятию поэт в состоянии почувствовать и понять этот мир экзистенциально:

Ах, кто-нибудь

еще нам нужен?..

...почуваєм себя мы не совсем, как дома,

в усвідомленім мире...

Этим и доказывается тот факт, что очень много внимания уделяется внутреннему бытию человека, его душевным переживаниям и онтологічним проблемам, проблемам жизни и смерти. И на первый план выдвигается роковая, не способна исчезнуть одиночество каждого отдельного человека в этом абсурдном мире:

Бездомному уже дома не найти, Одинокий - одиночества уже не одолеет, Не спать, читать, письма Писать или выйдет в парк брести по Аллеям, где листья опадают. Не внезапно автора привлекли именно такие, на первый взгляд, несколько необычные образы в его лирике. И далеко не каждый способен такими простыми и обыденными словами отразить на бумаге то, что вырисовывалось в его представлении, попробовать раскрыть смысл вопросов, недоступных и отдаленных для человека, который ни разу не интересовалась ими, заставить человека трепетать и волноваться за то, что мы не имеем ни силы, ни любой возможности, чтобы распоряжаться своей судьбой, не имеем возможности ее изменить. И здесь можно даже провести параллели, указать на связь между некоторыми главными и часто принятыми терминами в поэзии Рильке. Слово и Бог. Придавая слову такую власть и силу над человеческим состоянием, когда оно может как повысить его моральную и духовную красоту, так и заставить человека бояться тех слов, которые могут оскорбить, унизить и даже убить:

Слова убоги и ежедневно приняты,- я их люблю, непишні эти слова.

Или:

Я так боюсь всяких человеческих слов.

На все у них есть ясный рішенець.

Иногда сумм за Слова,

потому что они теряют ценность для многих:

Давно вышедшие из употребления все слова.

Так и власть Бога над человеческими судьбами то кроткая, то жестоко карающая, полная «страшной» справедливости:

Воззови, воззови!

Возможно, крик донесется и приведет

Спасителя сюда...

Господи, дай каждому его единственную смерть.

Умирание с каждого жизнь идет,

здесь он любил, творил и горя имел до отказа.

Так же понятия жизни и смерти, которые ни в коем случае не отделяются друг от друга, а наоборот, наполняют и словно продолжают друг друга.

Трудно точно определить, что именно привлекает в поэзии Рильке. Наверное, и ценим мы его за то, за что раньше таких поэтов уничтожал тоталитарный режим: за «их превосходство, избранность, духовную аристократичность» и вселюдськість. Такие художники всегда были одинокими в этом мире, они лучше всего понимали и космическое одиночество каждого из нас.