|
ЭЖЕН ИОНЕСКО
(родился в 1912)
ЭЖЕН ИОНЕСКО
Эжен Ионеско, французский драматург, родился 26 ноября 1912 года в Румынии, в городе Слатино. Его отец, адвокат по профессии, был румыном, мать - француженкой. Едва ребенку исполнился год, семья переехала во Францию. Родным языком для Эжена Ионеско стала французская. И своей родиной он всегда считал и продолжает считать Румынию, а Францию. Сначала за недостойное отношение отца, который бросил семью, оставив ее на произвол судьбы, и в течение многих лет не подавал о себе никаких вестей; с годами этот выбор получил и нечто вроде политического обоснования. Во Франции, сначала в Париже, затем в провинции, будущий писатель прожил до четырнадцатилетнего возраста, после чего ему пришлось снова вернуться к Румынии, поскольку из-за развода родителей права на детей получил отец. Там окончил школу, затем филологический факультет Бухарестского университета и приобрел специальности преподавателя французского языка и литературы. В 1936 году Ионеско женился, а в 1938 году ему удалось добиться стипендии для написания во Франции диссертации «Тема греха и смерти во французской поэзии», и он снова, теперь уже навсегда, покинул страну, в которой родился. Научная работа была для него лишь поводом для эмиграции: Румыния тому времени уверенно шла по пути фашистской диктатуры, и дышать там становилось все нестерпимее.
Во Франции сначала жизнь складывалась нелегко: Ионеско сменил несколько профессий, дольше работая корректором в марсельском юридическом издательстве.
К литературному творчеству Эжен Ионеско примкнул еще в Румынии, начав писать сначала стихи, затем критические статьи. О драматургии он не думал и неоднократно заявлял, даже став уже известным драматургом, что никогда не любил театр. Поэтому до настоящего своего призвания пришло не сразу. Решив в 1948 году выучить английский язык, он взял самоучитель и стал вчитываться в диалоги некой воображаемой английской пары. Вдруг у него мелькнула мысль, какой огромный комический и сатирический заряд может нести в себе повседневная разговор обычных людей. Из этих диалогов он, например, узнал, что в неделе семь дней, что потолок находится вверху, а пол, соответственно, внизу, а также множество других таких же незыблемых истин, банальностей, которые отразились в диалогах повседневной речи. Это натолкнуло Ионеско на мысль написать собственные вариации на эту тему. В результате подобных упражнений появилась одноактная пьеса - точнее, «антип'єса», как автор отметил этот жанр, под названием «Лысая певица», что в 1950 году была поставлена в одном маленьком парижском театре. И первая постановка успеха не имела, но на автора пьесы обратили внимание критики, которые стали регулярно освещать все, что выходило из-под его пера, окрестив его родоначальником «театра абсурда». С тех пор его биография полностью слилась с хронологией творчества. Каждая новая постановка его пьес становилась важным событием парижской театральной жизни. А Еженові Ионеско теперь оставалось только писать их, одну за другой, постепенно приобретая мировой славы. В 1970 году его избрали членом Французской Академии. Его произведения переводились на многие языки и ставились на сценах во многих странах.
БуржуаВНОе общество Ионеско, естественно, всегда критиковал и продолжает критиковать. Однако делает он это прежде всего потому, что не может не критиковать любое общество. Ведь суть творчества и личности Эжена Ионеско - это антиконформізм. Кстати, его неприязнь к собственному отцу значительной степени оправдывалась еще и тем, что известный румынский адвокат был воплощением конформизма, в 30-е годы преданно служил фашистской диктатуре, а десять лет спустя - с той же готовностью - коммунистической диктатуре. В отличие от него, Ионеско уже в ранние годы выработал в себе привычку думать не так, как другие, привычку жить среди людей свободным человеком, не уступая своей сущностью. Приобретя один раз духовные и нравственные ориентиры, он уже больше не менял их.
Что же касается абсурда Ионеско, то сначала он не был связан с тем философским абсурдом, что его Сартр и Камю унаследовали от Кьеркегора. Он рождался из внимательного рассмотрения повседневного человеческого, преимущественно обывательства, существования. У Ионеско есть замечательное умение воплощать в искусстве повседневная, возвышая его до уровня общечеловеческого, вечного. Преподнося, но одновременно и окарикатурюючи, извлекая эпизоды из длинной цепи своих и чужих внутренних переживаний и превращая их в трагікомедію.Драматургію Ионеско принято делить на два периода. Сначала в пьесах преобладал критический, провокационный начало. Будучи абстракционистскими, с обычными театральными условностями, они выглядели, как революционные и нравились критикам левой ориентации, которые поспешили зачислить Ионеско к когорте антибуржуазних писателей.
