ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЙОНСОН, Эйвинд

(1900 - 1976)

ЙОНСОН, Эйвинд - творчество писателя

ЙОНСОН, Эйвинд (Johnson, Eyvind - 29.07.1900, Солтсджоубаден - 25.08.1976, Стокгольм) - шведский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1974 г.

Родился 29 июля 1900 г. в Северной Швеции, в семье рабочего на строительстве желеВНОй дороги. Вскоре отец умер, и семья оказалась на грани нищеты. В 13 лет Йонсон вынужден был покинуть школу и искать работу, чтобы как-то поддерживать семью. В течение следующих четырех лет ему пришлось работать на лесосплаве, желеВНОй дороги, сельскохозяйственных работах, быть помощником электромонтера, киномехаником, продавцом конфет и секретарем в профсоюзе.

В 1919 г. Йонсон перебрался в Стокгольм, где занялся профсоюВНОй и политической деятельностью. В 1921 г. он снова стал безработным, а затем вынужден был податься в Германию, а оттуда - во Францию, где работал на тяжелых физических работах. На это время приходятся и первые литературные попытки Йонсона, к чему его побудило увлечение журналистикой: все эти годы он посылал в шведскую периодику очерки и статьи, написанные под влиянием его заграничных впечатлений.

В 1924 г. Йонсон решил целиком посвятить себя литературе. Тогда же вышла в свет его первый сборник новелл «Четверо чужих» («De fyra frilmlingama»), в которой он изобразил трагические судьбы неустроенных одиночек, «чужаков», которые не могут приспособиться к враждебной им социальной действительности. Похожая тематика присутствует и в трех первых романах Йонсона, написанных на протяжении 20-х годов: «Тіман и справедливость» («Timans och rattfardigheten», 1925), «Город тьмы» («Stad и morker»,1927), «Город света» («Stad и Ljus», 1928). Социально-критические тенденции в этих романах сочетаются с современной техникой изображения: Йонсон первым в шведской литературе использует технику «потока сознания». Еще отчетливее современные предпочтения Йонсона проявились в двух романах конца 20-х годов - «Воспоминания» («Minnas», 1928) и «Комментарии к падению звезды» («Kommentartill ett stjarnfall», 1929).

В 1930 г. Йонсон вернулся в Швецию, где из-под его пера один за одним появился целый ряд новых романов, сердцевину проблематики которых определяют мотивы критики современной автору социально-политической действительности: «Прощание с Гамлетом» («Avsked till Hamlet»,1930), «Бобінак» («Bobinack», 1932), «Дождь на заре» («Regn и gryningen», 1933). Параллельно вышли в свет два сборника новелл: «ЯгУ («Natten аг har», 1932), куда вошли рассказы про Древнюю Грецию - предмет особого восхищения писателя, и «Еще раз, капитан!»(«kn en gang, kapten!», 1934), в основу которой положены воспоминания писателя о своей юности, проведенной в Северной Швеции.

В течение 1934-1937 гг. Йонсон написал четырехтомный цикл романов про юного парня, рабочего Улофа Персона («Роман о Улофа» - «Romanen om Olof «): «Был 1914рік»(«Nu var det 1914»), «Вот оно, твое жизни!» («Har har du ditt liv!»), «He оглядывайся!» («Se dig inte вот!»), «Последняя игра юности» («Slutspel и ungdomen»). Это произведение имеет выраженную автобиографическую основу и в общих чертах воспроизводит основные события жизни Йонсона от 14 до 19-летнего возраста, хотя не является автобиографией как таковой. Он написан от 3-го лица, изображает историю становления характера и политического сознания Улофа Персона, который из незрелого подростка вырастает в одного из лидеров политического рабочего движения. Роман стал не только вершиной довоенного творчества писателя, но и одним из центральных произведений современной шведской и всей скандинавской литературы.

Накануне и в годы Второй мировой войны Йонсон принимал активное участие в антифашистских культурных мероприятиях, выступал на митингах, призвал оказать вооруженную помощь Испании, редактировал журналы для норвежского и датского движений Сопротивления, написал два антифашистские романы «Ночные маневры» («Nattovning,», 1938) и «Возвращение солдата» («Soldatens aterkomst», 1940). Виднейшим антифашистским произведением Йонсона стал 3-томный роман «Крілон» («Кии\оп», 1941 - 1943), в котором изображена история стокгольмского земельного маклера Йоханнеса Крілона и его единомышленников, которые стараются не потерять своего политического лица в нейтральной Швеции во время войны. В романе им противопоставлен Г. Стамп, имя которого ассоциируется с гестапо. В более широком понимании изображено - это политическая аллегория, которая отражает позицию маленьких скандинавских стран, не сумели объединиться и стали жертвой фашизма.

Самым известным за пределами Швеции произведением Йонсона стал его первый послевоенный роман «Прибой и берег» («Strandernas svall», 1946), в котором писатель интерпретирует сюжеты и образы своего любимого Гомера, в частности гомеровской поэмы «Одиссея», которую пересказывает на современный лад, но дегероїзуючи ее и используя для анализа культурных ценностей и моральных проблем XX в.

В 40-х pp. Йонсон как представитель ЮНЕСКО много путешествовал по странам Европы, что дало ему возможность накопить значительный материал для исторических романов, которые он создал на протяжении конца 40-70-х pp. «Мечты розы и огня» («Drommar om rosor och eld», 1949), «Уберите Солнце» («Lagg undan solen», 1951), «Тучи над Метапонтом» («Molnen over Metapontion», 1957), «Дни его светлости» («Hans Nadens tid», 1960), «Долгий день жизни»(«Livsdagen lang», 1964) и «Несколько шагов в тишину», который стал последним романом писателя. Параллельно Йонсон создал автобиографическую романное дилогию «Романтическая повесть» («Romantisk berattelse», 1953) и «Бег времени» («Tidensgang», 1955). В 1957 г. Йонсон стал членом Шведской академии, в 1962 г. - первым лауреатом литературной премии Северного Совета, а в 1974 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за повествовательное искусство, которое уходит сквозь пространство и время и служащее свободе». Умер писатель 25 августа 1976 г. в возрасте 76 лет в Стокгольме.



В. Назарец