ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЯНГ, Эдвард

(1683 - 1765)

ЯНГ, Эдвард - творчество писателя

ЯНГ, Эдвард (Young, Edward - июнь, 1683, Апем, поблете. Винчестера - 05.04. 1765, Велвін, Хартфордшир) - английский поэт.

Родился в семье священника. Окончил Вестминстерский колледж, затем Оксфордский университет. Сведения о жизни Янга в этот период весьма ограничены и противоречивы. По свидетельству некоторых его современников, он уже в юности отличался истовой религиоВНОстью и меланхолійністю. Говорят, что во время обучения в Вестминстерском колледже Янг вроде любил прогуливаться по местным кладбищем, читая отчеканены на гробівцях эпитафии, а в Оксфорде свои первые поэтические произведения он даже днем писал за плотно зашторенными окнами, при зажженных свечах. Зато, как вспоминал А. Поуп, с которым поэт поддерживал дружеские отношения, у Янга была «весьма отчаянная молодость», и он не чурался легкомысленных развлечений. Кроме Поупа, друзьями Янга были Дж. Свифт, Дж. Аддисон, Дж. Арбетнот и много других поэтов и писателей.

Первым произведением, которое Янґу удалось опубликовать, стала «Епістола к лорду Ланздауна» («An Epistle to Lord Lansdowne», 1713). Посвящая свое произведение известному политику и автору нескольких пьес лорду Ланздаунові, начинающий поэт, очевидно, надеялся получить в его лице щедрого и влиятельного покровителя. Но надеждам Я. не суждено было сбыться - после смерти королевы Анны политическая ситуация в стране очень изменилась, Ланздаун сначала попал в немилость, а впоследствии даже оказался в Тауэре. Кроме панегириков в честь политических и литературных талантов предполагаемого патрона, «Епістола к лорду Ланздауна» содержит обзор и оценку современного состояния драматургии, а также попытку определить национальную самобытность, национальные черты английского театра.

Почти одновременно с «Епістолою» увидела свет и поэма Янга «Последний день» («The Last Day», 1713), в которой поэт обратился к довольно популярной на рубеже XVII и XVIII вв. темы Страшного суда. Художественные особенности поэмы определяются, с одной стороны, влиянием приемов религиоВНОй медитации, внедренных в практику христианской церкви основателем ордена иезуитов И. Лойолой (1491(?) - 1556), а с другой - интересом к тем явлениям природы, которые через свою «неэстетичность» в течение длительного времени находились вне сферы литературного творчества, и лишь в начале XVIII в. писатели заинтересовались ими. К таким явлениям относились ураганы, штормы, пейзажи дикой природы и т.д. Современникам Янга, в отличие от их предшественников, эти природные феномены казались особенно живописными и возвышенными. В «Последнем дне «автор уделяет большое внимание описанию катаклизмов, которыми сопровождается агония світотвору. Янг использовал опыт религиоВНОй медитации для усиления эмоционального воздействия поэмы на читателей. А эмоциональный отзыв, согласно традиции религиоВНОй медитации, должен был стать основой изменений в духовном мире личности. В следующем году поэт опубликовал еще одну религиоВНО-дидактическую поэму «Могущество веры, или Победоносная любовь» («The Force of Religion, or Vanquished Love»).

В раннем творчестве Янг обращался к самых различных жанров: оды, сатиры, трагедии. Две трагедии Янга - «Бузиріс» («Busiris», 1719) и «Месть» («The Revenge», 1721) - даже были поставлены на сценах лондонских театров. Но ни материального благосостояния, ни настоящей славы, о которой мечтал поэт, произведения этого периода ему не принесли. Очевидно, именно по этой причине в 1727 г. Янг выучился на священника. Позже он был избран королевским капелланом и получил приход в Велвіні. Правда, и на этой ниве его достижения не слишком впечатляли. Литературная слава и общеевропейское признание пришли к Янга, когда он был уже в весьма зрелом возрасте - ему исполнилось 60 лет. И эту славу поэту принесла поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» («The Complaint, or Night Thoughts on Life, Death and Immortality», 1742 - 1745).

Вместе с поэмой появилась и легенда, которая получила среди читателей не меньшую популярность, чем сами «Ночные размышления». Поговаривали, что толчком к созданию произведения послужила почти одновременная смерть трех близких поэту людей - жены, названной дочери и ее мужа. Образ Янга также приобрел легендарных рис. В воображении читателей он представал седым старцем, который после пережитых страданий потерял всякий интерес к жизни и теперь любит лунными ночами бродить по кладбищу, размышляя о суете человеческого существования и призывая смерть освободить его от тягот земного бытия. Именно так обычно изображали Янга и на иллюстрациях к его поэмы. Знаменательно, что поэт в известной мере сам стимулировал создание ореола таинственности вокруг своей фигуры и в предисловии к «Ночных размышлений» писал: «Поскольку причиной для написания поэмы послужили события реальные, а не выдуманные, то авторский метод основывается на принципе изложения всего, что спонтанно рождалось в его сознании по этому поводу».