Эти критики очень ошибались, ведь Ионеско стремился поскорее возродить «чистое» искусство, свободное от любой политики и любой идеологии, свободное от брехтівсько-сартрівської дидактики и ангажированности. Самым важным и интересным в искусстве Ионеско всегда считались его отстраненность и призрачность. И его собственные пьесы рождались не из идей, а из реплик, что подействовали на воображение автора, случайных образов, сновидений. Ионеско не любил театр, но с детства обожал кукольные спектакли. Может, именно поэтому персонажи его первых пьес, таких, как «Лысая певица» (1948), «Стулья» (1951), «Жертвы долга» (1952), «Амедей, или Как от него избавиться» (1953), такие безликие и роботоподобні, так похожи на марионеток, выражаются таким языком, не способны выразить мысли, живут в атмосфере гротеска и участвуют в действии, что не развивается, а идет по кругу или направляется к какой-нибудь абсурдной, пародийной развязки. Однако, по сути, абсурд даже тех первых пьес Ионеско был только воображаемым. Абсурд лишь обнажал нерв жизни, позволял взглянуть на все вокруг по-другому, заметить в людях их комические черты. 1 одновременно подчеркнуть трагизм их существования.
В конечном итоге Ионеско был вынужден публично отмежеваться от приписываемых ему идеологических намерений, а потому и его творчество, и он сам, ранее подвергавшиеся нападкам только правых ревнителей традиций, стали объектами нападок и левой критики. Эта атмосфера полемики изрядно способствовала эволюции творчества Ионеско. Гуманизм драматурга стал проявляться в его пьесах все сильнее, а сами они стали более зрелищными. Фантастическое начало в них даже усилился, но, несмотря на это, они стали если не более реалистичными - скорее уж символистскими,- и более понятными. Отчасти благодаря тому, что Ионеско выпустил на сцену что-то вроде самого себя, наивного и мужественного Беранже, который отстаивает права личности в борьбе с обществом, которое стремится его раздавить.
Впервые этот персонаж появляется в 1957 году, в пьесе «Убийца по призванию», где он, собственно говоря, олицетворяет человека вообще, человека, которому в течение всей ее жизни угрожает насилие, ненависть, смерть. Автор не отказался от своих критических наблюдений за обыденным языком, от комических эффектов, выходящих из языковых клише, от двусмысленных выражений, от скольжения содержания, от ассонансов и аллитераций, которыми отличались его ранние пьесы, но в конце 60-х годов они как бы отошли на второй план. Предыдущая язык: превратилась в фон, что определяло тональность и создавало атмосферу, а сквозь нее стал пробиваться: большие гибкая, ліричніша речь, насыщенная, образами, мыслями:, вопросами, язык намного класичніша, чем, та, что была раньше. Благодаря Беранже читатель и зритель^ узнали из пьес Ионеско о проблемах, волнующих автора: о трудности бытия («Убийца по: зову»),- о: то, как он боится смерти («Король умирает», 1962), о том, как ему хотелось бы преодолеть земное притяжение: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ судьбы: («Небесный: пешеход», 1962), о его страх перед тоталитаризмом («Носорог», 1960)..
«Носорог»
Жизнь людей полна проявлений, которые при внимательном рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это впечатляет, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики,а в сочетании получается что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX столетия неоднократно заканчивались: трагедиями целых народов, они осуществлялись: на глазах: писателей, которые видели противоречия между идеями: и их воплощением, и были свидетелями того, как большие массы людей, объединившись, делали вещи, несовместимые со здравым смыслом, которые никогда не совершили бы в одиночку, а потом: наивно ужасались и твердили, что все они ничего не знали и не понимали. Не случайно возник особый художественный направление, сосредоточил свое внимание на. освещении именно этого момента человеческого существования. Театр^абсурда, одним из ярчайших представителей которого является Эжен Йонеску, нарушает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир с этого нового' ракурса сквозь стекло драматургических средств. В пьесах: театр абсурда происходит то, чего бы никогда не может быть.
