Основные мотивы лирики Пушкина
Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются наиболее существенные проблемы современной ему жизни, намечаются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина - это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество - вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.
Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» - своеобраВНОе поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». И какие бы политические страсти ни кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время требует не только новых тем, но и нового их решения. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастності, которая была присуща только интимной лирике, например, стихотворение «К Чаадаєву».
Одна из главных тем творчества Пушкина - тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отражена в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:
И так любовью утомленный,
Наскуча лепетом молвы,
Заране отказались вы
Вот вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберете вы?
Поэт:
Свободу.
В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отражается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка придает новую силу чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:
«И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь,
и внемли, исполнись волею моей,
и, обходя моря и земли,
глаголом жги сердца людей!».
Любовная лирика Пушкина необыкновенно богата и раВНОобразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержанию произведения (нет четкого поделенную на жанры - элегию, романс, послание). Например, известна поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.
Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже если этот выбор не в его пользу. Характерный пример - стихотворение «Я вас любил». Его любовь - это прежде всего любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувства.
Любовь, по Пушкину, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдания. Яркий пример такого взгляда на любовь - поэзия «На холмах Грузии лежит ночная дымка...»:
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любит оно не может.
Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследии поэта - философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, что отражает вечную течение жизни, неподвластной человека.
Увіршах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как природные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудра и справедлива, Пушкин склоняет голову перед самым чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.
К философской лирике относятся и произведения, где Пушкин излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятия раб и властелин, в его воображении эти лица равноправны, поэтому возникают такие строки:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом...
Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство - это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.
Пушкин - первый русский писатель мирового значения, имел влияние не только на российский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.
|
|