Вера читателей в искренность Янга была настолько большой, что даже известный английский критик XVIII в. С. Джонсон не решился разрушить распространенную легенду. Статью о Янга для «Жизнеописаний английских поэтов» (1779-1781) он попросил написать другого автора. Среди 52 биографий это единственная, которую написал не Джонсон. Лишь впоследствии исследователи творчества Янга доказали, что в содержании поэмы немало вымышленных фактов, которые не соответствуют реальной биографии поэта. Но возникновение легенды в определенном смысле входило в творческих планов автора «Ночных размышлений».

Следуя логике литературного процесса, Янг в своей поэме совершил попытку перейти от изображения «человека вообще» к изображению «человека отдельного», однако ни поэтическое мышление, ни язык поэзии в то время еще не были готовы к воспроизведению сложных и раВНОобразных душевных переживаний отдельной личности - слишком долго литература ориентировалась на изображение общего и универсального. Автор «Ночных размышлений « попытался преодолеть это противоречие, отождествив себя с героем поэмы. Он рассчитывал на то, что такой прием придаст большей лиричности традиционной поэтической риторике, вдохновит ее живым человеческим чувством. Другое отношение к поэме Янг ждал и от читателя: для него стало важным читательское сочувствие и сопереживание. Он сознательно изображает своего героя в ситуациях, которые должны помочь привлечь симпатию читателя. Примечательна с этой точки зрения рассказанная в «Ночных размышлениях» история названной дочери Я., изображенной в поэме под именем Нарциссы. Отец привозит больную девушку во французский курортный городок Монпелье. Здесь она умирает, но городские власти запрещают похоронить ее, протестантку, на католическом кладбище. Несчастному отцу приходится похоронить Нарцисса тайком, среди ночи, без соблюдения надлежащих ритуалов. Не одно поколение читателей оплакувало горькую судьбу Нарциссы и страдания ее отца, пока в середине XIX в. не выяснилось, что названная дочь Янга была похоронена на протестантском кладбище в совсем другом городе, а сам поэт на то время находился в Англии.

Вместе с тем, в поэме герой выступает не только в роли «мученика», но и в роли «проповедника». Он пытается поделиться с другими полученным в страданиях мудростью. В своей проповеди он опирается на традиционные постулаты христианской морали. Большая часть поучений адресована Лоренціо - юнцу, которого главный герой пытается наставить на путь добродетели. Образ Лоренціо весьма пассивный и невыразительный. Он нужен автору как слушатель, а не как собеседник. Однако и образ Лоренціо в поэме, в конце концов, подвергается некоторой эволюции: в первых главах он предстает легкомысленным юношей, который жаждет наслаждений, а во второй половине книги превращается в атеиста, которого автор пытается убедить в существовании Бога, загробной жизни и истинности христианского вероучения.

Интерес Янга к миру человеческих переживаний, новый характер взаимоотношений с читателем - все это позволяет прийти к выводу о том, что в его творчестве 40-х гг. происходило формирование нового литературного направления - сентиментализма. Увлечение поэта мрачными темами - смерть, марнотність земной жизни, Страшный суд и т.п. - предоставило историкам литературы основания рассматривать Янга как главу школы «кладбищенской поэзии» в английском писательстве. А учитывая энтузиазм, с которым Янг защищает свои идеи, постоянные обращения к читателю с вопросами, словно втягивают его в спор, напряженность «белого стиха», которым написана поэма, многочисленные повторы, оригинальные сравнения и яркие образы, поддерживают эту напряженность, - все это вполне объясняет тот факт, что поэма Янга «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии « имела большой успех как на родине, так и на континенте и привела к многих подражаний.

В то же время нельзя не согласиться с мнением Ю. Левина о том, что «направленность против просветительского оптимизма, гедонизма и безверие, глубокий лиризм и страстный пафос поэтической проповеди, обращенной не столько к размышлению, сколько к чувству, сделали поэму одним из основных произведений сентиментализма.

В 1759 г. Янг опубликовал трактат «Размышления об оригинальном творчестве» («Conjectures on Original Composition»), которому также суждено было сыграть заметную роль в формировании литературной теории XVIII ст. Книга Янга стала первой серьеВНОй попыткой осмысления тех новых тенденций в литературе, которые впоследствии были определены как преромантичні. Янг призывает современных ему авторов отказаться от слепого подражания античным образцам, поверить в собственные силы и научиться ценить оригинальность как одну из главных достоинств литературного произведения. «Загляни в бездну души твоей, осягни ее пределы, склонности и полную силу, как можно лучше познай незнакомца, что прячется в тебе, и пусть гений твой (если ты его имеешь) восстанет, как солнце из хаоса». Автором, который не стушевался от осознания собственной оригинальности, собственного таланта и поэтому достиг уровня античных мастеров, Янг считал В. Шекспира.



В. Ганин