Как Йонєско, написав «Носорога», как будто, неожиданно превратился в одного из наиболее ярко выраженных политических писателей? В этой пьесе он рассказал, как на улицах какого-нибудь провинциального городка вдруг стали появляться неизвестно откуда носороги. Потом выяснилось, что на носорогов превращаются сами жители городка, в том числе и коллеги Беранже. У них вырастал рог, тело покрывалось жесткой кожей, и они перли напролом, сокрушая на своем пути все, что хоть сколько-нибудь отличалось от них самих. В конце концов, Беранже остался в городе единственным человеком, которая не пожелала превратиться в носорога. В «носороговій» болезни проступают две основные политические чумы нашего века: фашизм и коммунизм.. В пьесе Йонеску «Носороги» обычные жители обычного города начинают превращаться в носорогов, но это - лишь образ, что позволяет обобщить сам принцип потери людьми человеческого облика, которая, в свою очередь, является закономерным результатом тоталитарного общественного устройства. Не имеет значения, какого именно художественный прием делает обобщения универсальным. Когда эта пьеса была поставлена впервые, большинство зрителей и критиков считали, что речь идет о национал-социализме, но Йонеску опровергал подобное упрощенное толкование. Таких «носорогов» можно встретить не только в Германии, изображенное явление шире любой отдельный и конкретный случай. Речь скорее идет об общих причинах и принципы озверения людей и поиск путей противостояния, которые в пьесе представляет Беранже - одиночка, который стихийно выступает против тоталитаризма, против коллективных истерий и эпидемий (под видом ума или идей), которые и являются, по мнению автора, коллективным заболеванием. Неудачник и идеалист Беранже не очень похож на традиционного положительного героя, но именно он оказывается способным остаться человеком. В начале пьесы его образ кажется почти невнятным: он не декларирует четких идей, в отличие от других персонажей, кажется, не имеет даже собственной позиции, просто одним из первых чувствует опасность. Но дальнейшее развитие событий показывает, кто чего стоит. Отсутствие конкретных убеждений оказывается проигрышной только на первый взгляд, хотя сначала «идейные» персонажи убедительны, такие, как интеллигентный Жан, убежден, что «высший человек - это та, которая выполняет свой долг» и твердит о «оружие терпимости, культуры, интеллигентности». Не случайно среди них появляется Логик, который все свои силлогизмы выводит с классическими логическими ошибками. В его приемах мышления уже заранее закодированы возможности доказать что угодно, так же и нелогичность под маской логичности. Вставная относительно сюжета разговор о котах (если четыре лапы - это кот) - образ подобного мышления. Носорогов долго не желают замечать. их существование отрицают, называют «мистификацией», «пропагандой», «иллюзией». Для Беранже они - реальность, которая ему не нравится: «Тупое четвероногое, которое не стоит и однісінького слова! Да еще и лютое...». Когда носорогов становится много, начинают звучать другие голоса протеста раздаются или декларативно, или неубедительно. Слова Жана перед превращением его в животное освещают дополнительное содержание образа «носорогов», не так идеологического плана (умышленно не уточняется), как самый принцип отношения к людям: «Я не то что не люблю людей, они мне безразличны или же гадкие, пусть только не становятся мне на дороге, я розчавлю их», «У меня есть цель, и я рвусь к ней». В таком подходе уже есть что-то нечеловеческое. Другой персонаж Дударь, склонен к философским размышлениям, спрашивает риторически: «Разве можно знать, где зло, а где добро?» и попадает в ловушку собственных убеждений: почему бы ему не присоединиться к большой всемирной семьи», когда большинство носорогов? «Надо идти за временем»,- говорит перед преобразованием на носорога Ботар. «Выбери себе ту реальность, которая тебе подходит»,- советует Беранже Дези. Она предлагает ему: «Вдвоем, без никого - быть счастливыми». Но именно попытка бегства в вымышленный мир приводит к тому, что она потом начинает увлекаться носорогами - «Это они народ. И им хорошо в их шкуре». Беранже считает, что сам он не слишком разбирается в философии, но чувствует опасность сердцем. И сердце оказывается умнее «ум». Именно этим он выделяется из своего окружения, и именно способность чувствовать, сочувствовать, страдать из-за совести позволяют ему сопротивляться эпидемии. Разгадав главную сущность сопротивления Беранже, можно понять и авторский замысел: чтобы не допускать «массового психоза», надо учиться сохранять в себе человечность.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Убийца по призванию», «Король умирает», «Небесный пешеход», «Носорог».
ЛИТЕРАТУРА:
1.Йонеско Есть. «Носорог» Г.- 1991.;
2. Проскурникова Т. Б. Французская антидрама.- М., 1968.;
3. Андреев Л. Г. Современная литература Франции: 60-е годы - М., 1977.
|
|
|