ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ИОНЕСКО, Эжен

(1912 - 1994)

ИОНЕСКО, Эжен - творчество писателя

ИОНЕСКО, Эжен (Ionesco, Eugene - 26.11.1912, Брашов, Румыния - 28.03.1994, Париж) - французский драматург.

Его отец был румыном, а мать - француженкой, следовательно Ионеско был связан с двумя национальными культурами. Детство он провел во Франции (сразу после рождения мальчика родители переехали в Париж), а годы юности - в Румынии. в 1929 г. он поступил на литературный факультет Бухарестского университета, где познакомился со своей будущей женой, с которой прожил вместе долгую жизнь. Некоторое время Ионеско преподавал французский язык, а на румынском он выдал в начале 30-х pp. сборник стихов и книгу эссе. 1938 p., получив правительственный грант, он приехал в Париж, чтобы работать над докторской диссертацией о мотивы греха и смерти во французской поэзии после III. Бодлера, которую он защитил в Сорбонне. Во время войны Ионеско жил во Франции, работая корректором в юридическом издательстве. Там он познакомился со средой чиновников, которое впоследствии воспроизвел в «Носорогах».

До 1948 г. Ионеско писал только свой дневник и чувствовал, по его собственным словам, сразу к театру. В 1950 г. в парижском театре Ла Юшетт режиссер Н. Батай поставил первую пьесу Ионеско «Лысая певица»(La cantatrice chauve», изд. 1953). Поводом к написанию пьесы стало ознакомление Ионеско с самоучителем английского языка. В бессмысленности заучуваних фраз, в бессмысленности диалогов, в банальности мыслей и алогичности ситуаций, воспроизводимых в учебнике, Ионеско увидел отображение абсурдности человеческого бытия.

«Лысая певица» имеет подзаголовок «анти-пьеса». Ионеско, действительно, написал произведение, которое разрушает каноны драматургии. «Лысая певица» - пьеса камерная, как, впрочем, и большинство пьес Ионеско. Главные персонажи - супружеская пара Смитов и чета Мартинов, которые наведались в гости к Смитов. Пьеса лишена традиционного сюжета, в ней, по сути, ничего не происходит. Персонажи обмениваются репликами, словами, в которых отсутствует новая информация и оригинальная живая мысль. Диалог в пьесе построен по принципу алогичности, разрушение причиновонаслідкових связей. Динамизм пьесы заключается в том, что по мере приближения к финалу речь персонажей становится все нерозбірливішою, и в заключительной сцене герои бросают в лицо друг другу уже не реплики и даже не слова, а отдельные слоги и звуки.

В «Голомозій певице» нет характеров: персонажи пьесы лишены индивидуальных психологических черт, это марионетки без собственной воли и языка. В статье «Трагедия языка» («La tragedie du langage») Ионеско с тревогой писал об утрате современным человеком способности думать и быть собой, потерю индивидуальности. Теряя себя, человек теряет язык, что превращается в «разговор, который ведется, чтобы ничего не сказать». Автоматизм языка - главная тема не только «Голомозої певицы», но и всей драматургии И. Пьеса Ионеско учит нонконформизма, развенчивает мелкого буржуа как тотального конформиста, как человека воспринятых им идей и лозунгов. В этом смысле сам Ионеско говорил о «Плешивую певицу» как о театральное произведение, что «имеет» особое дидактическое нагрузки. Источник комического у Ионеско - в знеособленні, взаимозаменяемости персонажей. «Трагический персонаж не меняется, он разбивается: он это он, он реальный. Комические персонажи - это несуществующие люди», - писал Ионеско.

Спектакль прошел почти незамеченным и был снят через полтора месяца после премьеры. Публика была шокирована нелогичностью и малозрозумілістю пьесы. «Лысая певица» - один из самых ярких образцов «театра абсурда». Ионеско использует фарсовые приемы, гротеск, элементы буффонады.

Вторая пьеса Ионеско «Урок» («La lecon», пост. 1951) развивает идею драматурга о творческую энергию языка. Речь трансформирует реальность: скромный учитель превращается в убийцу, потому что «арифметика ведет к фитологии, филология - к преступлению». Учитель, носитель языка, воплощение интеллектуального, умного первоистока, в своем противостоянии с наивным самодовольством и неотесанным «трезвым рассудком» своей ученицы поддается энергии языка, ее власти и совершает преступление.

В фарсе-трагедии «Стулья» (Les chaises», пост. 1952, изд. 1954) изображена трагическая судьба двух старых, нищих и одиночек, которые путают реальность и свои фантазии, ожидают прихода гостей и оратора, который должен возвестить всем определенную истину. Гости так и не приходят, и старые разыгрывают сцену приема гостей, в которой воображаемые, нереальные, невидимые персонажи оказываются более реальными, чем живые люди. Старые сводят счеты с жизнью, доверяя оратору выразить истину вместо них, но оратор оказывается глухонемым.

Переплетение трагического и комического, усиление аллегорического звучания пьесы, использование эксцентрики и гротеска, парадокса служат раскрытию темы призрачности человеческого существования.

Пьесы «Жертвы долга» («Victimes du devoir», пост. 1953, изд. 1954), «Амедей, или Как лучше его лишиться» («Amedee, ou Comment s'endebarrasser», 1954), «Убийца по призванию» («Tueur sans gages», 1958) развивают тему абсурдности бытия, постепенно разрушают внешнюю правдоподобность образа, нередко иллюстрируя процессы, происходящие в подсознании.

Пьеса «Носороги» («Rhinoceros», 1959) - аллегория человеческого общества, где озверение людей - закономерный результат социального устройства. Главный герой пьесы - Беранже становится свидетелем того, как жители небольшого провинциального городка превращаются в носорогов. Беранже теряет свою возлюбленную Дэзи, которая, в конце концов, пристала к стаду носорогов. Только неудачник и идеалист Беранже до конца сохраняет свое человеческое подобие и находит мужество до конца оставаться человеком.

В «Носорогах» впервые появляется характер, герой-одиночка, который противостоит силам тоталитаризма. Первые зрители и критики увидели в «Носорогах» прежде всего антифашистскую пьесу, и болезнь жителей маленького городка ассоциировалась с нацистской чумой. Впоследствии Ионеско так объяснял замысел своего произведения: «Носороги» - без сомнения, антинацистский произведение, но прежде всего это пьеса против коллективных истерий и эпидемий, что скрываются под личиной ума и идей, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями, которые оправдывают разные идеологии».

В 1962 г. вышел в свет сборник литературно-критических статей и эссе «Заметки и заметки им наперекор» («Notes et conre-notes»), куда, в частности, вошли статьи и заметки «Как всегда - об авангарде»(«Toujours sur l'avant-garde»), «Трагедия языка»(«La tragedie du langage»), «О кризисе театра» {«Sm la crise du theatre»), «Підреальне как раз реалистическое»(«Le sous-reel est realiste»).

Авангардом Ионеско называет такое искусство, которое сочетает в себе конкретно-историческое и универсальное, которое в актуальном видит определенную «неизменную общую основу, что ее можно раскрыть непосредственно в себе». Ионеско не отрицает, что авангардный театр - это театр для элиты, поскольку это театр поиска, театр-лаборатория. Но драматург убежден, что элитарность такого театра - не причина, чтобы препятствовать его существованию, поскольку он отражает определенную духовную потребность, которая зародилась в обществе. С точки зрения Ионеско, искусство по своей природе является благородным, поскольку защищает индивидуальность от стадности. Как писал Ионеско, «настоящая благородство являются не чем иным, как стремлением к свободе».

Драматург выступал против ангажированности искусства:»...Ангажированность ампутує человека. Сартри делают все для настоящего отчуждения душ». Важной задачей в искусстве он считал открытие огромных пространств, которые находятся внутри нас самих. Образцом театра Ионеско служил футбольный матч с его непредсказуемостью, динамизмом и драматизмом, наслаждением от игры как таковой.

В пьесах «Воздушный пешеход» («Pieton de l'air», 1963) и «Король умирает» («Le roi se meurt», 1963) главной становится тема смерти и разрушения. На этом этапе можно говорить об усилении смыслового аспекта в драматургии Ионеско, что в чем-то сближает его с екзистенціалістською драмой.

Пьеса «Жажда и голод» («La soif et la faim», опубл. 1965, пост. 1966) показала уход Ионеско от сатирической направленности и относительной конкретности изображения, свойственных для «Носорогов» и «Короля...». «Жажда и голод» - наиболее полное воплощение пессимистических идей драматурга, знакомых читателю и зрителю за его ранними произведениями.

В пьесе «Забавы в резню» («Jeux de mas-sacre», 1970) драматург создал картину тотального уничтожения и повторил традиционный для театра абсурда мотив неизбежности смерти.

В 1970 г. Ионеско был избран членом Французской академии. 1972 г. поставлена его новая пьеса «Макбет» («Macbett»). Кроме пьес, Ионеско написал также роман «Бирюк»(«La solitaire», 1974) и несколько серий детских книг. Умер драматург в Париже 28 марта 1994 г.

Ионеско - признанный мэтр французской литературы, один из основателей «драмы абсурда», классик, в котором, по выражению французского критика С. Дубровского, французы видят «едкого наблюдателя, безжалостного коллекционера человеческой глупости и образцового знатока дураков».



В. Триков